Методическая разработка "Конструирование примеров для усвоения определений и методика их обсуждения с учащимися"
методическая разработка по математике на тему

Обобщение опыта работы по теме самообразование "Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся"

По материаллам областных педагогических чтений. г. Брянск

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilogenie.ppsx225.79 КБ
PDF icon statia.pdf360.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конструирование примеров для этапа усвоения понятий и методика их обсуждения Методика Формирования Понятий

Слайд 3

Методика Формирования Понятий Методика формирования математических понятий включает следующие этапы: Введение определения; Усвоение определения; Закрепление понятия.

Слайд 4

Методика Формирования Понятий На этапе реализуются две цели: запомнить определение и научиться проверять, подходит объект под рассматриваемое понятие или нет. усвоения

Слайд 5

Методика Формирования Понятий Определение математических понятий можно использовать в различных видах действий. Выбор действий определяется целью усвоения понятия. Вводится термин. «Понятийная познавательная деятельность»

Слайд 6

Методика Формирования Понятий 1. Наличие обратимого перевода содержания понятий со словесного языка на язык образов разной степени обобщенности . 2. Установление связей данного понятия с рядом других понятий. 3. Выделение и дифференциацию признаков, характеризующих объект или явление; Классификацию всех выделенных признаков по степени их обобщенности и существенности для решения конкретной задачи.

Слайд 7

Методика Формирования Понятий 4. Сформированность основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), Характеризующихся свойством обратимости. 5. Участие предметно-практического опыта учащихся в процессах становления и функционирования понятия

Слайд 8

Методика Формирования Понятий Действия подведения объектов под определение А л г о р и т м Вспомнить (повторить прочитать) определение понятия. Выделить в определении необходимые и одновременно достаточные свойства объектов данного класса.

Слайд 9

Методика Формирования Понятий Если признаки связаны союзом « и » , то проверять нужно все . Если союзом « или » , то хотя бы один из них . Проверить наличие у данного объекта существенных признаков понятия. Сделать вывод о принадлежности объекта к понятию.

Слайд 10

Методика Формирования Понятий Пример 1 Понятие «Перпендикулярные прямые» 1) Выделить существенные признаки понятия. а) две прямые линии б) пересекаются с) образуют угол 90 0 2) Проверить, есть ли у данного объекта указанные признаки. AB и BD a) б) с) BD и AC a) б) с) AC и BK a) б) с) 3) Сделать вывод. + + - нет + + - нет + + + да

Слайд 11

Методика Формирования Понятий Другой вариант организации работы ? и ? a) б) с) + + + да ? и ? a) б) с) - + - нет

Слайд 12

Методика Формирования Понятий Пример 2 Понятие « Касательная к окружности » прямая проходит через точку на окружность Перпендикуляр -на к радиусу радиус проведен в общую точку + + + + + + + - - + + + + + - да нет нет да нет вывод

Слайд 13

Методика Формирования Понятий Пример 3 Понятие « Дробь у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называется неправильной » (союз «или») дробь числ. больше знаменателя числ. равен знаменателю 1 5 6 + - - 2 2002 - - - 3 31 6 + + - 4 6 6 + - + вывод нет нет да да

Слайд 14

Методика Формирования Понятий Пример 4 Понятие « Координатный луч » (Луч с заданным единичным отрезком) луч ед. отрезок на луче 1 + + 2 + + 3 + + 4 + + вывод да да да да

Слайд 15

Методика Формирования Понятий Пример 4 Понятие « Координатный луч » (Луч с заданным единичным отрезком) луч ед. отрезок на луче 5 - + 6 + - 7 + - 8 - + 9 + + вывод нет нет нет нет ?

Слайд 16

Методика Формирования Понятий Понятие «Буквенные выражения» (5 класс) Определение: Выражения, в которых некоторые числа обозначены буквами – буквенные выражения. Существенные признаки: а) выражение б) содержит букву

Слайд 17

Методика Формирования Понятий Примеры на «да» - варьируем несущественные признаки. (знаки, действия,числа, буквы) 1) ( 32 – 7 ) : 4 + k 2) 3 + a + b 3) a b c d 4) ( a . 5 ) + 4 5) 16 – d + d – d 6) ( a – 5 + b . 3 ) : 8

Слайд 18

Методика Формирования Понятий Примеры на «нет» - отвергаем один или несколько существенные признаков. 1) 2002 2) 7 + ( x – 8 3) 5 – 8x : + 3 4) 5 + x = 13 5) 25 – 5 = 20 6) ( ( + ) : ) 7) 42 – ( 7 + 11 ) - 4

Слайд 19

Методика Формирования Понятий 6 раз по 8 5 По рисунку найти делимое , делитель, частное и остаток. Запиши соотношения между ними пользуясь формулой деления с остатком : a = bc + r, r

Слайд 20

Формирование умения видеть структуру определения. Прочитай определения и назови определяемые понятия , какие «старые», известные понятия используются для определений? лучом называется часть прямой , ограниченная с одной стороны отрезком называется часть прямой, ограниченная с обеих сторон линия называется ломаной , если она состоит из отрезков никакие два из этих отрезков с общим концом не лежат на одной прямой . Методика Формирования Понятий

Слайд 21

Формирование умения видеть структуру определения. каждый из отрезков, составляющих ломаную, называется звеном ломаной замкнутая ломаная линия называется многоугольником четырехугольником называется многоугольник с четырьмя сторонами квадратом называется прямоугольник , у которого все стороны равны многоугольник называется правильным, если у него все стороны и углы равны Методика Формирования Понятий

Слайд 22

Проект МПИ Математика. Психология. Интеллект. Основное назначение - интеллектуальное воспитание уч-ся на основе актуализации и обогащения умственного опыта каждого ребенка.

Слайд 23

Помочь будущему НОВОЕ ОПЫТ РЕБЕНКА Есть опыт Нет опыта Опыт есть Но нас не устраивает Его надо учесть Надо перестроить Анализ учебных текстов МПИ

Слайд 24

Отличительные черты учебных книг. На страницах книг авторы ведут заинтересованный диалог с читателем. Форма диалога – добрая сказка , острый детектив, фантастический рассказ, пьеса для театра или просто серьезное повествование.

Слайд 25

Отличительные черты учебных книг. Учет психологических особенностей процесса усвоения понятий , целенаправленное развитие понятийного мышления уч-ся.

Слайд 26

Отличительные черты учебных книг. Формирование базовых интеллектуальных качеств: любознательности, критичности, дисциплинированности, самоконтроля и т.д.

Слайд 27

Отличительные черты учебных книг. Обеспечение психологически комфортного режима умственной деятельности дающего возможность ребенку продвигаться по учебному материалу в удобном для него темпе и выбирать стратегию обучения в соответствии со своими индивидуальными склонностями.

Слайд 28

Отличительные черты учебных книг. Ознакомление учащихся с метокогнетивной информацией об особенностях и своеобразии их памяти, внимания, образного и логического мышления п т.д. что помогает им осознанно относиться к процессу обучения

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс Работа по введению и усвоению определений, или "Семь вопросов Квинтиллиана"

В работе представлен прием введения определений на уроке математики, используется презентация....

Методическая статья "Технология полного усвоения"

Методическая статьяУчителя математики ГБОУ школы 401Боценковой Татьяны Сергеевны Технология полного усвоения  Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и ...

«Приемы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений»

Приёмы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений...

Методическая разработка. Критерии оценки усвоения материала по работе над темой "Безопасная арка".

После обучения правилам безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории, по данным разработанным критериям, можно отследить конечный результат и вести статистический ...

Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человеческой жизни. Л.Д. Наза...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "Основы социальной жизни" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9,10 классах"

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "Основы социальной жизни" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9,1...