Рабочая программа элективного курса по математике « Реальная математика » 9 класс
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Гаршина Лилия Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА


         Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Программа элективного курса  « Реальная математика»  способствует лучшему усвоению курса математики  и успешного прохождения ОГЭ. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Содержание элективного курса определяется на основе:

1. Федерального  компонента  государственного  стандарта основного общего образования по математике  (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

2.Положения Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования  (Приказ  Минобрнауки  России от 17.12.2010

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

 

Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей:

·                    интеграция разных тем;

·                    практическая  значимость для обучающихся ;

·                    использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ

·                    дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ.

В своей работе применяю следующие :

Первый принцип – тренировочный. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Второй принцип – индивидуальный. Ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Четвертый принцип – контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

     Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

 

                 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

  Занятия   направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

·  формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

·  овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

·  развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;

·  воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели :

-                   подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

-                   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

-                   воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.

Задачи:

-                   повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики ;

-                   формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности ;

-                   развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9klass_rab_progr_elektiv.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                  муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Принята:

 на педагогическом

 совете

МКОУ «Красноармейская ООШ»

 

Протокол №  10

 от « 28 » августа 2014  г.

 Согласована: ___________________

     заместитель директора по УВР

               Е.В. Громова  

«   28  » августа 2015 г.

                                     

Утверждена:

 _________________

Директор

МКОУ

«Красноармейская  ООШ»                                Г.В. Сысоева

Приказ № 77  

от «  31  » августа  2015 г

Рабочая программа элективного курса по

математике

« Реальная математика »

9 класс

базовый уровень

на 2015/ 2016 учебный год.

Разработана

Гаршиной Лилией Владимировной

учителем математики I КК

п. Красноармейский

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА


        Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Программа элективного курса  « Реальная математика»  способствует лучшему усвоению курса математики  и успешного прохождения ОГЭ. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Содержание элективного курса определяется на основе:

1. Федерального  компонента  государственного  стандарта основного общего образования по математике  (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

2.Положения Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования  (Приказ  Минобрнауки  России от 17.12.2010

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей:

  • интеграция разных тем;
  • практическая  значимость для обучающихся ;
  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ
  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ.

В своей работе применяю следующие :

Первый принцип – тренировочный. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Второй принцип – индивидуальный. Ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Четвертый принцип – контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

     Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

                 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

  Занятия   направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса. 

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели :

  • подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.

Задачи:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики ;
  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности ;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

           Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Элективный курс « Реальная математика »  для учащихся 9 класса  базового обучения и рассчитан на 17 часов .

                   Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;
  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;
  • видеофильмы, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате.

Педагогические технологии: развивающего обучения, ИКТ.

                       

Содержание обучения

Тема 1. Алгебраические  выражения и их преобразования (8 ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Геометрия     (3   ч)

Вычисление углов. Подобие треугольников. Вычисление площадей плоских фигур. Решение прикладных задач геометрии.

Тема 8.  Решение текстовых задач. (6 ч) 

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,  на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

             

                            Календарно-тематический план

РАЗДЕЛ

ТЕМА

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Алгебраические выражения и их преобразования

8

Обыкновенные и десятичные дроби

1

Алгебраические дроби и их преобразования.

1

Многочлены. Приемы разложения на множители.

1

Степени с целым показателем и их свойства

1

Арифметический вадратный корень и его свойства

1

Выражение переменной  из формулы. Нахождение значений переменной.

1

Сравнение величин

1

Тренировочная работа №1

1

  7

Геометрия

3

Подобие треугольников

1

Вычисление площадей. Параллелограмм. Треугольник. Трапеция.

2

9

Решение текстовых задач.

6

Решение задач на движение  по

  прямой.

1

Решение задач на совместную работу.

1

Решение задач на движение по реке.

1

Решение задач на проценты

1

Решение задач на смеси и сплавы

1

Тренировочная работа№2

1

Требования к математической подготовке учащихся

знать:

- назначение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;

- широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- назначение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь:

·  выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

·  выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями;

·  выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

·  применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

·  решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

·  решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

·  изображать числа точками на координатной прямой;

·  определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

·  распознавать арифметические и геометрические прогрессии;

·  решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

·  находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

·  определять свойства функции по ее графику;

·  применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

·  описывать свойства изученных функций, строить их графики;

·  извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы, графики;

·  решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

·  вычислять средние значения результатов измерений;

·  находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

·  находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного приобретения и применения знаний в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; пользоваться предметными указателями энциклопедий и справочников для нахождения информации; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

·  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

·  моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

·  описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

·  интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Используемая литература и учебно-методические средства обучения

  1. Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев. Алгебра. 9 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1996.
  2. ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике . Все задачи части 1/
  3. И.В. Ященко,Л.О.Рослова и др.; под ред. А.Л. Семенова,И.В. Ященко-М., Издательство « Экзамен» , издательство МЦНМО, 2015
  4. Семенов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014.Учебное пособие./А.В.Семенов,А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров; под ред. И.В.Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования._М.: Интеллект_Центр,2014.
  5.  Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников».Модуль1:Алгебра /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014
  6. Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников». Модуль2:Геометрия  /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014
  7. .Математика.Базовый уровень ГИА_2014.Пособие для «чайников».Модуль3: Реальная математика  /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на-Дону: Легион,2014
  8. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Под ред. С.А. Теляковского. Алгебра, 9. М.: Просвещение, 2012.

Список электронных ресурсов:

                

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий

 http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики»   для 10 - 11 классов (базовый уровень)...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...

Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы по математике" для 11 класса

Рабочая программа электива по математике для подготовки к ЕГЭ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...

Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 10 класса 2019

Рабочая программа элективного учебного предмета « Элементы  высшей математики» для учащихся 10  класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, кандидата пед. нау...