РП по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

рабочая программа 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность

В ходе освоения содержания курса математики обучающиеся получают возможность развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, сформировать навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Рабочая программа разработана на основе

  • Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра.  7-9 кл. Алгебра и начала анализа 10-11 кл /сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.:Мнемозина, 2007 г.- 64с.;
  • Учебник. И.И. Зубарева математика 6 класс: учебн. для  общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева. А.Г. Мордкович – 16-е изд., доп.-М. Мнемозина:, 2009. – 264 с.: ил.

Статус программы

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, требований здоровьесберегающих технологий.

Класс – 6

Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 166 учебных часов из расчёта 5 учебных часов в неделю. На проведение контрольных работ отводится  9 часов.

Сроки реализации – 1 год

Общая характеристика учебного предмета

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный,  решение проблемно-поисковых задач.

Режим занятий – классно-урочная система.

Межпредметная связь

Тема «Сложение чисел с разными знаками» - география, физика.

Тема «Масштаб. Координаты» - музыка, география.

Тема «Диаграммы» -общество, география, биология

Тема «Решение задач» - история

Работа с текстом учебника – литература

Тема «Симметрия»- искусство.

Цели обучения  

  • Формирование представлений о целостности и непрерывности курса, систематическое развитие понятия числа;
  • Овладение умением обобщения и систематизации знаний, выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
  • Развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей  в области математики;
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе обучения математике по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики  и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
  • усвоения аппарата положительных и отрицательных чисел,  уравнений  как основного средства математического моделирования прикладных задач;
  • закреплять умения учащихся разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • осуществление функциональной подготовки школьников;
  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности

   В основу курса математики для 6 класса положены такие принципы как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей алгебры» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.
  3. Практико-ориентированность, обеспечивающая,  отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным  усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается  систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Используемые технологии:

  • традиционная классно-урочная
  • здоровьесберегающие;
  • уровневой дифференциации
  • ИКТ
  • проблемного обучения
  • поэтапного освоения знаний

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6 КЛАССА


АРИФМЕТИКА

Рациональные числа (40 ч).

       Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Противоположные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.

      Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
      Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.

     
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. 


Натуральные числа (20 ч).

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.  Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Признак делимости произведения. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. 

 Дроби (40 ч).

Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей.  Нахождение части от целого и целого по его части в один прием

 НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ

Алгебраические выражения. Уравнения (44 ч).

     
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую. 
   
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования). 
   
Отношения.  Пропорциональность величин. 

 Координаты (8 ч).

   
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой.  Геометрический смысл модуля числа.  Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
     
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.

НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФАКТЫ КУРСА ГЕОМЕТРИИ


Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости (12 ч). 

   
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число π. Длина окружности. Площадь круга.  

      Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади сферы и объема шара.  

 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ 
Первые представления о вероятности (6 ч). 

Число всех возможных исходов, правило произведении.
 Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности наступления или не наступления события в простейших случаях.  

Результаты обучения к концу 6 класса (в соответствии с требованиями  к уровню подготовки выпускников школы).

Учащиеся должны знать/понимать:

  • понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
  • правила выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
  • о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
  • о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах;
  • понятие процента;
  • о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах, о подсчёте вероятности.

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  • использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования  простейших буквенных выражений, применять приобретённые навыки в ходе решения задач;
  • находить значения степеней с целыми показателями;
  • изображать точками числа на координатной прямой;
  • применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием  калькулятора;
  • для решения практических задач, связанных с нахождением  длины окружности и площади круга;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
  • интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Тематическое планирование

по математике 6 класс 

Автор учебника: С.М. Никольский, М. К. Потапов.                5 ч в неделю, всего 170 ч

№№

ТЕМА

Количество часов

по плану

Проведено

1.

ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ, ПРОЦЕНТЫ

25

1.1.

Отношения чисел и величин.

2

1.2.

Масштаб.

2

1.3.

Деление числа в данном отношении.

3

1.4.

Пропорции.

4

1.5.

Прямая и обратная пропорциональность.

4

Контрольная работа № 1.

1

1.6.

Понятие о проценте.

3

1.7.

Задачи на проценты.

3

1.8.

Круговые диаграммы.

2

Контрольная работа № 2.

1

2.

ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

32

2.1.

Отрицательные целые числа.

2

2.2.

Противоположные числа. Модуль числа.

2

2.3.

Сравнение целых чисел.

2

2.4.

Сложение целых чисел.

5

2.5.

Законы сложения целых чисел.

2

2.6.

Разность целых чисел.

4

2.7.

Произведение целых чисел.

3

2.8.

Частное целых чисел.

3

2.9.

Распределительный закон.

2

2.10.

Раскрытие скобок и заключение в скобки.

2

2.11.

Действия с суммами нескольких слагаемых.

2

2.12.

Представление целых чисел на координатной оси.

2

Контрольная работа № 3.

1

3.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

44

3.1.

Отрицательные дроби.

2

3.2.

Рациональные числа.

3

3.3.

Сравнение рациональных чисел.

3

3.4.

Сложение и вычитание дробей.

6

3.5.

Умножение и деление дробей.

5

3.6.

Законы сложения и умножения.

2

Контрольная работа № 4.

1

3.7.

Смешанные дроби произвольного знака.

5

3.8.

Изображение рациональных чисел на коорд. оси.

3

3.9.

Буквенные выражения.

2

3.10.

Подобные слагаемые.

3

3.11.

Уравнения.

4

3.12.

Решение задач с помощью уравнений.

4

Контрольная работа № 5.

1

4.

ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ

34

4.1.

Понятие положительной десятичной дроби.

2

4.2.

Сравнение положительных десятичных дробей.

2

4.3.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

4

4.4.

Перенос запятой в полож. десятичной дроби.

2

4.5.

Умножение положительных десятичных дробей.

4

4.6.

Деление положительных десятичных дробей.

4

Контрольная работа № 6.

1

4.7.

Десятичные дроби и проценты.

3

4.9.

Десятичные дроби любого знака.

4

4.10.

Приближение десятичных дробей.

2

4.11.

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

2

4.12.

Вычисления с помощью калькулятора.

1

4.13.

Процентные расчеты с помощью калькулятора.

2

Контрольная работа № 7.

1

5.

ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ

22

5.1.

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь.

2

5.2.

Периодические десятичные дроби.

2

5.4.

Непериодические десятичные дроби.

2

5.6.

Длина отрезка.

3

5.7.

Длина окружности. Площадь круга.

3

5.8.

Координатная ось.

3

5.9.

Декартова система координат на плоскости.

3

5.10.

Столбчатые диаграммы и графики.

3

Контрольная работа № 8.

1

6.

ПОВТОРЕНИЕ

13

Повторение за 5-6 классы.

12

Итоговая контрольная работа № 9.

1

 

                   

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Контрольная работа № 1 по темам «Положительные и отрицательные числа.»

1

2

Контрольная работа № 2 по темам «Числовые выражения и промежутки. Алгебраическая сумма. Осевая симметрия»

1

3

Контрольная работа № 3 по темам «Координатная плоскость. Умножение и деление обыкновенных дробей»

1

4

Контрольная работа № 4 по темам «Упрощение выражений. Решение уравнений»

1

5

Контрольная работа № 5 по темам «Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность. Круг. Шар. Сфера»

1

6

Контрольная работа № 6 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

7

Контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

8

Контрольная работа №8 по теме «Отношение двух чисел. Диаграммы. Пропорции»

1

9

Итоговая контрольная работа

1

1. Учебно-методическое обеспечение

       Литература для учителя:

1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., А.Г. Мордкович  М.: Мнемозина, 2010

4. Тематические зачёты/Бобренко Н.Н.,Ключникова М.Н. и др.под руков.к.п.н.ФилипповойН.А. НПЦ «Образование для всех» - М., 2004

5. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр. 6 класс:  Пособие для учителей и учащихся – М.: Мнемозина, 2007.

6.Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных   учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

7. Тульчинская Е.Е. Математика. 6 класс. Блиц-опрос: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Мнемозина, 2010.

8. Математика.  5-11 классы:  Игровые  технологии  на  уроках  / автор - составитель  Н.В.Барышникова. –  Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для обучающихся:

1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010

2. Рабочая тетрадь по математике для 6 класса / Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010


2. Печатные пособия

1. Портреты ученых математиков.

2. Стенд со сменной информацией к урокам

3.Информационные средства

Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ruhttp://www.zavuch.info/,http://festival.1september.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru

http://school-collection.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://preselect.com/crossword-ru/ фабрика кроссвордов

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль,  прямоугольные треугольники.

2. Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

урок по математике "Класс нашей мечты"

Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Промежуточная аттестация. Предмет: математика. Класс: 8

Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учащихся требованиям государственных общеобразовательных программ. На промежуточную аттестацию выносятся предметные ...