КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Тема урока «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ». Задачи урока: 1) познакомить учащихся с понятием «Координатная плоскость»; 2) рассказать о Р. Декарте, который ввёл понятие координатная плоскость; 3) показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях; 4) в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости. Цели урока: образовательные: ввести понятие координатной плоскости; научить учащихся строить точки на координатной плоскости; научить учащихся определять координаты точек, построенных накоординатной плоскости; развивающие: развитие логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения; творческих способностей учащихся; воспитательные: развитие интереса к предмету, настойчивости, чувства коллективизма, сопереживания. Тип урока: изучение нового материала (урок – игра). Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, карандаш, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием. План урока 1.Организационный момент (1 мин) 2.Проверка домашнего задания (4 мин) 3. Актуализация опорных знаний (4 мин) 4. Изучение нового материала (6 мин) 5. Первичное закрепление материала (3 мин) 6. Релаксация (1 мин) 7.Тренировочные упражнения (18 мин) 8. Подведение итогов (1 мин) 9. Рефлексия (1 мин) 10. Сообщение домашнего задания (1 мин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass.docx724.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39

х. Трудобеликовского

Красноармейского района

КОНСПЕКТ  УРОКА  МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

ПО  ТЕМЕ:«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

    Конспект урока  разработала

                                                                            учитель математики

Заяц Ирина Анатольевна

Тема урока «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ».

Задачи урока:

1) познакомить учащихся с понятием «Координатная плоскость»;

2) рассказать о Р. Декарте, который ввёл понятие координатная плоскость;

3) показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;

4) в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости.

Цели урока:

образовательные: ввести понятие координатной плоскости; научить учащихся строить точки на координатной плоскости; научить учащихся определять координаты точек, построенных накоординатной плоскости;

развивающие: развитие логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения; творческих способностей учащихся;

воспитательные: развитие интереса к предмету, настойчивости, чувства коллективизма, сопереживания.

Тип урока:        изучение нового материала (урок – игра).

Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, карандаш, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

План урока

1.Организационный момент (1 мин)

2.Проверка домашнего задания  (4 мин)

3. Актуализация опорных  знаний (4 мин)

4. Изучение нового материала  (6 мин)

5. Первичное закрепление  материала (3 мин)

6. Релаксация (1 мин)

7.Тренировочные упражнения  (18 мин)

8. Подведение итогов (1 мин)

9. Рефлексия (1 мин)

10. Сообщение домашнего задания (1 мин)

Ход урока:

I.Организационный момент.

Цель: нацелить учащихся на урок, создать положительный психологический климат.

( Приветствие учеников,  проверка отсутствующих, проверка готовности помещения к уроку, проверка наличия всех нужных инструментов и учебных пособий для урока).

II. Проверка домашнего задания (выборочно, решение на доске, 2 чел.).

Цель: коррекция ошибок.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель:  подготовить детей к восприятию нового материала, включить всех в деятельность, которая требует   активного мышления.

Задания: разделить класс на две команды.

(Слайд № 2) Наш урок мы начнем культурной программой. Предлагаю вам посетить театр. У билетов разная стоимость. Почему? На какую информацию в билете нужно обратить особое внимание? По билету найдите место в зрительном зале (2 чел., кто быстрее определит место).

(Слайд № 3)А сейчас, любимая всеми игра  «Морской бой». Определите положение кораблей противника  (играют следующие участники команд).

(Слайд № 4)  Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный клуб. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать координаты шахматной фигуры. Определите местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы? (кто быстрее даст правильный ответ).

(Подвести итог игры)

IV.Изложение нового материала

Цель: ввести понятие координатной плоскости; рассказать о Рене Декарте, который ввёл понятие координатная плоскость. Добиваться четкости и аккуратности выполнения построения.

Учащиеся записывают в тетрадях дату проведения урока, вид работы (классная работа), тему урока: «Координатная плоскость».

После вводных слов учителя о том, что с самого раннего детства им приходилось встречаться с понятием координатная плоскость в жизни, начинается работа по слайдам подготовленной для этого урока презентации.

(Слайд № 5)Взрослые же используют это понятие для определения местоположения объектов.

Для определения точного положения точки на плоскости знания одной координаты точки уже недостаточно. Чтобы задать положение объекта на плоскости надо знать уже две величины – долготу и широту (на карте), номер ряда и номер места (в зрительном зале), номер вагона и номер пассажирского места и т.д.

(Слайд №6). Рассказ учителя об авторе координатной плоскости Рене Декарте. Впервые прямоугольную систему координат ввел французский математик  Рене Декартв своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году.

Он предложил положение точки на плоскости определять двумя координатами. Чтобы определить эти координаты делают следующие построения.

(Начинается совместная работа учителя и учащихся: учитель прорисовывает каждое новое понятие с помощью анимации на слайде, а учащиеся делают то же самое в тетрадях).

(Слайд № 7). Знакомство с прямоугольной декартовой системой координат введение горизонтальной координатной прямой (оси абсцисс), вертикальной координатной прямой (оси ординат), обозначение точки пересечения осей началом координат.

Проводят две взаимно перпендикулярные прямые ОX и ОY. Они называются — оси координат.

                                       

Горизонтальная прямая ОX носит название — Ось абсцисс.
Вертикальная прямая
ОY носит название — Ось ординат.
Точка их пересечения
O, носит название — начало координат или просто начало.

На каждой оси выбирается положительное направление, обозначаемое стрелкой.

Для измерения отрезков на осях координат выбирается некоторая единица масштаба, произвольная, но одинаковая для обеих осей. Прямоугольная система координат — это оси ОX и ОY с установленными направлениями и выбранным масштабом.

(Слайд № 8). Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости и знакомство с названиями координат точки (абсциссой и ординатой).

Обращаем внимание учащихся на то, как записываются и как читаются координаты точек.

V. Первичное  закрепление материала.

Цель: научить учащихся строить точки на координатной плоскости и определять их координаты,  выяснить глубину  понимания  учащимися  данного материала, развивать  внимание, активность, математическую речь.

(Фронтальная работа с классом).

(Слайд №9). Учащиеся определяют координаты точек по мере их появления на экране. Самостоятельно в тетрадях записывают координаты, отмеченных на координатной плоскости точек. Затем на слайде производим проверкувыполненной работы.

VI.Физминутка.

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, усталости, развитие межполушарных связей, активизация  деятельности. (Упражнения«Колечко»,«Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос»,«Зеркальное рисование»).

VII. Тренировочные упражнения

Цель:  формировать умение определять и строить точки на плоскости, развивать наблюдательность, мышление, память. Содействовать воспитанию интереса к математике, активности,  самоконтроля своей деятельности, формировать положительную мотивацию обучения.

(Слайд № 10)  Творческая работа.

Построить фигуру, последовательно соединяя заданные точки на координатной плоскости. На слайде записаны координаты точек, которые надо последовательно отметить на координатной плоскости, и начерчена координатная плоскость. Учащиеся в тетрадях должны начертить координатную плоскость по заданным размерам. Затем мы вместе при помощи анимации строим точки на плоскости и последовательно соединяем их отрезками. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.   (Бегущий человек)

Самостоятельная работа учащихся по закреплению изученного материала на уроке с последующей  парной взаимопроверкой и оценкой.

(Слайд № 11)   Сейчас нам предстоит отправиться в зоопарк. Для этого 1 –й ряд  образуют одну группу, 2-й ряд - другую группу. Каждая группа выбирает капитана для распределения обязанностей в выполнении заданий.

Капитан получает лист с заданием, в котором нужно выбрать представителя фауны и выполнить построение на листах-заготовках по данным координатам.  (Приложение 1, 2)

Для того чтобы учащиеся отдохнули от работы с проектором, им раздаются карточки с заданием.

Правильность выполнения задания выполняется учащимися путём сравнения  построений с рисунками на слайде.

                             

(Слайд № 12)Проверка задания варианта № 1  (мышонок)

(Слайд № 13)Проверка задания варианта № 2  (лисица)

Молодцы!(Подвести итог игры и назвать победителя.)

VIII. Подведение итогов.

Цель: обобщить и закрепить теоретические сведения, полученные на уроке, оценить знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставить отметки.

1. Какие задачи ставили в начале урока?

2.Что нового вы узнали на уроке?

3.Что вас заинтересовало на уроке?

4. Какой вид деятельности понравился больше всего?

IX. Рефлексия.

Цель: выявить глубину усвоения материала, обозначить успехи,  обратить внимание на затруднения при изучении данной темы, составить план дальнейшего изучения темы.

С помощью слайда учащиеся выражают свои эмоции в  письменной форме (1-2 слова).

X. Домашнее задание.

Цель: разъяснить содержание задания, отработка и закрепление навыков и умений.

Учащимся предлагается для выполнения домашнего задания 2 варианта заданий:

1) выполнить практическую работу по предложенной учителем карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости)

2)  самому придумать творческую работу по предложенной схеме.

Карточка 1.

(8; 2), (11; 2), (8; 9), (4; 10), (2; 9), (-1; 13), (-8; 10), (-9; 9), (-8; 7),  (-12; 7), (-10; 10), (-15; 12), (-19; 11), (-15; 9), (-14; 3), (-7; 5), (-5; -3),   (-6; -6), (-2; -6), (-3; -4), (-3; 3), (4; 3), (5; -3), (3; -5), (3; -6), (7; -6),    (6; -5), (8; 2), (8; 7).  

                                                                                                                                                       (Верблюд)

Карточка 2

(-3; -5), (-1; -1), (0; -1), (-2; -5), (-5; -5), (-5; -4), (-3; -1), (-3; 4), (-4; 4),  (-5; 5), (-5; 6),(-2; 8), (-1; 11),    (0; 12), (1; 11), (2; 12), (3; 11), (1; 8), (3; 5), (8; 4), (10; -2), (11; -2), (11; -3), (9; -3), (7; -4), (2; -3), (0; -1).

Не соединять: (7; -4), (7; -5), (1; -5), (1; -4), (2; -3).        Не соединять: (-2; 7).                   

                                                                                                                                                        (Страус)

Приложение № 1

Приложение № 2

1.(-5; -4), (-3; 3), (-2; 3), (-4; -4), (-7; -4), (-7; -3), (-6; -3), (-5; -1), (-5; -4),     (-7; 6), (-10; 8), (-13; 7), (-14; 8), (-10; 11), (-9; 13), (-9; 13), (-9; 15),    (-8; 13),  (-7; 15), (-6; 13), (0; 8), (6; 8), (9; 7), (13; 0), (14; -3), (13; -3),   (11; 0), (10; 4),  (9; 2), (9; 0), (8; -4), (6; -4), (6; -3), (7; -3), (7; 0), (5; 3),  (-2; 3).

Не соединять: (9; 2), (10; 0), (9; -4), (8; -4).                                                                                  (Волк)

2. (-5; -7), (-3,5; -6), (-3,5; -3,5), (-5; -2,5), (-5; -1), (-6; 0), (-9; 1),  (-9; 1,5),       (-7,5; 2), (-7; 2,5), (-6; 3), (-6,5; 4,5), (-2; 1), (3; 1),    (5; 1,5), (8,5; -0,5),  (10; -1), (9; -2), (7,5; -2), (6,5; -1), (5,5; 0),   (5; -3), (5,5);     ( -3,5), (5,5; -6),    (5; -7), (3,5; -7), (4,5; -6), (3,5; -4,5), (2,5; -3,5), (1,5; -2), (-2; -4), (-2; -6),    (-3; -7),            (-5; -7).                                                                                                                                      (Собака)

3.  (-1; -12), (-7; -9), (-11; -8), (-13; -9), (-7; -13), (4; -17), (10; -15), (12; -12), (11; -9), (12; -4), (10; 1),     (6; 5), (-1; 9), (-1; 13), (0; 15), (-1; 17), (-1; 19),   (-3; 17), (-4; 15), (-7; 15), (-8; 17), (-10; 19), (-11; 16),     (-10; 13), (-10; 8),    (-9; 6), (-10; 2), (-7; -3), (-7; -9).                    Не соединять: (-7; 11), (-8; 11), (-8; 12), (-7; 12), (-7; 11). Не соединять: (-3; 11), (-4; 11), (-4; 12), (-3; 12), (-3; 11).                             (Кошка)

4. (4; 13), (4; 11), (2; 7), (1; 6), (4; 0), (6; 2), (6; 4), (9; 7), (10; 7), (9; 5),(9; 0), (6; -2), (4; -6), (2; -6),        (0; -1), (-2; -6), (-4; -6), (-4; 0), (-1; 6), (-2; 7), (-4; 11), (-4; 13), (-2; 11), (0; 12), (2;11), (4; 13).                                                    

                                                                                                                                                              (Лиса)

5. (-3; 0), (-3; -3), (-5; -3), (-6; 1), (-6; 4), (-9; 1), (-10; 2), (-5; 7), (4; 8), (6; 7),   (7; 1), (10; 1), (11; 5),    (12; 5), (11; -1), (7; 0), (6; -2), (5; 0), (3; -3), (1; -3), (2; -1), (-3; 0).    Не соединять: (4; 4), (2; 5), (-2; 3),   (2; 3).                                                                                                                                                    (Слон)

6. (8; 2), (11; 2), (8; 9), (4; 10), (2; 9), (-1; 13), (-8; 10), (-9; 9), (-8; 7),    (-12; 7), (-10; 10), (-15; 12),          (-19; 11), (-15; 9), (-14; 3), (-7; 5), (-5; -3),    (-6; -6), (-2; -6), (-3; -4), (-3; 3), (4; 3), (5; -3), (3; -5), (3; -6), (7; -6), (6; -5), (8; 2), (8; 7).                                                                                                             (Верблюд)

7. (-3; -5), (-1; -1), (0; -1), (-2; -5), (-5; -5), (-5; -4), (-3; -1), (-3; 4), (-4; 4),     (-5; 5), (-5; 6),(-2; 8), (-1; 11), (0; 12), (1; 11), (2; 12), (3; 11), (1; 8), (3; 5), (8; 4), (10; -2), (11; -2), (11; -3), (9; -3), (7; -4), (2; -3), (0; -1).

Не соединять: (7; -4), (7; -5), (1; -5), (1; -4), (2; -3).        Не соединять: (-2; 7).                          (Страус)

8.(-8; 17), (-7; 11), (-5; 6), (-6; 6), (-6; 3), (-7; 1), (-6; 2), (-6; 1), (-5; 2),         (-5; 1), (-4,5; 2), (-4; 4), (-1; 1), (2; 0), (1; -1), (1; -5), (1,5; -4), (1,5; -5),    (2; -4), (2,5; -5), (2,5; -4), (3; -1), (4; 0), (7; -2), (11; -3), (16; -4), (17; -3), (12; 1), (10; 1), (10; 3), (9; 3), (7; 2), (0; 6), (1; 7), (1; 8), (-2; 8), (-5; 10),    (-6; 12), (-8; 17).                                       (Крокодил)

9.   (0; 11), (4; 14), (6; 12), (10; 12), (12; 14), (15; 12), (15; 6), (12; 4), (11; 6), (11; 3), (10; 0), (14; 0),         (14; -1), (9; -1), (8; 1), (8; 4), (7; 6), (7; 2), (8; 0), (8; -4), (7; -6), (5; -5), (6; -2), (4; -2), (3; -6), (0; -6),            (1; 0), (-4; 0), (-6; -6), (-10; -6), (-10; -4), (-9; -2), (-10; 1), (-10; 5), (-8; 7), (0; 11).                           (Слон)

10.   (1; 2), (8; 2), (10; 5), (10; 3), (12; 4), (12; 1), (10; 1), (9; 0), (10; -2),    (8; -2), (7; -4), (4,5; -4), (5; -5), (4; -5), (4,5; -4), (2,5; -4), (3; -5), (2; -5), (2,5; -4), (1; -4), (-2; 0), (-2; 4), (0; 7), (0; 9), (-4; 9), (-1; 11), (0; 12), (1,5; 11), (1,5; 7),      (-0,5; 4), (-0,5; 3), (1; 2  )    Не соединять: (-1; 10).                                 (Гусь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа потеме "Координатная плоскость" 6класс

Цель работы: построение фигур по точкам с данными координатами...

Координатная плоскость 6 класс

Урок по теме : "Координатная плоскость" по учебнику Виленкина Н.Я. 6 класс. с презентацией....

Презентация.Координатная плоскость. Объяснение нового материала.

Презентация    создана для иллюстрации  объяснения нового материала по теме "Координатная плоскость" (5 класс)....

Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.

В  проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...

Занятие в системе Scratch "Зоны на координатной плоскости"

Представляются презентация для фронтального опроса и постановки задачи для выполнения на компьютере  по закреплению умения работать с алгоритмами ветвления при программировании движения на коорди...

Урок 6класс "Координатная плоскость."

Тип урока: Закрепление изученного материала. Цели урока:            образовательная:  закрепить изученный материал...

Презентация по теме "Координаты на плоскости", часть 2 "Координатная плоскость"

Вторая часть блока обучающих презентаций "Координаты на плоскости"координаты, оси координат, система координат на плоскости, координатная плоскость, абсцисса точки, ордината точки...