технологическая карта урока математики в 5 коррекционном классе по теме "Задачи на движение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (5 класс) на тему

Алекина Валентина Григорьевна

Дана технологическая карта урока в классе коррекции (зпр,7 вид) и   ресурсы  к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon к уроку коррекциив 5 классе99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

5 класс коррекционный

Тема «Задачи на движение»

Тема раздела №3 «Действия с натуральными числами»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

воспитательная:

  • расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
  • побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;

развивающая:

  • формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;

учебная:

  • формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону

Планируемые результаты:

личностные:

  • повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

метапредметные:

  • формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
  • формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
  • использовать изученный материал для решения задач в курсе физики

предметные:

  • понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»;
  • проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);
  • научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях;
  • научиться выбирать более рациональный способ решения задач

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Задачи на движение»  

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют.

Представление гостей.

Поверните голову направо. Что видите на стене? Нарисована сова. Какая она? Сегодня на уроке она будет внимательно за вами наблюдать и поможет Начинаем  урок. Учащимся предлагается логическая задача. Слайд с рисунком пешеходного перехода.

1. Задача от дяди Степы. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу? Какой автомобиль труднее остановить?

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.  ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Актуализация знаний, пробного учебного действия

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали   норму   пробного   учебного   действия
(«знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);

Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;

Если вспомнили материал, решили задачи и готовы к изучению нового материала,  покрасьте головку совы в жёлтый цвет.

Если   у вас не всё получилось, сомневаетесь или не знаете, как  найти скорость, время или расстояние, покрасьте головку совы в синий цвет.

Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение сталкивались, но участник движения был один: один пешеход, один велосипедист и т. д. И далее вы  будете сталкиваться  с такими задачами  в жизни и на уроках физики. Что вы уже знаете о задачах на движение?

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

Какова цель нашего урока?

(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)

    Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах

Решение задач №1-№3:

Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч.  За какое время он пройдет это расстояние?

Задача №3.  Расстояние между населенными пунктами18 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.

3. Фиксация затруднений.

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали  возникшее затруднение  в  выполнении пробного действия или его обосновании.

Записи в тетради

Задача 1.
1 способ            1) 5·3=15 (км)

                          2) 4·3=12 (км)

                          3) 15+12=27(км)

2 способ      1) 5+4=9 (км/ч) –скорость удаления?

                    2) 9∙3=27 (км)

Ответ. 27км

Задача 2.

 1 способ    

 

                             1) 5·3=15 (км)

                          2) 4·3=12 (км)

                          3) 15+12=27(км)

                          4)27+3=30(км)

2 способ      1) 5+4=9 (км/ч) –скорость удаления?

                    2) 9∙3=27 (км)

                   3).27+3=30(км)

Ответ:30км

Задача 3.

1).5+4=9(км/ч) –скорость сближения

2). 18:9=2(ч)

Ответ.2ч.

Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой?  Какие?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Сегодня рассмотрим задачи на движение в разные стороны.

Задача №1 из учебника. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 5км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа? ( флешролик)

Задача №2.из учебника Из двух пунктов, расстояние между которыми 3 км, одновременно отправились  два пешехода в противоположных направлениях. Скорость одного из них была 5км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Задача анализируется, составляется план решения, затем включается флешролик.

Задача №3.

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч. а другого – 4 км/ч.Через сколько часов они встретятся?

 

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Логические – формулирование проблемы;

-анализ обьектов с целью выделения признака;

4. Физкультурная минутка

  1. «Солнышко» - гимнастика для глаз

5.Построение проекта выхода из затруднения

Рассматриваются идеи

 решили (фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д

Ответы детей

Вывод: при движении в разных направлениях

Если знаете как найти скорость сближения и скорость удаления при движении в разных направлениях, то покрасьте тело совы в жёлтый цвет.

Если   у вас не всё получилось, сомневаетесь или не знаете, как  найти скорость сближения и скорость удаления при движении в разных направлениях, то покрасьте тело совы в синий цвет.

Проблема

  1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

От чего это зависит?

Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны  решить 2 предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:

Задача №196 стр.62

Из одного пункта  в противоположных направлениях одновременно выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Задача №197 стр. 62

Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км?

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

6. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи;

Решили 2 типовых  задания фронтально на новый способ действий;

При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения

  1. Какие виды движения в задачах?
  2. Устно определить как вычислить скорость сближения?

Задача №1.  Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?

Задача №2.  Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в противоположные стороны  мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин..  Какое расстояние будет между ними через5 минут?

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия

Выполняют самопроверку по эталону

Выявляют причины ошибок и их исправление

самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывается  самопроверка учащимися своих решений по эталону;1 вариант

№195(а,в), №199

Д/З пункт 13-читать, 198, 195(б,г)

Регулятивные 

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- контроль, оценка

 Познават-е:

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли

 

8. Рефлексия учебной деятельности.

---------------------

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Кто считает, что узнал новое и понял материал, готов изучать другие виды движения, красит крылья совы в жёлтый цвет.

Остальные – красят крылья  в синий цвет.

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  1. Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

1. Ребята, какие виды движений  мы рассмотрели сегодня?

- - движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

2.  Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

3.    От чего это зависит?

4.  Мы узнали ответы на все поставленные вопросы?

5. Значит, достигли мы с вами сегодня  поставленной цели на уроке?

Поднимите совушек вверх:  жёлтый цвет –«5»,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания:

- самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные:

-смыслообразование;

-проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы : 1. uchportal.ru –презентация к уроку, физкультминутка для глаз  

              2.seninfgoz.narod.ru - сайт учителей математики и физики электронное приложение   к учебнику  математики в 5 классе издательства «Сфера» - флешролики