Развитие творческих способностей учащихся
статья по математике на тему

Целенаправленное, интенсивное развитие ребёнка является одной из основных задач обучения. С этой точки зрения большой интерес представляют познавательные задачи, как наиболее эффективное средство развития творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Выполнила учитель математики: Каримова Роза Мансуровна;

МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск 2016 год

Изучению одарённости посвящено очень много работ, основная цель которых изучение влияния наследственности и среды на развитие личности. Полученные результаты ненадёжны противоречивы и неоднозначны. Однако возможность проявления дарований, совершенно очевидно зависит от общественных условий. Но поскольку, реализуясь в соответствующей деятельности, дарования, способности не только выявляются, но и формируются, от общественных условий зависит и развитие самой одарённости. Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Исходной предпосылкой для этого развития служат врождённые задатки. Успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребёнок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания. Перед педагогом встаёт задача: учитывая способности учащихся во всём их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем формировать их в надлежащем направлении.

Современный выпускник школы должен не просто обладать определённым багажом знаний, у него должны быть сформированы умения эти знания систематически пополнять, способность к сотрудничеству и коммуникации, способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способность к самоорганизации и рефлексии. Моделью успешного современного человека является творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко использовать приобретённые знания в различных жизненных ситуациях. Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми и способными детьми, в отношении которых есть надежда на развитие их возможностей.

Вся работа с детьми: обучающая, воспитательная, развивающая проходит в основном на уроке. Оттачиваясь десятилетиями, урок, можно сказать, стал незаменимым в организации деятельности школы. Уроку отводится не менее 96% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Следовательно учителю, необходимо создавать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии.

В своей практике , я исхожу из того, что решение познавательных задач является одним из наиболее эффективных средств развития способностей учащихся. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Попробуйте решить  задачи. Сложите из шести спичек четыре треугольника. Следующая задача – «Четыре точки». Точки находятся в вершинах квадрата, проведите через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку. В чём же трудность решения этих задач? В том, что решение надо искать вне той области, которая как бы сама собой намечается условием задачи. Мы видим только одно направление поиска и переключиться на другое невероятно трудно. Зато способность преодолевать внутренние барьеры и выходить в новые области поиска – одна из важнейших особенностей творческого мышления. Чем большее число сторон, аспектов задачи видит и может охватить сразу, одним взглядом, решающий и чем различнее эти аспекты, тем лучше. Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие творческие способности, требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления. Структура урока направленного на развитие творческих способностей может включать в себя четыре последовательных этапа:

  1. Разминка
  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения). Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и по вводу рациональных приёмов, ориентированных на организацию управляемой ( а не путём «проб» и «ошибок») деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей.
  3. Этап выполнения развивающих частично поисковых задач.
  4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать знания в новых или сильно изменённых условиях.

        Первый этап.  Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задания, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из различных областей знаний. Это придаёт дух соревнования, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера, которые могут иметь место как на урочных, так и внеурочных занятиях.

       Второй этап. Развитие психических механизмов, таких как: память, внимание, воображение, наблюдательность. Следует заметить, что тренировка памяти не заменяет обучение, а способствует повышению его эффективности. В числе задач предлагаемых на этом этапе могут быть задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создаётся в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик оказывается для него неожиданным. Например. Учитель: «Я прочитаю вам ряд из чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно, затем записать эти числа в том же порядке.

     Начали: 5, 12, 10, 37. 5, 46 .

     А теперь послушайте следующий ряд чисел (учитель читает, но уже больший ряд чисел): 3, 21, 54, 7, 11, 49, 39, 8, 19, 61, 27, 6. После паузы: - Назовите лишь два числа данного ряда – самое большое и самое маленькое». Как правило многие ученики не могут справиться с подобными заданиями. И только затем в процессе тренировки, привыкают к задачам такого типа, приучаются всегда быть начеку, концентрируя своё внимание и память. Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий.

      Третий этап. Решение частично – поисковых задач. Когда одного из великих французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: « Потому, что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П.Я.Гальперина, «озарение» присущее открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека, знакомого с различными подходами к решению научных проблем, в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Так как большинство школьных задач решается по определённому алгоритму, зачастую даваемому учителем  в готовом виде, то в одном случае может возникнуть опасность бездумного, автоматического подхода к их решению, в других – ситуация растерянности при встрече с задачей имеющей необычное, нестандартное условие. Поэтому необходимо подбирать задания, которые имеют внешнее сходство, при различном их содержании и способах решения, а также задачи имеющие несколько способов решения.

    Четвёртый этап. Решение нестандартных задач или задач повышенного уровня сложности. Когда встречается незнакомая и хитроумная задача, то все известные рекомендации и советы почему - то мало помогают. И снова возникает вопрос: как же всё – таки искать решение задачи? Один из первых организаторов математических олимпиад в нашей стране, известный математик, профессор Владимир Абрамович Тартаковский, отвечая на этот вопрос, сравнивал поиск решения с задачей поймать мышь, прячущуюся в куче камней.

   - Есть два способа поймать мышь в куче камней, - рассказывал он.

    Можно постепенно отбрасывать из этой кучи камень за камнем до тех пор, пока не покажется мышь. Тогда бросайтесь и ловите её. Но можно и иначе. Надо ходить и ходить вокруг кучи и зорко смотреть, не покажется ли где – либо хвостик мыши. Как только заметите хвостик – хватайте и вытягивайте мышь из кучи.

   В процессе поиска решения задачи полезно иметь в виду следующие рекомендации:

  1. Если в задаче имеются или можно образовать такие части, которые составляют легко решаемые самостоятельные задачи, то эти части необходимо выделить в виде подзадач, их решить, после чего преобразовать исходную задачу , имея в виду полученные результаты решения подзадач. После такого преобразования исходная задача, как правило, становится легче.
  2. Надо следить, чтобы полностью использовать условие задачи.
  3. Идея решения возникает в процессе глубокого анализа и сопоставления её с ранее решёнными задачами.

  Можно сделать следующие выводы: применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие способностей учащихся, выступает не эпизодическое решение нестандартных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей;

- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, к частично - поисковым, а затем и к собственно творческим;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Список использованной литературы.

  1. Научно – практический журнал «Завуч» 1998 №4
  2. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока» Москва. Центр «Педагогический поиск» 2000 335 с.
  3. Ротенберг В. С. Бондаренко С. М. «Мозг. Обучение. Здоровье» Москва «Просвещение» 1998  238 с.
  4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» 2 том, Москва «Педагогика»1998 322 с.
  5. Фридман Л. М. Турецкий Е.Н. «Как научиться решать задачи» Москва «Просвещение» 1998 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...