Урок-экскурсия «На пути в космос»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок по математике для 6 класса по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел". Тип урока: повторительно-обобщающий с применением здоровьесберегающих технологий и активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass_na_puti_v_kosmos.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(урок-экскурсия «На пути в космос»)

1.

ФИО (полностью)

Куклина Маргарита Вениаминовна

2.

Место работы

ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат п. Ургакш Советского района»

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

математика

Информационный план-проспект урока

Описание

Тип урока

Повторительно-обобщающий с применением здоровьесберегающих технологий, технологий использования в обучении игровых методов и технологии обучения в сотрудничестве

Класс

6 класс

Тема

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

Образовательная программа, автор

Н.Я.Виленкин «Математика 6» - учебник для общеобразовательных учреждений.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Перед контрольной работой.

Универсальные учебные действия

Личностные

Самоопределение. Мотивация обучения. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные

Планирование. Контроль. Коррекция. Волевая саморегуляция. Целеполагание.

Познавательные

Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание. Исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Коммуникативные

Планирование. Постановка вопросов. Выявление проблемы, принятие решения и его реализации. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: Освоение учебных действий умножения и деления положительных и отриательных чисел при решении задач, примеров и уравнений , решая под девизом «На пути в космос».

Задачи: 

1. Образовательные:  обобщить и систематизировать теоретические знания по умножению и делению положительных и отрицательных чисел; совершенствовать вычислительные навыки при работе  с числами с разными знаками в ходе решения задач и примеров.

2. Развивающие:  развивать познавательный интерес обучающихся,  придать занятию проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающимся;  развивать потребность в творческой деятельности, самовыражения через различные виды  работы; учить их видеть связь между математикой и жизнью;  способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти, развивать грамотную математическую  речь

3. Воспитывающие:  воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; Воспитывать любвь к предмету и чувства патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшей силу земного притяжения.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод:

Репродуктивно-самостоятельный, частично-поисковый (эвристический)

Частные методы и приемы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Представление структуры урока и     информации     о     расходе времени на различных его этапах

План урока

  1. Эмоциональный настрой на работу 1 мин
  2. Актуализация опорных знаний и умений. 10 мин
  3. Решение задачи. 8 мин
  4. Физкультминутка 3 мин
  5. Решение творческой задачи 10 мин
  6. Групповая работа 8 мин
  7. Подведение итога урока: выводы, выставление оценок. Домашнее задание.  2 мин
  8. Рефлексия. 2 мин

Описание               применяемых

образовательных      технологий,

обоснование

их использования

-Личностно-ориентированный подход, так как уровень знаний обучающихся класса различен.

- Проблемное обучение. В ходе урока используються нестандартные задачи, что дает возможность ставить перед учащимся  проблемную ситуацию, а это позволяет  организовать активную самостоятельную деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

- Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.

- Исследовательские методы в обучении.         Задания урока связаны с историей освоения космоса, этим мы не  только закрепляем умения выполнять арифметические действия над числами с разными знаками, но и познакомимся с некоторыми историческими фактами. Учащиеся самостоятельно пополняют свои знания и мировозрение. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника

- Коллективная учебная деятельность в группе. Коллективная учебная деятельность в группе способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию товарищеской взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей личной учебе, но и к успехам всего коллектива.

-Компьютерные технологи.

Указание   отобранных   средств обучения,      обоснование      их применения

- Оборудование: доска, компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, раздаточный материал.

Приложение:

Презентации к уроку «На пути в космос», для создания которого использована программа PowerPoint 2003г. Презентация позволяет увеличить темп урока, учитывать различные каналы восприятия, дает возможность многократного повторения, активизирует лево-правополушарные способы восприятия информации учащимися. Презентация используеться на 2 и 5 этапах урока.

Изложение   содержания   урока с    указанием    технологии   его проведения

Девиз: «На пути в космос».

  1. Эмоциональный настрой на работу  

    Дорогие ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?» А то, что ещё 50 лет назад космические полеты были из области фантастики. Сегодня мы с вами не только повторим правила сложения и вычитания чисел с разными знаками, решим примеры, задачи и уравнения связанные с этими правилами, но и познакомимся с историей освоения космонавтики.

Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что вы можете справиться с задачами данного урока; тема «Умножение и деление чисел с отрицательными знаками» вами усвоена; познакомимся с историей освоения космонавтики.

  1. Актуализация опорных знаний  

Созвездия блуждали в вечной мгле,

Казалось, им безмерный счёт потерян.

Мы первыми сумели на Земле

Открыть Вселенной запертые двери

Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на крыльях, затем- с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей и орбитальных станций. Создание космических аппаратов было бы не возможно без развития физики и математики. Вот и мы сегодня будем открывать для себя что-то новое.

Задание1.

Отметьте точки на координатной прямой, взяв за единичный отрезок 3 клеточки тетради.

Ответ: Вселенная

Знаете ли Вы, что означает слово космос? (Греческое слово «космос» означает — строй, порядок, мир, Вселенная)

Числа отрицательные новые для нас.

Лишь совсем недавно их узнал наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки.

Учим – учим правила, готовимся к уроку.

Задание 2 

Верное утверждение обозначить точкой, а ложное –  тире . Ответы на вопросы другого цвета, отделите косой чертой.

  1. Сумма двух чисел с разными знаками не всегда положительна.
  2. Сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна.
  3. При умножении двух отрицательных чисел мы всегда получаем положительное число.
  4. Сумма двух чисел с разными знаками может быть равна нулю.
  5. Знак суммы двух чисел с разными знаками всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем.
  6. Сумма двух чисел с разными знаками всегда отрицательна.
  7. Если модули слагаемых с разными знаками равны, то сумма равна нулю.
  8. Сумма двух чисел с разными знаками всегда равна нулю.
  9. При умножении чисел с разными знаками мы получаем положительное число
  10. Сумма двух отрицательных чисел всегда положительна
  11. Сумма двух положительных чисел может быть равна нулю
  12. Модуль суммы двух отрицательных чисел равен сумме модулей слагаемых.
  13. Сумма двух положительных чисел всегда отрицательна
  14. Сумма отрицательных чисел всегда отрицательна
  15. Сумма модулей бывает отрицательна

Расшифруйте результат работы с помощью азбуки Морзе

Результат работы : ∙-∙∙/∙-/∙---/-∙-/∙-/

Ответ:  Лайка – первая собака, полетевшая в космос.

3 ноября 1957 года был запущен второй искусственный спутник земли, в кабине которого находилась собака Лайка. Она погибла через 7 часов после старта от перегрева.

19 августа 1960 года был запущен корабль-спутник, в кабине которого находились собаки Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на Землю.

Всего в космосе побывало 11 собак из 28 отобранных. 6 собак вернулись назад. В космосе первыми в Китае были змеи, во Франции – кошки, в США – обезьяны.

  1. Решение задачи. (Используется раздаточный материал) 

12.04.1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался на просторы Вселенной. Это был советский космический   Юрием Гагариным. После полёта на корабле “Восток” Юрий Алексеевич Гагарин стал самым известным человеком на планете. О нём писали все газеты мира.

Задача: (на карточке)

Расстояние от Земли до Луны составляет 384480 км. Ракета пролетела 14 240 км за 4 минуты. Сколько времени потребуется ракете, чтобы долететь до Луны? 

  Ответ 108 мин (Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 мин)  

  1. Физкультминутка 

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»

Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Проведение. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

  1. Решение творческих задач 

Задание.  Восстанови  квадрат.

Необходимо вписать  в  квадрат  такие  числа,  чтобы  сумма  их  в  каждой  строке,  столбце  и  диагонали  были  равными.

Решение :  4+(-2)+(-8)+(-14)=-20

После этого знаменательного события прошло 50 лет. Совершено множество полетов в космос. Решив это задание, вы узнаете количество космонавтов России и Советского Союза.

Для этого сложите все найденные числа, а затем найдите сумму 55 и модуля получившегося ответа.

Ответ: 107 космонавтов

На 1 мая 2009 года насчитывалось 490 человек, совершивших орбитальный космический полёт; 4 человека, совершивших космический полёт высотой более 100 км; 6 человек, совершивших космический полёт высотой более 50 миль, но ниже 100 км. Среди космонавтов 50 женщин.

  1. Активный метод релаксации

Метод «Земля, воздух и вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Численность: весь класс.

Проведение. Учитель просит обучающихся по полученному ответу в примере изобразить одно из состояний – земля, воздух и воду.

Задание Найди ответ

Для любого космонавта важны в первую очередь его тренировки. Тренировки не прекращаются и во время его пребывания на космосе. Мы же с вами восстановим свою физическую силу во время решения примеров.

Давайте договоримся:

  • если в результате сложения получается отрицательное число, вы должны изобразить воздух. (Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев);
  • если положительное число, вы должны изобразить землю (Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность);
  • если ноль, вы должны изобразить воду (Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.)

–17 + 7

–3 + 20

3 + 6

(–5) + (–3)

13 + (–7)

–11 + 1

(–4) + (–1)

5 + (–5)

–10 + 100

–5 + (–10)

6 * (–1)

14 + (–2)

–12 + (–13)

22 + (–5)

–3 + 3

–10 + 2

  1. Групповая работа  (Используется раздаточный материал) 

Человек постоянно стремился к звездам. Самая близкая к нам звезда – это Солнце.

Вокруг него движутся 9 больших планет  планеты.  Рассмотрим Солнечную систему  Самые близкие к солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс - твердые и каменистые. Меркурий в два раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340?. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в два раза выше, чем на Земле, а каньоны в два раза глубже.

Решив следующие уравнения, вы сможете узнать некоторые интересные факты, связанные с этими планетами.

I группа

Задание1 

Решите уравнения:

Сколько спутников вращаются вокруг планеты Юпитер?

Ответ: 16.

Задание 2

Решите задачу:

Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

Ответ: радиус равен 6,35 тыс. км, длина экватора 39,9 тыс.км.

II группа

Задание1 

Решите уравнения:

Во сколько раз Сатурн больше Земли?

Ответ: 9

Задание 2

Решите задачу:

Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр планеты Венера в 2,48 раза больше, а диаметр планеты Марс составляет    диаметра Венеры. Найдите диаметр Венеры и Марса.

Ответ: диаметр Венеры равен 12,4 тыс.км, диаметр Марса  - 6,8 тыс.км.

III группа

Задание1 

Решите уравнения: 

  1. Х : 270 = 450 : 4,05

Ответ: Первая космическая скорость, необходимая для выхода на орбиту, составляет 30000 км/ч. А для возвращения на Землю благодаря тяготению ракетные двигатели не нужны.

  1.  = 1,02

 Расстояние от Земли до Солнца в миллионах км.

Ответ: примерно 150 млн км.

Задание 2

Решите задачу:

Длина экватора Луны приближенно равна  10,9 тыс. км.  Чему равен диаметр Луны? (Число тысяч округлите до десятых)

Ответ: примерно 3,5 тыс.км

IV группа

Задание1: 

Открой свою звезду

а)

http://festival.1september.ru/articles/410746/Image1365.gif

b)

_1 * 3 * 7        Ответ:  _1  2  3  4  7

 7 5 6 *                         7  5  6  2

 4 * 8 5                                                                4  7  8  5 

Задание 2

Решите задачу:

Сатурн совершает полный оборот вокруг своей оси в течение 36 960 с, а Юпитер – в течение 35 729 с. Вырази это время в мерах высших наименований.

Ответ: Сатурн – 10ч 16мин, Юпитер – 9ч 55мин 29с

  1. Подведение итога урока: выводы, выставление оценок.

Метод «Ресторан»

Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на    ответ).

Численность: все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные    карточки

Проведение. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…        

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

  1. Домашнее задание.

В космосе вас ждет еще много удивительных открытий.  Следующим шагом будут полеты к звездам. Для этого вам не нужно бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

Описание                 возможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Возможно, использовать технологию разноуровнего обучения в работе в группах. В этом случае у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Рекомендуемая литература

  1. Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 1999.
  2. http://space.kursknet.ru/cosmos/russian/main.sht - Пилотируемая космонавтика в цифрах и фактах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Классный час "Путь в космос"

Классный час "Путь в космос"...

Урок- экскурсия "Героический путь 28-й Легендарной"

Рассказ о героических страницах истории 28-ой Армии, которая защищала подступы к Астрахани от фашистских захватчиков. Материал урока основан на поисковых документах, воспоминаниях астраханцев- участни...

Путь в космос

Стихи о космосе, исторические данные, сценка...

СТРАНА, ОТКРЫВШАЯ ПУТЬ В КОСМОС.

Открытый урок в рамках предметной недели....

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...