Работа с одаренными детьми
статья по математике на тему

  Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rabota_sodarennymi_detmi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

 Работа с одаренными детьми.

Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования РБ, учитель математики высшей категории МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан, a.lat60@yandex.ru

  В каждом человеке есть своя душевная нота.

            И велика ценность тех, кто способен услышать ее

звучание, помочь обрести ей нужную тональность.

Л.Н.Толстой

         «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам»- с этих строк начинается национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», задающая вектор современных задач образования.

            Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально – трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально – трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

В республике повышенное внимание уделяется совершенствованию системы развития и поддержки одарённых детей. Успешно действует республиканская целевая программа «Одарённые дети».

 «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского, основателя педагогической науки, актуальны и сейчас. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования.

 Актуальность этой темы в том и заключается, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи стоит очень серьезно и насущно.

Выявление одаренных и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент школьников, и служить основой для корректировки учебных программ в школе.

Чтобы организовать работу с одаренными детьми что нужно сделать?

Ответ:

Выявить одаренных детей по видам одаренности.

Для этого я применяю два вида выявления одаренности:

- Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

- Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. 

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. 

С помощью данной методики  можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.

Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Необходимо обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

В средних классах, желательно в 5 классе, нужно провести анкетирование для определения одаренности учащихся  по анкете     "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч.

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
        Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Что представляет собой одаренность?

 Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качеств психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Джозеф Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Термин «одаренность» заменен на термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных.

Одаренность часто проявляются в успешности деятельности, имеющий стихийный, самодеятельный характер.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Переход в основную школу затрагивает все сферы жизни ребенка -   социальную, физическую, психическую, поэтому необходимо предоставить ему возможность адаптироваться к новой ситуации.

Главная цель моей педагогической деятельности - создание условий для оптимального развития детей.

Выявляю одаренных детей с использованием различных диагностик на уроке.

Увлечение  умственной  нагрузки  на  уроках  математики заставляет  задуматься  над  тем,  как  поддержать  учащихся  интерес  к  изучаемому  материалу,  их  активность на  протяжении  всего  урока.  Надо  позаботиться  о  том,  чтобы  на  уроках  каждый  ученик  работал  активно  и  увлеченно, и использовать  это  как  отправную  точку  для  возникновения  и  развития  любознательности,  глубокого  познавательного  интереса.  Это  особенно  важно  в  подростковом  возрасте,  когда  еще  формируется,  а  иногда  и  только  определяются  постоянные  интересы  и  склонности  к  тому  или  иному  предмету.  Интерес  и  склонность  учеников  к математике  должны  всемирно  подкрепляться  и  развиваться. « Сделать  учебную  работу  насколько  возможно  интересной  для  ребенка  и  не  превратить  этой  работы  в  забаву -  это  одна  из  труднейших  и  важнейших  задач  дидактики» (К. Д. Ушинский).

В  своей  практике  применяю  уроки  различных  типов  инновационных уроков. Нестандартные  уроки  не могут  повторяться  каждый  день.  Большинству учеников  нестандартные  уроки  интересны  и  поэтому  полезны.  Современный  урок -  это  урок,  в результате  которого  открывается  и создается  что – то  новое,  собственный  продукт  творчества: открытие  превращается  в  изобретение,  изобретение - в проект,  проект - в технологии реальной действительности. Применяю  новые  педагогические  технологии  в  обучении.                                                                                                                                                      

Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические  способности учащихся. В своей практике традиционно провожу предметные недели. Ученики активно включаются в подготовительный этап. Задача каждого класса выпустить стенгазету, написать математическую сказку, составить кроссворды, модели фигур, найти стихи и песни о математике, выступить с лекцией или докладом по математике.

Все это благотворно сказывается на развитие кругозора учеников. В нашей школе учащиеся любят неделю математики.

Во время недели математики проводятся викторины, конкурсы, вечера. Перечислю некоторые из них, это: «Поле чудес», «Брэйн - ринг», «Математический коктейль», КВН – ассорти, КВН между родителями и учениками, КВН между учителями и учениками, игра «По тропинкам математики», «Пирамида», «Звёздный час»,  и др.

Одной из наиболее эффективных форм работы с одаренными детьми является развитие олимпиадного движения.

Ежегодно проводятся школьные и районные олимпиады. Но этих олимпиад мало, поэтому привлекаю своих учеников к участию на различных заочных и очных, дистанционных олимпиадах. Ученики ежегодно участвуют на международном конкурсе – игре  «Кенгуру» (г. Санкт -Петербург), на межрегиональной заочной физико-математической  олимпиаде «Авангард», «Атомных станций» (г. Москва), республиканской математической олимпиаде «Матлет» (г. Уфа), республиканской дистанционной олимпиаде по математике для обучающихся 5 – 6 классов (с. Бураево), Всероссийском заочном конкурсе  «Интеллект - экспресс»; в номинациях: «Тайны математики», «Мир математики»(г.Обнинск), «Всероссийском молодежном чемпионате» центра развития одаренности (г. Пермь), Турнире Архимеда(газета «Математика»), республиканской олимпиада «Путь к олимпу»(г. Стерлитамак), Олимпиады «Олимпус»(ИРШО). Применение горизонтального обогащения обучения дало результаты.  

Развитие учеников умение самостоятельно  и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой достигается при выполнении исследовательских работ.   Ученики 6 класса («Рукотворные мерки») и («Считаете ли вы число 13 счастливым») проверили себя в этой области. Ребятам понравилось заниматься исследовательской работой. 

Роль семьи. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости. Одаренные дети очень часто упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства из них высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Поддерживаю связь с семьями учеников. Совместная работа школы и родителей положительно влияет на результаты достижений ребят.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Свой доклад я хочу закончить словами Сократа: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...