Положительные и отрицательные числа
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Ахмадуллина Лейсан Гусмановна

Положительные и отрицательные числа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_seminar.docx43.76 КБ
Файл polozhitelnye_i_otritsatelnye.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 класс

Предмет: Математика

Цель урока

- отработка навыков при выполнении действий с положительными и отрицательными числами;

 - расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о весеннем месяце марте), его особенностях на  

Тип урока

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия

Учебник математики 6 класса под редакцией Виленкина

Используемое оборудование

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Краткое описание: 

Урок комбинированный, урок обобщения знаний, урок подготовки к контрольной работе

Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

 Цели урока:

- отработка навыков при выполнении действий  с положительными и отрицательными числами;

- расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о весеннем месяце марте, его особенностях);

- воспитание любви к природе родного края.

Ход урока:

I.  Организационный момент 

Учитель:  – Добрый день! Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята,  давайте вспомним, что вы знаете об отрицательных и положительных числах и конечно же о координатной прямой.  (Слайд 2)

п

р

о

т

и

в

о

п

о

л

о

ж

н

ы

е

ц

е

л

ы

м

и

м

а

с

ш

т

а

б

к

о

о

р

д

и

н

а

т

н

а

я

з

н

а

к

о

м

Вопросы:

  1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют…
  2. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют…
  3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности…
  4. Прямая,  с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением…
  5. Этим отличаются друг от друга противоположные числа…

Учитель: - Какое слово мы получили? Весна! (слайд 2)

                               Еще природа не проснулась,

                                Но сквозь редеющего сна

                                Весну повеяла она

                                И ей невольно улыбнулась.

                                                                Ф. Тютчев.

   На этом уроке мы продолжим работу над действиями с положительными и отрицательными числами, кроме того, вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте.

Учитель. Когда-то в старину  на  Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был «зачинателем» года. Название месяца «март» идет от римлян. Они назвали этот месяц  в честь одного из своих богов. Узнать, что за бог, вам помогут следующие примеры. (Примеры на доске)

1.   -12+(-8)= -20

2.   -9-(-4)= -5

     3.   -5+16= 11

     4.   8+(-15)= -7

5.   -29+29= 0

     6.   ׀х׀   = 3 (±3)        

     7.   ׀ 5+  х׀   = -4 (нет решений)

Ответы:

0 

-7 

-20 

±3 

-5 

Нет решений 

11 

И

Т

М

У

А

С

Р

Учитель. У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван Мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. И теперь первый месяц весны называется «март». (3 слайд)

   Температура в марте может быть различной. Например, в 1976 году она опускалась до -30˚С ночью, а год спустя она поднималась до +12˚С днем. Хотя средняя месячная температура в марте в разные годы приблизительно одинаковая.

Задание на дом.

Определите среднемесячную температуру по 16 марта. Результат округлите до целых. Данные найдите по интернету. Наберите  «Погода в Казани. Март 2016»

Учитель.  Найдите корни  данных уравнений,  и вы узнаете самую высокую и самую низкую температуру в Казани за последние 60 лет.

         Вариант 1.                                                                          Вариант 2.

             (х-2176)+156,5= -12,5                                                      65,9-(х-661)= -1236,1

              (В 2007 году)                                                                (В 1963 году)

(Два ученика решают на обратной стороне доски одновременно с классом)

 Учитель. Самая высокая температура +14˚С был а в 2007 году 31 марта, а самая низкая  -31,7˚С  - в 1963 году 4 марта.

   А сейчас мы немного отдохнём, а заодно повторим место расположения чисел на  координатной прямой. Представьте, что вы являетесь точкой отчёта термометра. Если я  называю  положительное число, поднимаем правую руку, если отрицательное, левую, 0-руки вверх. Будьте внимательны.  

   4;  -10;  0;  -3,5;  2;  9,2;  0;  -4;  6;  -1\2;  2,23;  -1,9;  -100; 0;  1000

- Местоположение положительных и отрицательных чисел вы  знаете, молодцы!  Мы сделали небольшую физ. минутку и немного отдохнули. Молодцы.

 Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает первая его половина. В народе говорят: «Март сродни февралю», «Март неверен: то плачет, то смеётся». С мартом связано много народных примет. Некоторые его дни имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем. Для этого выполним самостоятельную работу в виде теста. У вас на партах имеются карточки с заданием. Нужно выбрать правильный ответ и посмотреть какая буква соответствует вашему ответу, после выполнения работы вы должны получить слово.

(Самостоятельная работа выполняется в виде тестирования  по двум вариантам). ПРИЛОЖЕНИЕ. После выполнения  самостоятельной работы ребята получают слова: 1 вариант – КАПЕЛЬНИК , 2 вариант – ГРАЧЕВНИК).

Что же они означают?

13 марта: Василий Капельник  (по старому стилю 28 февраля)

    Полагают, что в этот день всегда оттепель. Если южный ветер, а на улице капель — лето будет тёплым. С этой поры, что ни день, то и течёт с крыш. Небо хмурое, вот-вот накроет окрестности мартовская непроглядная, но недолгая метель — а с крыши кап-кап. Ночью заморозит так, как только глубокой зимой сводило — наглухо, до треска спящих деревьев. А тут едва солнышко глянет, как уж прослезилась старуха-зима, расплакалась.

17 марта: Герасим Грачевник  (старому стилю 4 марта)

Герасим Грачевник грача на Русь ведёт.

 Если около этого дня прилетят грачи, то к недородному году, а после — к урожаю.

 Весне весёлый ручей — земле деловых грачей. Прилёт важных птиц. Увидел грача — весну встречай. Налетели грачи, стали зиму топить, пить снегов молоко.   Рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда — весна ожидается холодной и затяжной.  Прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнезд, через день-два будет тёплая, хорошая погода.     Радостнее и как-то теплее становится на душе, когда после долгой зимы вдруг услышишь возбужденные, гортанные крики грачей. Невольно вспоминается замечательная картина талантливого живописца   А. Саврасова   «Грачи прилетели».

Картинки по запросу картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

  Все дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны, предвесенье. За мартом будет апрель, потом май. За весной – лето, за летом – осень, зима, и потом снова весна. И я надеюсь, что так будет вечно!

- Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок!
Возьмите цветные магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное).


1 вариант.

1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -16 и 19?

а) 35;
б) 36;
в) 34;
г) другой ответ.

2. Найдите число противоположное числу 1, 2.

а) 2,1;
б) 1,2;
в) -1,2;
г) другой ответ.

3. Из данных неравенств выберите неверное:

а) -4,1 > -6,09;
б) 1,9 > -3,1;
в) 4,1 > 4,09
г) -2 > -1,6

4. Температура воздуха утром была 13С. В течение дня она изменилась на -6 С. Найдите температуру воздуха вечером.

а) -19 С;
б) -7
 С;
в) 19
 С;
г) другой ответ.

5. Найдите сумму модулей наибольшего отрицательного и наименьшего положительного из данных чисел: -4,8; -7,1; 6; 8,92.

а)15,92;
б) 13,1;
в) 10,8;
г) другой ответ.

6. Вычислите 3,2 – 9

 а)5,8;
б) -12,2;
в) -5,8;
г) 12,2.

7. Вычислите -5,4+(–4)

а) 9,4;
б) -9,4;
в) -1,4;
г) 1,4.

8. Вычислите 0 – (-5,4) 

а) 5,4;
б) -5,4;
в) 0;
г) 0,54.

9. Вычислите -7,2 – 2,8  

а) 10; 
б) -4,4;
в) 4,4;
г) -10.
 

Ответ                                  

а

б

в

г

1

М

Н

К

С

 2

Т

К

А

О

3

С

О

Л

П

4

Ф

Д

Р

Е

5

Ж

Э

Л

Т

6

Р

М

Ь

Л

7

В

Н

Р

Л

8

И

Т

П

Р

9

Я

В

Ц

К

Слово:

2 вариант.

1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -18 и 23?

а) 39;
б) 40;
в) 42;
г) другой ответ.

2. Найдите число противоположное числу -4,7.

а) -4,7;
б) -7,4;
в) 4,7;
г) другой ответ.

3. Из данных неравенств выберите неверное:

а) 3,2 > 3,19;
б) -4,39 > -4,4;
в) -2,2 > – 2
г) 8,1 > -9,3.

4. Температура воздуха в полдень была 18 С, а вечером 10  С. Как изменилась температура воздуха в течение дня?

а) на 8 С;
б) на -8
 С;
в) на -28
 С;
г) другой ответ.

 5.Найдите разность модулей наибольшего положительного и наименьшего отрицательного из данных чисел: -5; 9,13; -5,3; 8,5.

а)3,83;
б) 4,13;
в) 4,17;

г) другой ответ

6. Вычислите 7,2 – (–3,2)

 а) –4; 
 б)  4;
 в) –10,4;
 г) 10,4.

7. Вычислите -3,7+5,6

 а) –9,3; 
 б)  1,9;
 в) –1,9;
 г)  9,3.

8. Вычислите  5-2

 а) –3; 
б)  7;
 в) –1,9;
 г)  3.

9. Вычислите  -7,2 -  2,6

 а) – 9,8; 
 б)  –4,6;
 в)  9,8;
 г)  другой ответ

а

б

в

г

1

Т

Г

М

Н

 2

Т

К

Р

С

3

Ф

Д

А

Т

4

Р

Ч

Ж

Э

5

Е

М

И

Л

6

Т

П

Р

В

7

Р

Н

В

Ц

8

И

Я

В

Ц

9

К

Я

В

Ц

Слово:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики : Ахмадуллина Л.Г. Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» 6 класс

Слайд 2

п р о т и в о п о л о ж н ы е ц е л ы м и м а с ш т а б к о о р д и н а т н а я з н а к о м 1 2 3 4 5 Вопросы : Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют … Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют … 2. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности … 3. Прямая, с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением… 4 . Этим отличаются друг от друга противоположные числа

Слайд 3

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну повеяла она И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну повеяла она И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев.

Слайд 4

1. -12+(-8)= 2. -9-(-4)= 3. -5+16= 4. 8+(-15)= 5. -29+29= 6. ׀х׀ = 3 7. ׀ х׀ 5+ = - 4 Ответы: 0 -7 -20 ±3 -5 нет решений 11 И Т М У А С Р

Слайд 5

У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом . На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. И теперь первый месяц весны называется «март».

Слайд 6

Задание на дом. Определите среднемесячную температуру по 16 марта. Результат округлите до целых. Данные найдите по интернету. Наберите «Погода в Казани. Март 2016»

Слайд 7

13 марта: Василий Капельник Народные приметы на 13 марта Пошел дождь – летом будет хорошая погода. Вокруг солнца видны круги – год будет урожайным. Пасмурная погода 13 марта – ночью ожидай заморозков. Южный ветер дует, но капель звенит – примета того, что будет хороший урожай, и рыбакам повезет Солнечный день 13 марта – год будет плодородным.

Слайд 8

17 марта: Герасим Грачевник Народные приметы на 17 марта 1. Если около этого дня прилетят грачи, то к недородному году, а после — к урожаю. 2 .Весне весёлый ручей — земле деловых грачей. Прилёт важных птиц. 3 . Увидел грача — весну встречай. 4 . Рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда — весна ожидается холодной и затяжной. Прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнезд, через день-два будет тёплая, хорошая погода.

Слайд 9

картина талантливого живописца А. Саврасова «Грачи прилетели».

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неравенства. Положительные и отрицательные числа.

Первые уроки по алгебре в 8 классе....

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Положительные и отрицательные числа" с применением ИКТ...

Проект "Положительные и отрицательные числа"

Данный материал предназначен для учителей, работающих в 6-х классах, и для самих шестиклассников, которым интересны исследования. Задача учителя - научить детей учиться. В ходе исследования дети прове...

Тренажер «Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль».

Тренажер поможет учителям провести урок , работая индивидуально со слабыми учащимися, но не забывая о сильных - они могут работать по нему самостоятельно или в группах....

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...