Открытый урок на ШМО
материал по математике (5 класс) на тему

Колесник Светлана Ивановна

Открытый урок- изучения нового материала по математике в 5 классе по учебнику Зубаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_i_analiz_uroka.doc123.5 КБ
Office presentation icon raspredelitelnyy_zakon.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Березовка

                                                                                        «Современный урок –

                                                                                        как основа эффективного

                                                                                             и качественного образования

                                                                                                                   школьников»

Методическая разработка урока по математике

«Законы арифметических действий. Распределительный закон»

для учащихся 5 классов

2015

Пояснительная записка

Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».

Тип урока – урок изучения новых знаний.

Форма урока – урок-исследование.

     Преподавание математики в 5-м  классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 5 класс». По учебному плану на изучение математики

в 5-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).

     В соответствии с программой изучается раздел «Натуральные числа». В рамках этого раздела содержится тема «Законы арифметических действий». Урок изучения новых знаний «Законы арифметических действий» является вторым уроком в данном параграфе.

    Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

     Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.

     Цели урока (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить  необходимую информацию в тексте;
  • анализировать информацию;
  • формулировать гипотезы;
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся о законах арифметических действий;
  • развитие умений применять изученные  законы арифметических действий; записывать словесную форму закона арифметических действий на математическом языке.

Этапы урока.

I  этап.   Актуализация знаний.

II этап.  Постановка учебной задачи.

III этап.  «Открытие нового знания» (исследование).

IV этап.  Первичное закрепление.

V этап.  Рефлексия.

VI этап.  Домашнее задание.

Ход урока.

I, II этапы. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний, «интеллектуальный разрыв»).

Деятельность  Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

на данном этапе

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Приложение №2

№3

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся

       о законах арифметических действий.

Метапредметные:

  • поиск  нового способа действия в измененной ситуации в связи с невозможностью использования уже освоенных способов (познавательные УУД); целеполагание

Ребята, давайте начнем наш урок  со стихотворения.

( пропущено слово Гаусса).

 

- О ком идет речь в этом стихотворении?

- Чьим именем потомки назовут эпоху XIX века?

- Ребята, а почему мы опять возвращаемся к имени великого математика Фридриха Гаусса?

 

Дети читают стихотворение и замечают, что не все слова есть в предложении.

(Ученики отвечают на вопросы учителя).

Предполагаемые ответы

- Речь идет о великом немецком математике Фридрихе Гауссе.

Потому что на прошлом уроке мы познакомились с «крупицей» его открытий в математике «Законы арифметических действий».

- А какие законы арифметических действий у нас были на прошлых уроках?

Мы открывали и узнали, законы сложения и законы умножения.

№4

- А как называются эти законы (полное название)?

Переместительный законы сложения и умножения.

Сочетательный законы сложения и умножения.

- Давайте вспомним эти законы на математическом языке и словесную форму.

Работа по слайду. Ученики называют закон, номер формулы, соответствующую этому закону и словесную формулировку.

Где и для чего используются законы арифметических действий?

При нахождении значений числовых выражений, для рационального счета. (быстроты счета, упрощения счета)

Вот и давайте посмотрим, как эти законы помогают вам быстро вычислять. Предлагаю выполнить задание: математический диктант (по вариантам).

Дети вычисляют в уме. Записывают ответ в тетрадь. Проверяют ответы по слайду.

№5

Быстро можно  вычислить, используя законы?

Да. Правильно вот для этого мы их и изучаем.

Следующее задание: хорошо, с этими выражениями вы справились быстро. Найдите значения следующих выражений.

У ребят появляется затруднение, так как эти выражения на применение распределительного закона умножения. (интеллектуальный разрыв)

№5 продолжение

- Ребята, а в чем у вас затруднение?

- А почему мы не можем вычислить?

Говорят, что эти выражения нельзя вычислить, используя законы известные.

- А как тогда быть, что делать? Вычислять, то нужно!

Могут предложить по действиям.

Могут предложить узнать новый закон.

№6

Приложение №2

- сформулируйте цели нашего урока. Что мы сегодня на уроке будем делать? Узнавать, открывать, вычислять?

Ребята,          формулируют цели урока.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Хорошо, молодцы.

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Законы арифметических действий».

Формулируют тему.

Записывают в тетрадь тему урока.

Перед вами на столах лежат мультифоры достаньте карточку №1 с названием   «Исследование». (предлагаю ученикам выполнить задания в парах). Сделайте вывод и запишите прямо на этих же листах выражения в буквенном виде.

Дети вычисляют,  выдвигают предположения (гипотезы).

Делают выводы.

Записывают формулы в тетрадь.

Результат: выдвижение гипотез о записи закона в буквенном виде.

III этап. «Открытие нового знания» (исследование).

Цель: доказательство выдвинутых предположений и представление результатов работы пар всему классу.

       Учащиеся работают в парах.  

Карточка №1

«Исследование»

1). Вычислите.

3  90 + 3  10                3  (90 + 10)

7  50 – 7  30                7  (50 – 30)

5   13 + 5  77               5  (13 + 77)

2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.

Что вы замечаете?

3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?

4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.

5). Запишите эти выражения в тетрадь. Сколько равенств можно записать?

После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод. Записывают формулы закона в буквенном виде.

Формируемые УУД на данном этапе:

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся о законах арифметических действий.

Метапредметные:

  • развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей,  анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Итак, проверяем.

Какой вывод у вас получился?

Учащиеся по слайду проверяют запись формул.

№7

Метапредметные:

  • развитие у учащихся умений анализировать информацию, формулировать гипотезы;
  • создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся о распределительном законе.

Итак, что же мы с вами получили?

Что показывает это свойство?

Делают вывод: это свойство еще один закон арифметических действий.

Пока у нас запись только на математическом языке, а как это свойство сказать словесно?

Сложно, тогда в мультифорах лежит  правило, составьте из разрезанных частей словесную форму.

Пробуют.

Составляют. Читают вслух.

Приложение №3

Выводы, которые получили ребята

Давайте проверим ваши открытия, правильно ли сформулировали это свойство?

Итак, мы, с вами теперь знаем запись этого свойства на математическом языке и словесную форму.

А что мы так и не знаем до пор?

Дети открывают учебник на стр. 66 ( 2 абзац). Читают вслух правила. Сравнивают со своими результатами.

Как называется этот закон.

А сейчас «физкультминутка»!!!!!

№8-№10

Молодцы!!!

- А теперь за работу.

Достаньте карточку №2.

Вычислите (работайте в парах)

Вычисляют в парах по рядам.

Проверяем по слайду с доски.

№11

Приложение №4

Результат: в ходе исследования учащиеся вывели запись закона на математическом языке и словесную форму закона. В результате первичного закрепления они узнали название этого закона и научились выносить общий множитель за скобки.

IV, V этапы.  Первичное закрепление. Рефлексия.

Цель: использование новых знаний при решении частных задач и осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности.

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Первичное закрепление по слайду

Выполняют на этих же листах, где задание.

Молодцы!!!

Итак, быстро и просто вычислять, если использовать распределительный закон?

Это еще раз показывает, для чего мы с вами изучаем законы арифметических действий?

№ 11

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся о распределитеном законе умножения относительно сложения и вычитания;
  • развитие умений применять изученный закон при устном счете.

- А ну-ка вернемся к примерам в начале урока. Вычислите и запишите ответы в тетрадь.

Молодцы!!!

№ 13

Итак, ребята, что нового для себя вы открыли на уроке? 

Как он называется?

А как он читается словесно?

Ребята. а у меня к вам еще вопрос, вот на прошлом уроке мы открывали с вами законы:

- переместительный закон сложения и умножения;

- сочетатеный закон сложения и умножения.

- А распределительный закон это закон какого арифметического действия?

Молодцы!!!

А сейчас каждый из вас подумает, что у него на уроке сегодня получилось. А может быть все, получилось, и формулы получил сам. Правильно. И открыл сам признак делимости. И при решении новых заданий все получилось. Или что-то немного не получилось, где-то. Все подумали, а сейчас возьмите лесенку «успеха», подпишите фамилию и нарисуйте себя, человечком на той ступеньке, какую вы сами себе сегодня определили.

Новый закон арифметических действий.

Проговаривают еще раз название, словесную форму, смотрим формулы на доске.

Могут сказать и сложения и вычитания и умножения. Заостряю внимание, что последнее выполняющееся действие умножение. Поэтому закон умножения относительно сложения и вычитания.

Рисуют себя на лестнице «успеха»

№ 12

Задаю вопросы по лесенке «успеха»

По желанию ученики высказываются.

№ 14

Приложение №5

Ребята, на протяжении всего урока я за вами наблюдала, и мне хотелось бы прочитать вам такое высказывание.

А почему, как вы думаете, мне захотелось вам ее прочитать?

Правильно, молодцы.

На этом наш урок заканчивается, но на следующих уроках вас ждут опять новые открытия. До свидания! Желаю успеха в выполнении домашнего задания!

Ребята высказывают предположения.

№ 15

Результат: актуализация знаний в ходе решения задач, и выполнении математического диктанта.

VI этап.  Домашнее задание. § 13; стр. 66 № 223 (устно); № 219 и № 220 (II столбик).

Приложение №1

Приложение №2

Карточка №1

«Исследование»

1). Вычислите.

3  90 + 3  10                                        3  (90 + 10)

7  50 – 7  30                                        7  (50 – 30)

5   13 + 5  77                                       5  (13 + 77)

2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.

Что вы замечаете?

3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?

4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.

5). Запишите эти выражения в тетрадь.

Сколько равенств можно записать?

Приложение №3

Сумму двух  или нескольких произведений,

содержащих одинаковый множитель,

можно заменить произведением этого множителя

на сумму остальных множителей.

Приложение № 4

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Немецкий математик XVIII века Карл Фридрих Гаусс – «Король математики»: «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики». Гаусс Карл Фридрих 1777-1855

Слайд 2

3. а + b = а + b ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Законы сложения Законы умножения 1. а • b = а • b 4. ( а • b) • c = а • (b • c) 2. ( а + b) + c = а + (b + c)

Слайд 3

1 вариант 2 вариант Математический диктант 73 + 56 + 24 + 27 180 17 + 56 + 44 + 83 200 113 · 2 · 50 2 · 72 · 5 3 + 29 + 11 + 7 345 + 5 + 400 23 · 45 – 23 · 35 32 · 35 – 32 · 25 57 · 24 + 57 · 76 71 · 52 + 71 · 48 11300 720 50 750 Проверьте себя:

Слайд 4

Законы арифметических действий.

Слайд 5

Карточка № 1 Вычислите 3 • 90 + 3 • 10 7 • 50 - 7 • 30 5 • 13 + 5 • 77 3 • ( 90 + 10 ) 7 • ( 50 – 30 ) 5 • ( 13 + 77 ) = = =

Слайд 6

ab + ac = a(b + c) ab - ac = a(b - c)

Слайд 7

Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.

Слайд 8

ЗАКОН 4300 840 210 750 4300 800 8500 800 Р А С П Р Е Д Е 450 1020 300 800 450 23000 2500 60 6000 Л И Т Е Л Ь Н Ы Й

Слайд 9

1 вариант 2 вариант Математический диктант 23 · 45 – 23 · 35 32 · 35 – 32 · 25 57 · 24 + 57 · 76 71 · 52 + 71 · 48 230 320 5700 7100 Проверьте себя:

Слайд 10

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Закон умножения относительно вычитания ab + ac = a(b + c) ab - ac = a(b - c) Закон умножения относительно сложения

Слайд 11

«Лестница успеха»

Слайд 12

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 13

Домашнее задание П.13(законы), №223- устно № 219, №220(2 ст.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...