Методическая разработка урока математики в 6 классе «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Мария Юрьевна Башаримова

Методическая разработка урока математики в 6 классе относится к главе 3 «Отрицательные числа». Урок «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой» - это первый из четырех уроков данной темы.

Отрицательные числа вводятся на основе симметрии на координатной прямой.

На уроке продолжена работа по формированию:

·                   понятий центральная симметрия, множества, натуральные и дробные числа;

·                    умения выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;

·                   умения работать с координатной прямой, строить на ней точки с соответствующими заданными координатами, находить координаты точки отмеченной на координатной прямой;

·                   умения находить необходимую информацию в различных источниках (текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, чертежи, Интернет) и представлять её в рзличной форме( словесной, табличной, графичиской, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию;

·                   умения анализировать различные математические понятия, проводить сравнение, определять в них общее и различия, систематизировать знания о числах.

Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию научного мирровозрения и воспитанию отношения к математике, как к части общечеловечечской культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.  

Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) (статья «Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования», Матвеева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, г. С.-Петербург)

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации.  Это –  инновационная педагогическая технология работы с информацией, раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, предполагающие освоение учителем и учеником методов эффективной работы с учебной информацией и является инструментом, обеспечивающим продуктивный и практически значимый учебный процесс

Преимущества технологии:

•              стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.

•              преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.

•              комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.

•              формирование метапредметных, личностных и предметных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 6 классе

«Отрицательные числа их изображение

на координатной прямой»

Башаримова Мария Юрьевна,

 МКОУ ШР «СОШ № 4»,

учитель математики

г. Шелехов

2016 год

Пояснительная записка

Методическая разработка урока математики в 6 классе относится к главе 3 «Отрицательные числа». Урок «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой» - это первый из четырех уроков данной темы.

Отрицательные числа вводятся на основе симметрии на координатной прямой.

На уроке продолжена работа по формированию:

  • понятий центральная симметрия, множества, натуральные и дробные числа;
  •  умения выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
  • умения работать с координатной прямой, строить на ней точки с соответствующими заданными координатами, находить координаты точки отмеченной на координатной прямой;
  • умения находить необходимую информацию в различных источниках (текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, чертежи, Интернет) и представлять её в рзличной форме( словесной, табличной, графичиской, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию;
  • умения анализировать различные математические понятия, проводить сравнение, определять в них общее и различия, систематизировать знания о числах.

Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию научного мирровозрения и воспитанию отношения к математике, как к части общечеловечечской культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.  

Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) (статья «Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования», Матвеева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, г. С.-Петербург)

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации.  Это –  инновационная педагогическая технология работы с информацией, раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, предполагающие освоение учителем и учеником методов эффективной работы с учебной информацией и является инструментом, обеспечивающим продуктивный и практически значимый учебный процесс

Преимущества технологии:

  • стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.
  • преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.
  • комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.
  • формирование метапредметных, личностных и предметных умений.

Сценарий урока (технологическая карта урока)

Тема урока:

Отрицательные числа их изображение на координатной прямой (1 урок)

 Цели урока:

для учителя – расширить представления учащихся  о числе путем введения отрицательных чисел;

обучающие – формирование понятия положительного, отрицательного, неположительного, неотрицательного чисел, координатной прямой, уметь отмечать числа на координатной прямой, ;

развивающие – способствовать развитию познавательной активности детей, логического мышления, умения сравнивать, рассуждать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма; интерес к предмету.

воспитательные – воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

для учащихся – знать какие числа являются отрицательными(множество отрицательных чисел); уметь их записывать, читать, отмечать на координатной прямой; уметь работать фронтально в больших группах; научиться публично выступать.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты – научится приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т. п.), определять положительные, отрицательные числа, множество отрицательных чисел;

Личностные – логически мыслить; ясно, точно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

Тип и вид  урока - урок усвоение новых знаний

Формы работы:  

- фронтальная

-самостоятельная

Методы обучения:

- репродуктивный (рассказ учителя, сообщение ученика);

- частично-поисковый (работа с текстом учебника, печатной рабочей тетрадью);

- творческий (применение положительных и отрицательных чисел);

- наглядный (мультимедийная презентация);

- практический (заполнение таблицы).

 Основные термины и понятия – отрицательные, положительные числа, координатная прямая.

Перечень оборудования для учителя и учащихся:

- мультимедийная презентация «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»; ранее просмотренная и скорректированная самостоятельная работа учащегося - мультимедийная презентация и сообщение по теме «История возникновения отрицательных чисел»;

- рабочая тетрадь

Учебник:

Г. К. Муравин, О.В. Муравина, Математика. 6 класс: – М.: Дрофа, 2014

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Мотивация к

учебной деятельности

1 минута

Приветствие учащихся. Проверка готовности

к уроку 

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

 Фронтальная беседа

Актуализация знаний

3 минуты

 

Мотивационно значимое «ситуативное» практико-ориентированное

задание, связанное с изучаемой темой «Термометр»

Рефлексия

Что дало каждому из вас участие в такой работе?

Фронтальная беседа о термометре и о положительной и отрицательной температуре (координатная прямая, симметрия)

Рефлексия

Участвуя в обсуждении и ответах, я ….

Фронтальная работа (слайды мультимедийной презентации),  метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод;

 

Постановка цели задачи урока

 

3 минуты

Как вы думаете, какая тема урока?

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Цель урока? Уточняет шаги, тип урока цель. Организует работу

 

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Записывают тему урока в тетрадь.

Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации), метод «Планус» формирует умение составлять план

Изучение нового материала

5 минут

 

Беседа по вопросам:

Где расположены отрицательные числа по отношению к нулю?

Где положительные числа? А ноль? Ниже нуля это значит меньше или больше нуля? Какие числа называются

Определение:

Числа меньшие нуля называют отрицательными.

Числа большие нуля называют положительными. Число нуль не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам.

Запишите определения в тетрадь.

Как отличить отрицательные и положительные числа?

 Ответы:

Ниже

Выше

Меньше

Больше

Нуль ни положительное и ни отрицательное

Записывают определение в тетрадь

Ответы:

Знак +

Знак -

Фронтальная беседа (слайды мультимедийной презентации)

Самостоятельная работа с самопроверкой (сигнальные карты)

4 минуты

Снимите показания термометров и запишите себе в тетрадь

Записывают ответы в тетрадь. Проверка с помощью сигнальных карточек (да - зеленый, нет - красный)

Фронтальный опрос (слайды мультимедийной презентации)

Первичное осмысление и закрепление

Работа с учебником, в тетрадях, в печатных тетрадях.

6 минут

7 минут

Выполнение №384, 385,

№ 89 (рабочая тетрадь)

 

Оценим работу

Записывают в тетрадь, обсуждают (комментирование)

1 учащийся выполняет номер №385 (на доске), чтобы остальные учащиеся не видели, затем проверяем и оцениваем его работу всем классом.

Организация деятельности учащихся по освоению  учебной информации на уровне «понимания»; работа в тетрадях (слайды мультимедийной презентации), фронтальная, индивидуальная работасигнальные карты для проверки.

№386 (90)

Заполняют таблицу, выходят к доске и на термометре иллюстрируют свои ответы (термометр изображен на доске, или на макете термометра, или с помощью электронного учебника)

Организация деятельности учащихся по освоению  учебной информации на уровне «умения»; заполнение таблицы

метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста

5 минут

Где мы применяем положительные и отрицательные числа?

Направляет и организует работу учащихся. Вспомните предметы, которые вы изучаете.

Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления

Ответы:

-температура;

-ниже уровня моря и выше уровня моря,

-дальнозоркость и близорукость,

-шкала времени

   метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод; фронтальная беседа.

Домашнее задание

1 минуты

Правила, №385. Дополнительно по желанию найти информацию об истории возникновения отрицательных чисел

 Запись домашнего задания  в дневники

 Фронтальная, индивидуальная работа

Итоги урока.

Рефлексия

5 минуты

 

Вопрос:

Что мы узнали сегодня на уроке? 

Как изучали новую тему, каким способом? Какая организационная проблема стояла перед классом, как её решили?

Игра «Оцени свое настроение»

Ответ:

Кроме положительных чисел существуют отрицательные числа

Ответ: Большой объем информации.

Выбирали главное.

Таблица на доске (все ученики). Один из учеников сообщает свое настроение «у меня хорошее настроение на 4 бала», а сосед по парте записывает в таблице число +4. Так заполняется вся таблица.

Фронтальная беседа, организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения  учебной информации данного блока.

Индивидуальная работа, фронтальная беседа. В игровой форме формируется умение записывать положительные и отрицательные числа и проводится диагностика настроения учащихся

Выводы и методические рекомендации

по практическим результатам проведенного урока

Данный урок был проведен  15 декабря 2014 в 6Г классе, по опережающему введению ФГОС ООО. Класс «сильный», учащиеся класса - это учащиеся с высоким уровнем  учебной мотивации.  Темп работы на уроке высокий, все учащиеся включены в деятельность. Организация работы учащихся с сигнальными картами  проводится практически на всех уроках, поэтому на данном уроке не было потери времени. Учащиеся умеют работать, как фронтально, так  и самостоятельно. Стимулируется интерес школьников к изучению темы посредством выполнения ситуативных заданий, направленных на выявление тех знаний и умений, которые необходимы для его решения в рамках данной темы.

Результат:  осознание школьником потребности ее освоения и постановка личностно значимой цели деятельности.

Использование на данном уроке иллюстраций обязательно для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы (мультимедийной презентации). Привлечение учащихся к подготовке урока, создает положительный настрой, развивает самостоятельность, способствует развитию коммуникативных навыков. Каждый блок урока представляет цикл (горизонтальная система)  пошагового выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение», которые формулируются с учетом критериев логико-информационной корректности. Последовательное выполнение этих заданий создает условия для освоения информации и формирования умения с ней работать.

Список литературы

для учителей

  1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Методические рекомендации к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» Дрофа М.-2013
  3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6. Дрофа М.-2013
  4. Муравин Г.К., Муравина О.В. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях Дрофа М.-2014
  5. Г.К.Муравин, О.В. Муравина Программа курса  математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ
  6. Виленкин Н.Я. и др.Математика 6 класс.Мнеозина М.-2012

для учащихся

  1. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях,2014
  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
  3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6  Дрофа М.-2013

Перечень электронных ресурсов

1. Электронное приложение к учебнику Г. К. Муравин, О.В. Муравина (интернет ресурс) Математика. 6 класс.

2. http://wikipedia.ru -  История возникновения математических знаков

3. http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования

4. http://orenipk/ru/kp/distant/ped/tech.htm

5. Мультимедиа презентация «Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой» (приложение 1)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

холодно тепло ( - ) ( + )

Слайд 2

Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой 5 класс Математика Учитель: М.Ю. Башаримова г. Шелехов , 2015 МКОУ ШР «СОШ № 4»

Слайд 3

Числа меньшие нуля называют отрицательными. -2; -0,3;-18;-12,5 Числа большие нуля называют положительными. 3; 2,4;+19;23;+1,2 Число нуль не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам .

Слайд 4

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 20 C тепла + 20 C о о 6 0 6 0 50 50 1) Снимите показания приборов

Слайд 5

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 1 0 C мороза - 1 0 C о о 6 0 6 0 50 50 2)

Слайд 6

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 4 0 C тепла + 4 0 C о о 6 0 6 0 50 50 3)

Слайд 7

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 3 0 C мороза - 3 0 C о о 6 0 6 0 50 50 4)

Слайд 8

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 0 C о 6 0 6 0 50 50 5)

Слайд 9

2. Снимите показания приборов: -32 25 19 6) 7) 8)

Слайд 10

№384

Слайд 11

№385 0 20 40 60 -20 -21 36,6 35

Слайд 12

Где мы применяем положительные и отрицательные числа?

Слайд 13

Шкала времени … Млн. лет до н.э. … XIV век до н.э. XIV век н.э. … XVI век н.э. … XX век н.э. … До нашей эры ( - ) Наша эра ( + )

Слайд 14

Три состояния воды ( - ) ( + )

Слайд 15

Медицина: близорукость и дальнозоркость

Слайд 16

Высота и глубина + 0 -

Слайд 17

Домашнее задание: правила , №385. Дополнительно по желанию: найти информацию об истории возникновения отрицательных чисел

Слайд 18

Оцени свое настроение Хорошее настроение: +5,+4,+3,+2,+1 Плохое настроение: -5,-4,-3,-2,-1

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"

Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....

Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"

Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...