Подведение учащихся к формированию темы и целей урока по ФГОС
статья по математике (5 класс) на тему

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход,  Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. В данной статье рассмотрен более подробно этап объявления темы урока. На уроке современного типа учащиеся сами формулируют тему, а учитель подводит учащихся к осознанию темы.  Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. В статье даны примеры этапа объеявления темы урока на примерах уроков математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подведение учащихся к формированию темы и целей урока по ФГОС

        Особенность  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

        Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

        Основной формой обучения в основной школе остается урок.  Этапы урока тоже практически не изменились, но изменились взаимоотношения учителя и учащихся на каждом этапе урока.

Взаимодействия учителя и учащихся на уроке можно охарактеризовать такими действиями:

  • Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект - субъектных отношений
  • Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества.
  • Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения.
  • Общение на уроке носит неформальный характер.
  • Ученик является субъектом учебной  деятельности, он демонстрирует познавательную активность, то есть происходит постепенное выстраивание субъект - субъектных отношений.
  • Большую активность проявляют учащиеся. Дети инициативны в построении совместных с учителем и сверстниками действий. Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.
  • Учащиеся активно взаимодействуют на уроке друг с другом, с учителем.

        

Рассмотрим более подробно этап объявления темы урока. На уроке современного типа учащиеся сами формулируют тему, а учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания-незнания. На этом этапе урока деятельность обучающихся рассматривают в трех направлениях: познавательная — пытаются решить задачу известным способом, затем фиксируют проблему; коммуникативная — слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания; регулятивная — принимают и сохраняют учебную цель и  задачу. В процессе этой деятельности и развиваются три основных универсальных учебных действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Проанализируем этап объявления темы и целей урока в таблице:

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

- Сообщение учащемуся учебного занятия;

- формулирование целей урока вместе с учащимися;

- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

- постановка перед учащихся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта учащихся.  

- Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе с учащихся;

- вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

- преемственность и перспективность в постановке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях учащихся;

- понимание учащихся социальной и практической ценности изучаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

- Предварительное  обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

- умение учителя формулировать цели урока в действиях учащихся;

- владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла учащихся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

- использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета;

- умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

- сформировать у школьников понимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащихся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы учащихся, их интеллектуальное исследование,

коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.  

1.Объяснение учащихся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование

технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой  

        Примеры этапа объявления темы урока по математике в 5 классе.

  1. Тема урока: «Натуральные числа»

- Прочитайте числа. На доске:

345    453   187   354

- Что заметили?

- Какое число лишнее?

- Почему?

- Какое задание с этими числами можно придумать? (Можно записать в порядке возрастания или убывания. Выполнить сложение и вычитание, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых)

-Как называются все эти числа? Молодцы! Сегодня на уроке мы будем работать с натуральными числами.

  1. Тема урока: «Деление»

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

1.Сумма длин сторон многоугольника. 2. Часть прямой, ограниченная одной точкой. 3. Компонент действия умножения. 4. Равенство, содержащее неизвестное число. 5. Результат деления.

По вертикали вы прочитаете ключевое слово темы урока «Окружность».

  1. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед»

Решите примеры и заполните таблицу и вы сможете узнать тему урока.

35*11                         И

6!-120                        А

5!+5!                          Е

125-25                       Д

9999:11                      П

40-4!                          Л

(675+34*9)*0            Р

909

600

0

600

16

16

240

16

240

909

385

909

240

100

  • Какое  слово у вас получилось?
  • Это и будет темой нашего урока.
  • Что означает это слово?
  1. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

На доске:   5,1     3,569    

-Прочитайте эти числа.

- Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанным числом, можно придумать с ними задачу)

- Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением, вычитанием.

- Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

  1. Тема урока: «Упрощение выражений»

Для выражений из левого столбика найдите пару из правого столбика. Соедините их стрелочками.

5х+3х-4          8а

(5+у)*4           4х

4а*3                45х

2а-а+7а           48х

12у-7у-2          8х-4

4х*6*2            20+4у

9*х*5              12а

                        5у-2

                        3у

- Какие выражения остались без пары?

- Как вы думаете, почему я их включила?

- Какие свойства умножения применяют при упрощении выражений?

- Для чего нужно хорошо уметь упрощать выражения, где это пригодится? (При решении уравнений и задач)

- Сформулируйте тему урока.

6) Тема урока: «Деление и дроби»

На доске: 36:12    75:15    12:17    51:17

  • Что общего во всех этих выражениях? (Это частные. В каждом примере — деление двузначного числа на двузначное)
  • Какое выражение лишнее? (12:17)
  • Почему?
  • Как называются числа при делении?
  • Сегодня на уроке вы узнаете, как иначе можно записать деление, и откроете секрет дробной черты.
  • Попробуйте выяснить это самостоятельно. В этом вам поможет учебник.

7) Тема урока: «Микрокалькулятор»

Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока.

Этот друг надежен очень,

Мал, удобен, быстр и точен.

Думать много не заставит.

Запятые сам расставит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

раздаточный материал "Тема и цели урока"

раздаточный материал "Тема и цели урока"...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ УРОКА ПО ФГОС

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. При этом предполагаемое движение должно происходить в четыр...