Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6, 7, 8 класс) на тему
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
для 6-8 классов
Руководитель кружка:
Шагиева Лилия Касимовна
Срок реализации: 3 год
2016 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Место в учебном плане
Программа кружка рассчитана на три года обучения (144 занятий в течения учебного года).
Результатами
реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.
Учебно-тематический план 1 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Человек и его интеллект. | 2 |
2 | Старинные системы записи чисел. | 2 |
3 | В поисках самого большого числа. | 2 |
4 | Всяк на свой аршин мерит. | 2 |
5 | Старинные меры массы и старинные русские деньги. | 2 |
6 | Размеры и площади геометрических фигур | 4 |
7 | Логические задачи. | 4 |
8 | Логические задачи вокруг нас. | 8 |
9 | Методы решения творческих задач. | 2 |
10 | Поиск закономерностей. | 2 |
11 | Задачи со спичками. | 2 |
12 | Игра «Мозговой штурм». | 2 |
13 | Геометрические фигуры, симметрия и природа. | 8 |
14 | Задачи на переливание. | 4 |
15 | Ребусы. | 4 |
16 | Ребусы в жизни и быту. | 8 |
17 | Арифметические ребусы. | 4 |
18 | Задачи на разрезание. | 4 |
19 | Рисуем карту. | 6 |
20 | Задачи на «обратный ход». | 4 |
21 | Задачи на «смеси и сплавы». | 4 |
22 | Круги Эйлера. | 2 |
23 | Лист Мёбиуса. | 2 |
24 | Оценка + пример. | 2 |
25 | Принцип Дирихле. | 2 |
26 | Цикличность. | 2 |
27 | Четность и нечетность. | 2 |
28 | Проценты. | 2 |
29 | Деловая игра «Проценты в современной жизни». | 2 |
30 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 8 |
31 | Биографическая миниатюра. М. В. Келдыш | 2 |
32 | Задачи в стихах | 4 |
33 | Решение олимпиадных задач | 2 |
34 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 4 |
35 | Цифры у разных народов | 4 |
35 | Решение логической задачи | 6 |
37 | Приёмы устного счёта. Интересный способ умножения | 8 |
38 | Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?» | 2 |
39 | Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 6 |
40 | Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат трёхзначных чисел, оканчивающихся на 25 | 7 |
41 | Защита ученических проектов. | 3 |
42 | КВН | 2 |
Итого: | 144 |
Учебно-тематический план 2 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Организационное занятие. Математическая смесь. | 2 |
2 | Из истории математики:
б)Счет у первобытных людей. | 2 |
3 | Как измеряли в древности | 2 |
4 | Старые русские меры | 2 |
5 | Запись цифр и действий у других народов. | 2 |
6 | Действия с римскими цифрами. | 4 |
7 | Решение олимпиадных задач | 4 |
8 | Приемы устного счета. | 8 |
9 | Приемы устного счета. | 2 |
10 | Математика и шифры | 2 |
11 | Расшифровка записей. | 2 |
12 | Числовые ребусы. | 2 |
13 | Кроссворды | 8 |
14 | Комбинации и расположения. | 4 |
15 | Логические задачи. | 4 |
16 | Логические задачи | 8 |
17 | Соревнование «Математическая регата». | 4 |
18 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру» | 4 |
19 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру» | 6 |
20 | Решение задач на взвешивание | 4 |
21 | Решение задач на переливание | 4 |
22 | Решение задач на движение | 2 |
23 | Решение задач на движение | 2 |
24 | Решение задач на проценты | 2 |
25 | Простейшие математические фокусы | 2 |
26 | Алгоритм разгадывания математических фокусов | 2 |
27 | Игра «Математическое ралли» | 2 |
28 | Решение математических задач с помощью рассуждений. | 2 |
29 | Комбинаторные задачи с квадратом | 2 |
30 | «Математическое поле чудес» | 8 |
31 | Лист Мебиуса | 2 |
32 | Великие математики | 4 |
33 | Математика и здоровье | 2 |
34 | Приёмы счёта. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел | 3 |
35 | Математический кроссворд | 4 |
36 | Решение олимпиадных задач | 8 |
37 | Устный счёт | 4 |
38 | Игра «Астрономия на координатной плоскости» | 1 |
39 | Принцип Дирихле и его применение к решению задач | 2 |
40 | Геометрическая задача | 2 |
41 | Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал) | 2 |
42 | Распространение десятичных дробей | 5 |
43 | Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | 1 |
Итого: | 144 |
Учебно-тематический план 3 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Олимпиадные задачи, их особенности. | 2 |
2 | Математические софизмы, фокусы и головоломки. | 2 |
3 | Простейшие преобразования графиков | 2 |
4 | Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. | 2 |
5 | Системы уравнений и методы их решения. | 2 |
6 | Головоломки в картинках. | 4 |
7 | Судоку. Японская головоломка. | 4 |
8 | Задачи на равномерное движение. | 8 |
9 | Задачи на расход материалов и денежных средств. | 2 |
10 | Решение задач с помощью уравнений | 2 |
11 | Решение задач на проценты | 2 |
12 | Старинные задачи. | 2 |
13 | Задачи с числовыми великанами. | 8 |
14 | Решение задач с помощью системы уравнений. | 4 |
15 | Простейшие преобразования графиков. | 4 |
16 | Классические задачи | 8 |
17 | Простейшие геометрические задачи | 4 |
18 | Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Решение задач. | 4 |
19 | Геометрия в открытом поле. Площадь участка. | 6 |
20 | Геометрия в дороге. Решение задач. | 4 |
21 | Походная тригонометрия без формул и таблиц. Где небо с землёй сходится. | 4 |
22 | Между делом и шуткой в геометрии. | 2 |
23 | Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. | 2 |
24 | Платоновы тела в геометрических задачах | 2 |
25 | Конкурс на составление задач | 2 |
26 | Освоение инструментов программы | 2 |
27 | Выделение объектов. Перетаскивание объектов. | 2 |
28 | Знакомство с Меню ”Вид», с Меню “Измерения” (измерение длин отрезков, углов и площадей, вычисление периметра) . | 2 |
29 | Построение отрезка, середины отрезка. | 2 |
30 | Построение пересечений. Построение и измерение углов Построение биссектрисы угла.. | 8 |
31 | Построение окружностей, дуг. Построение круга, сектора, сегмента. | 2 |
32 | Построение рисунков по заданным координатам. | 4 |
33 | Орнаменты и рисунки. | 2 |
34 | Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем | 1 |
35 | Приём устного счёта. Умножение крестиком | 4 |
36 | Решение олимпиадных задач | 8 |
37 | Приёмы устного счёта. Признак делимости на 11 | 3 |
38 | Задачи в стихах | 4 |
39 | Задачи со спичками | 2 |
40 | Математические софизмы | 2 |
41 | Простые числа | 1 |
42 | Из истории интересных чисел. Число π | 2 |
43 | Выполнение собственной творческой работы | 3 |
Итого: | 144 |
Содержание программы
Человек и его интеллект. Старинные системы записи чисел. В поисках самого большого числа. Всяк на свой аршин мерит. Старинные меры и старинные русские деньги. Размеры и площади геометрических фигур. Логические задачи. Логические задачи вокруг нас. Методы решения творческих задач. Поиск закономерностей. Задачи со спичками. Игра «Мозговой штурм». Геометрические фигуры, симметрия и природа. Задачи на переливание. Ребусы. Ребусы в жизни и в быту. Арифметические ребусы. Задачи на разрезание. Рисуем карту. Задачи на «обратный ход». Задачи на «смеси и сплавы». Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. Оценка + пример. Принцип Дирихле. Цикличность. Деловая игра «Проценты в современной жизни». Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Защита ученических проектов. КВН
- Решение олимпиадных задач
Цель – развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Теория: Олимпиадные задачи, их особенности. Математические софизмы, фокусы и головоломки. Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. Головоломки в картинках.
Практическая часть: решение нестандартных, олимпиадных задач; мозговой штурм, эвристические беседы.
- Алгебраические задачи
Цель –научить решать задачи практического характера по алгебре, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Задачи на равномерное движение, на расход материалов и денежных средств. Решение задач с помощью уравнений и системы уравнений. Решение задач на проценты
Практическая часть: решение задач прикладной направленности с помощью уравнений и систем уравнений. Задачи « Проценты в нашей жизни». Решение задач из ГИА.
- Занимательная геометрия
Цель –научить решать задачи практического характера по геометрии, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Решение задач с использованием свойств треугольника, « Геометрия в лесу», «Геометрия у реки», « Геометрия в открытом поле» Решение задач по нахождение площади, объёма. Решение старинных задач.
Практическая часть: решения задач прикладной направленности по геометрии, используя различные способы.
- Живая геометрия
Цель –научить работать на компьютере с программой « Живая геометрия», создавать интерактивные чертежи, а также выполнять различные измерения.
Теория: Ознакомление с окном программы. Освоение инструментов программы Построение отрезка, середины отрезка. Построение лучей, прямых. Построение пересечений. Построение и измерение углов. Построение биссектрисы угла. Построение многоугольников. Построение окружностей. Построение рисунков по заданным координатам. Выполнение собственной творческой работы. Конкурс творческих работ как итоговое занятие года.
Практическая часть: Решение задач с элементами построения. Выполнение орнаментов и рисунков. Выполнение работ где требуется придумать свои узоры.
Проекты
Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
· Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
· Софизмы и парадоксы.
· Математические фокусы.
· Математика и искусство.
· Математика и музыка.
· Лабиринты.
· Палиндромы.
· Четыре действия математики.
· Древние меры длины.
· Возникновение чисел.
· Счёты.
· Старинные русские меры.
· Магические квадраты.
· Свои темы проектов.
Предполагаемые результаты освоения программы кружка
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
Литература
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)
9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-139228-1352307801.jpg)
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-450005-1413198056.png)
Рабочая программа кружка "Школа юного математика"
Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет. На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам. Данная программа способна удовлетворит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-462723-1491203729.jpg)
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125905-1350401868.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125905-1350401868.jpg)
Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»
Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-654612-1447702056.jpg)
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа кружка "В мире математики"
Данная программа представлена следующими разделами: пояснительная записка, методы и способы реализации программы, содержание курса, тематический план, список литературы....