Конспект урока к конкурсу "Творческий урок"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Нигириш Дарья Владимировна

В данной работе представленна разработка урока на конкурс "Творческий урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_urok.pptx533.61 КБ
Файл urok.docx497.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказочное путешествие в удивительный мир рациональных чисел» учитель математики Нигириш Д.В. МБОУ гимназия г. Советский

Слайд 2

Станция «Бессмертная» 1) -1,4 +(-1,4)=0; 2) (-5,3)*(-10)=-53; 3) (-2,2)+3,5=1,3; 4) -13-8=-5; 5) 15-18=-13; 6) 7,4-(-3,2)=-10,6; 7) -9*6=-54.

Слайд 3

Станция «Булочная» Первая команда (“вагон 1”) 8,2*(-5,1)=13,3 -3,2*5=-16 Вторая команда (“вагон 2”) -4,9*1,7=-3,2 -7,5*4=-30

Слайд 4

Станция «Героическая» Задание для первой команды: 1) 5а*7; 2) -3в*(-9); 3) -8*(-1/4а); 4) а*(-4,2); 5) -1,04k*(-2,05); 6) 0,6ab*(-100); 7) 3/4mn*(-2); 8) -1/25:(-0,04x). Задание для второй команды: 1) 9a*6; 2) -4b*(-8); 3) 15*(-1/5a); 4) b*(-7,3); 5) -7c:(-7/17); 6) 0,5ac*(-100); 7) -3,08y*(-1,05).

Слайд 5

Станция «Лесная» 1) 3,8*(-0,25)*4; 2) -2*4,8*(-0,25); 3) -7/9*(-6,2/15)*(-9/7); 4) -3,8*4,7+(-1,2)*4,7; 5) -2,5*(-8,9)+1,5*(-8,9).

Слайд 6

Станция « Метелкино »

Слайд 7

До скорых встреч!!!



Предварительный просмотр:

Работу представила учитель математики Нигириш Д.В.

МБОУ гимназия г. Советский

Урок-путешествие по теме "Рациональные числа", 6 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Действия с рациональными числами”.

Задачи урока:

  • Закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами. Проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений с рациональными числами. Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в уроке. Развить интерес к математике через исторические сведения из области рациональных чисел и через упражнения, записанные в нестандартной форме.
  • развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, развивать умение обобщать, строить умозаключения, делать выводы,  создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
  • воспитывать культуру умственного труда, воспитывать культуру коллективной работы, воспитывать информационную культуру.

Оборудование: карточки-задания, карточки настроения, сигнальные карточки (красная и зеленая), изображения сказочных героев: Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Серый волк, Колобок, Иван Царевич.

Ход урока

Организационный момент. На столе у ребят лежат “листки настроений” (рис. 1)Учитель предлагает каждому ученику отметить то лицо, которое соответствует его настроению цифрой один.

Рис. 1. Листки настроений

Учитель: Ребята сегодня мы совершим путешествие в страну рациональных чисел. Нам предстоит вспомнить сложение, вычитание, умножение, рациональных чисел, определение подобных слагаемых, выполнение приведения подобных слагаемых. Итак, нам нужно выдвигаться  в путь, и первая станция нашего сказочного путешествия в мир рациональных чисел будет станция “Бессмертная”.

1. Пункт . Станция “Бессмертная”.

Учитель: На этой станции обитает сказочный герой. Зовут его Кощей Бессмертный  (рис. 2). Вспомните, хороший или плохой это персонаж сказки?

C:\Users\Psych\Desktop\24566_a836a6a5e1b5266cbbfd6a92b12c359e.jpg.jpg

Рис. 2. Сказочный Кощей Бессмертный

Учитель: Он не позволит сесть нам в поезд,  пока мы не ответим на  все его математические вопросы (фронтальная работа - устный счет).

Задания для устного счета:

1) -1,4 +(-1,4)=0;

2) (-5,3)*(-10)=-53;

3) (-2,2)+3,5=1,3;

4) -13-10=-3;

5) 15-18=-33;

6) 7,4-(-3,2)=-10,6;

7) -9*6=-54.

Примечание: если ребята согласны с ответом, то поднимают зеленую сигнальную карточку, если же не согласны, то - красную сигнальную карточку.

Учитель: Кощей Бессмертный подобрел и пропустил нас. Давайте сядем в поезд и отправимся на станцию “Булочная”.

На уроке используется кооперативная форма обучения. Учащиеся делятся на две команды: “вагон 1”, “вагон 2”.

2. Станция “Булочная”.

Учитель: Заведует станцией сказочный герой Колобок (рис. 3). Он поможет нам найти дорогу если мы выполним его задание.

C:\Users\Psych\Desktop\kolobok.png

Рис. 3. Сказочный герой Колобок

Задание. Заменить звездочки знаками действий, так чтобы получилось верное равенство.

Первая команда

(“вагон 1”)

8,2*(-5,1)=13,3

-3,2*5=-16

Вторая команда

(“вагон 2”)

-4,9*1,7=-3,2

-7,5*4=-30

Учитель: Колобок удивлен тому, что ребята так быстро отгадали эту загадку. Желает вам, ребятам, доброго пути. А мы отправляемся дальше.

Учитель: В пути повторяем определение рациональных чисел. Рациональным числом называется такое число, которое может быть представлено как отношение некоторого целого числа к натуральному. Рациональные числа состоят из положительных чисел, отрицательных чисел и нуля. Но можно и так говорить: рациональные числа состоят из целых и дробных чисел. В свою очередь целые числа состоят из натуральных, нуля и целых отрицательных, а дробные – из положительных и отрицательных дробных чисел.

Учащиеся прибыли на следующую станцию.

3. Станция “Героическая ”.

Учитель: На этой станции проживает герой русских сказок Иван Царевич (рис. 4), который предлагает вам решить примеры и отгадать имена древних математиков (см. таблица 1, таблица 2).

C:\Users\Psych\Desktop\img20131007025430_2600.jpg

Рис. 4. Иван Царевич

Задание для первой команды:

1) 5а*7;

2) -3в*(-9);

3) -8*(-1/4а);

4) а*(-4,2);

5) -1,04k*(-2,05);

6) 0,6ab*(-100);

7) 3/4mn*(-2);

8) -1/25:(-0,04x).

Таблица 1

Н

А

Ч

Ж

Н

А

Ь

Ц

-4,2a

2a

35a

27b

-1,5mn

-60ab

x

2,132k

Задание для второй команды:

1) 9a*6;

2) -4b*(-8);

3) 15*(-1/5a);

4) b*(-7,3);

5) -7c:(-7/17);

6) 0,5ac*(-100);

7) -3,08y*(-1,05).

Таблица 2

Т

Д

Ф

А

О

И

Н

3,234y

54a

-7,3b

17c

-3a

32b

-50ac

Примечание: решив задания, учащиеся получают имена древних математиков: Чжан Цань, Диофант.

Учитель: Первые представления об отрицательных числах возникли еще до нашей эры. Так, во втором веке до нашей эры китайский ученый Чжан Цань в книге “Арифметика в девяти главах” приводит правила действий с отрицательными числами, которые он понимает как долг, а положительные как имущество. Отрицательные числа он записывал с помощью чернил другого цвета в отличие от положительных.

В третьем веке нашей эры древнегреческий математик Диофант фактически пользовался отрицательными числами, рассматривая их как “вычитаемые”, а положительные как “прибавляемые”.

Широко использовали отрицательные числа индийские математики. Индийский математик Брамагупта в седьмом веке сформулировал правила действий над положительными и отрицательными числами в таком виде: “сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг. Сумма имущества и долга равна их разности. Долг вычитаемый из нуля, становится имуществом. Имущесво, вычитаемое из нуля, становится долгом”. Но в то же время математик Бхаскара писал: “Люди не одобряют отвлеченных отрицательных чисел”.

В Западной Европе отрицательные числа начинают использоваться примерно лишь с восьмого века. При этом они обозначались словами или сокращенными словами как наименование в именнованных числах. Только в начале девятнадцатого века отрицательные числа получили всеобщее признание и современную форму обозначения. [3]

Поблагодарим Ивана Царевича за то что мы там много узнали о истории математики  и отправляемся на станцию “Лесная”.

4. Станция “Лесная”.

Учитель: Здесь нас встречает сказочный герой Серый волк (рис. 5). Для ребят он приготовил следующее задание.

C:\Users\Psych\Desktop\770166014.png

Рис. 5. Сказочный герой Серый волк

Задание. Найдите значение выражения удобным способом:

1) 3,8*(-0,25)*4;

2) -2*4,8*(-0,25);

3) -7/9*(-6,2/15)*(-9/7);

4) -3,8*4,7+(-1,2)*4,7;

5) -2,5*(-8,9)+1,5*(-8,9).

Учитель: Серый волк порадовался за успехи учащихся и сказал: “В добрый путь!” и мы оказались на станции “Метелкино”.

5. Станция “Метелкино”.

Учитель: Здесь нас встречает загадочная и добрая Баба - Яга (рис. 6).

C:\Users\Psych\Desktop\CTXDgDoz.png

Рис. 6. Баба- Яга

Учитель: Вот какое задание предложила ученикам Баба - Яга.

Самостоятельная работа.

Вариант 1

Вариант 2

1. Приведите подобные слагаемые

a) 8m+14n-9m-15n+7n

b) 1/8m-1/4m+1/2m-3/4m

a) 3x+15y-2x-20y+7x

b) 1/4a-1/3a+1/2a-1/6a

2. Найдите значение выражения

2*(5x-4y)-3*(4x-y), если x=-5, y=0,8.

5*(4a-3b)-2(5a-3b), если a=-0,3, b=0,7.

3. Обоснуйте ответ на вопрос

В сумме a+b слагаемое a увеличили в 2 раза. На сколько увеличилась сумма, если второе слагаемое осталось без изменения?

В произведении mn множимое m увеличили на 2. Как изменилось произведение?

Примечание: задание на карточках. Ребята пишут на листках в двух копиях. Первый лист сдают учителю. А второй лист отдают соседу по парте, чтобы каждый учащийся смог проверить работу своего соседа. Правильное решение проецируется записывается на доске.

Итог урока. 

Учитель: На станции “Метелкино” живет еще один сказочный герой лисица, она  вышла проводить ребят. Лисица сказала, что знакомство и изучение страны отрицательных чисел не закончено. Ребятам предстоит еще узнать способы решения уравнений с отрицательными числами.

C:\Users\Psych\Desktop\lisa.png

Рис. 7. Лисица

Примечание: в конце урока ребята снова получают “лист настроения”. Теперь улыбающихся лиц, отмеченных цифрой два, оказалось больше. Значит, ребята не только закрепили свои знания, умения и навыки по теме “Рациональные числа”, но и получили от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...