Задачи на движение
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

научить решать задачи по данной теме урока,

проверить знание теоретического материала, умение решать задачи на движение,

развивать кругозор, внимание, мышление,

прививать интерес к математике,

следить за произношением, развивать математическую речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_zadachi_na.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Решение задач на движение по воде"

Цель урока:

Обучение решению задач на движение по воде.

Задачи:

научить решать задачи по данной теме урока,

проверить знание теоретического материала, умение решать задачи на движение,

развивать кругозор, внимание, мышление,

прививать интерес к математике,

следить за произношением, развивать математическую речь.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщить учащимся цели урока. Настроить ребят на активную работу.

II. Актуализация знаний

(Фронтальная работа)

1 Задача

Тройка лошадей пробежала 24 км за 3 часа. Сколько км пробежала каждая лошадь?

2. Задача

На участке дороги длиной 276 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

3. Вычислите

(( 41 – 27 ) * 7 + 2) :5

4. Спешите ответить:

Как найти расстояние?

Как найти скорость?

Как найти время?

III. Физминутка.

Исходное положение: сидим в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.

1. Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.

2. Смотрим на кончик носа, перед собой, вдаль. Повторить пять раз.

IV. Изучение нового материала.

На дворе сейчас осень и идут дожди. И я думаю, каждый из вас запускал в лужах кораблики, не так ли?

Давайте сегодня, как прежде, изготовим мысленно кораблики из бумаги и отпустим их в свободное плавание.

Один отпустим в ручей, а другой в лужу . Что же произойдет с корабликами?

В луже кораблик стоит на месте, а в ручейке плывет. И в озере лодка тоже будет стоять на месте, а в реке плыть. Вода в озере и ручейке называется стоячей. Лодка двигается в озере за счет мотора или при помощи весел. Токое движение называют движением в стоячей воде. Скорость лодки в стоячей воде называют собственной скоростью.

Задача1. Собственная скорость моторной лодки по озеру 15 км/ч.  Какой путь пройдет лодка за 2 часа?

Задача 2. Катер за 3 часа проплыл по озеру 60 км.  Найдите собственную скорость катера.

Мы с вами заметили, что движение по дороге не отличается от движения по озеру.

Что же происходит с движением по реке?

За счет чего плывет  бумажный кораблик?

Кораблик несет течение. В таком случае мы будем говорить, что кораблик плывет по течению. Такое движение называют движением по течению.

А движение в обратную сторону называют движением против течения. Сможет ли наш кораблик плыть против течения?

Вода в реках движется, а это значит, имеет свою скорость.

Где плыть быстрее: по течению или против течения?

Введем обозначения:

-собственная скорость объекта,

-скорость течения реки,

-скорость объекта по течению,

-скорость объекта против течения.

Вывод формул:

                             

Задача 3. 

Скорость течения реки 2 км/ч.  Какое расстояние проплывет плот за 2 часа, за 4 часа?

Каждый из нас знает, что плыть по течению легче, чем плыть против течения.

Почему? Верно, вода в одном случае «помогает», а в другом « препятствует».

Разберем такую задачу.

 Собственная скорость катера 21км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Найдите скорость катера по течению.

Сделаем вывод и напишем решение и вывод в словарях.

При движении катера по течению помогает  скорость течения реки.

Чтобы найти скорость движения по течению реки, надо сложить собственную скорость катера и скорость течения реки.

Задача  

Собственная скорость катера 21км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Найдите скорость катера против течения.

Вывод: При движении катера против течения скорость течения реки препятствует скорости движения катера.

Поэтому скорость катера против течения реки  равна разности собственной скорости катера и скорости течения реки. (слайд 19)

V. Закрепление материала

Задача №1

Скорость ледокола по течению – 30 км/ч. Найдите собственную скорость ледокола и его скорость против течения, если скорость течения равна 8 км/ч.

VI.  Проверка задания

VII. Самостоятельная работа

Задача №1

Скорость теплохода против течения реки равна 28 км/ч, а скорость течения

3 км/ч. Найдите собственную скорость катера по течению.

Задача №2.  

Рауль Амудсен на дирижабле пересек Северный полюс. Скорость дирижабля при попутном ветре 35 км/ч. Определите собственную скорость дирижабля, если скорость ветра 2 км/ч

VIII. Домашнее задание

Составить две задачи на движение  и решить их.

IX. Рефлексия (Итог урока)  

Какую тему изучали на уроке?

Ответьте на вопросы:

1. Что такое собственная скорость катера?

2. Что такое скорость течения?

3. Как определяется скорость катера по течению реки?

4. Как определяется скорость катера против течения?                                                                                        

5. Как определяется скорость движения плота по реке? 

Понравился ли вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

ГИА Задачи на движение(движение протяженных тел)

Обучающий модуль для дистанционной самоподготовки...

Методическая разработка по математике "Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение"

Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме "Задачи на движение" всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Скорость, движение, время. Задачи на движение.

В данном пособии собраны задачи на движение. При составлении систем для таких задач обычно не требуется никаких особенных математических знаний. Требуется лишь здравый смысл и понимание того, что расс...

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...