Решение уравнений
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Гостева Наталья Николаевна

Разработка урока в 6 классе по теме:"Решение уравнений"с помощью технологической карты урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_uravneniy_6klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru                                                                                                                                                                                              Виртуальная образовательная среда МУ – www.moi-uni.ru

ФИО учителя: Гостева Наталья Николаевна

Должность: учитель математики        

ОУ:  МБОУ Артемовская СОШ №2

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Решение уравнений

Базовый учебник: Виленкин Н.Я, В.И. Жохов Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций.-М: Мнемозина, 2014.

Место в общей структуре курса: Глава 2. Рациональные числа, параграф: решение уравнений, пункт: решение уравнений,  урок №1 согласно календарно-тематическому плану.

Тип урок: урок открытие новых знаний

Цель урока

- личностные: содействовать формированию и развитию  нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся  (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) (организационный блок: личностные универсальные учебные действия);

- метапредметные: способствовать  развитию  устной и письменной речи, изложению  своих  мыслей  с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради, умения работать с имеющейся информацией (организационный блок: познавательные, регулятивные и коммуникативные  универсальные учебные действия);

- предметные: создать условия для понимания решения уравнений, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую

(организационный блок: понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока; предметные знания и умения,  которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока).

Задачи урока

1.В личностном направлении: обеспечить познавательную мотивациию учащихся при изучении новых понятий и

определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.

2.В метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока,

развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация),

формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения

3.В предметном направлении: изучение решений уравнений, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Свойство о равносильности уравнений при переносе слагаемых

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Обучающиеся научатся   понимать, что корень уравнения не изменится, если слагаемые из одной части уравнения перенести в другую, изменив  при этом  знак

Умения: научатся решать уравнения, используя свойство равносильности уравнений

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

Регулятивные: совместно с учителем управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Инструкции и пояснения

  • Вводное слово учителя

  • Распределение по группам

Работа консультантов на протяжении всего урока

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Памятка для работы консультантов

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

  1. Мотивационный блок

Стихотворение о древнегреческом математике Диофанте, жившем предположительно в III веке н. э.на его надгробие. Нередко упоминается как «отец алгебры». Автор «Арифметики» — книги, посвящённой нахождению положительных рациональных решений неопределённых уравнений.

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей — и камень
  Мудрым искусством его скажет усопшего век.
  Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
  И половину шестой встретил с пушком на щеках.
  Только минула седьмая, с подругой он обручился.
  С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец;
  Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
  Отнят он был у отца ранней могилой своей.
  Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
  Тут и увидел предел жизни печальной своей.

1.Составить уравнение по данному стихотворению

2.Озвучивается тема урока «решение уравнений»

3.Наш урок позволит узнать количество лет, прожитых Диофантом

1.Реши уравнения

Задание из 5 уравнений, 4 из них известные, одно по новой теме.

В результате работы выясняется проблема: одно уравнение не знаю как решать,  таким образом, определяются границы знаний и незнаний, озвучиваются  задачи урока.

Что будем делать, чтобы решить данное уравнение?

Составляется план работы с п.42. Мозговой штурм

Вырабатывается план деятельности

  1. Информационный блок.

Устные источники

Историческая справка о Диофанте

Интернет-ресурсы

Устное упражнение из учебника

№1316.Перенести слагаемые

Письменные источники         

Упражнение из учебника

№1316. Решить уравнения

Тест

gdz.ru.com/gdz-6-klass/matematika-6-klass-testyi-16.html

Продуктивные задания

Задача№1321

1.Составь план решения задачи                  2.Составь алгебраическую модель решения задачи

Задача – частично-поисковая деятельность  

1.Найти количество лет, прожитых Диофантом

2.Решить уравнение вторым способом, домножая левую и правую части на НОК знаменателей

Задача повышенного уровня

Графические источники (схемы, диаграммы)

Электронные источники

Видео источники         

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные источники

Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую

Письменные источники

Обсуждение, анализ,  синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка

Взаимооценка

  1. Рефлексивный.

1.Какие проблемы были на уроке?

2.Какие остались?

3.Пути преодоления их.

Выявление отношения обучающихся  к прошедшему уроку, какие проблемы остались, что делать, чтобы их преодолеть

  

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Готовность класса к уроку.

Приветствие.

Свод правил работы на уроке.

И

Приветствуют учителя.

1

2

  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Древнегреческий математик Диофант, живший предположительно в III веке н. э. Нередко упоминается как «отец алгебры». Автор «Арифметики» — книги, посвящённой нахождению положительных рациональных решений неопределённых уравнений. На его надгробии есть стихотворение(стихотворение в приложении№1) 1.Составьте уравнение по данному стихотворению.

 2. Тема урока «Решение уравнений»

3.Наш урок позволит узнать количество лет, прожитых Диофантом.

Ф

Выполняют

Отвечают на вопросы учителя.

Стихотворение(приложение№1)

3

Осознать и выработать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей. Выполнять логические действия.

Правильно выражать свои мысли в речи.

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Выявление границ знаний и незнаний

1.Решите уравнения(№2)

2.Какая проблема возникла у вас?

3.Какие задачи поставите сегодня себе на урок?

И,Ф

Выполняют, выясняют, что одно уравнение решить не могут

№2

5

Осознать  и выработать собственную жизненную  позицию  в отношении себя и  окружающих людей.

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и быть  готовым  вести диалог.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Разрабатывается план деятельности

1.Сравните уравнение, которое не смогли решить с уравнением Диофанта

2.Как решать такое уравнение?

3.Составьте план работы с п.42

Ф

Мозговой штурм

1.В левой и правой части оба уравнения имеют переменную.

2.Надо обратиться к учебнику

3.Составляют план

Приложение№3

5

поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

5.

Реализация построенного проекта

Идет работа

учащихся по плану№4

Учитель-консультант

Помогает, проверяет определение и примеры

И

Учащиеся работают по плану

Приложение №4

7

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

6.

Первичное закрепление

Учащиеся отрабатывают перенос слагаемых

1.№1316 перенесите слагаемые

2.Записать одни ответы, проверить в парах по готовому образцу, дать рецензию на ответ товарища.

3.Кто написал на5,4 работает индивидуальным консультантам для того, кто написал на 2,3

Ф

В парах

консультанты

Учащиеся дают устные ответы

Проверка в парах.

Критерии  «5»-5верно

«4»-4, «3»-3, «2»-2

№1316

Приложение №5

Приложение №6

5

слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Отработка решения уравнений

1.Решить уравнения №1316

и

Учащиеся выполняют и проверяют, просят помощи у  консультантов.

№1316

8

проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

8

  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Выполнить тест

Учитель выясняет, кто понял тему, кто нет

и

Учащиеся выполняют тест

Приложение №7

5

Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

9.

Коррекция

обеспечение  коррекции

1.Кто написал на «2,3»работает с учителем у доски

2.Кто написал на «4,5» выполняет задание повышенного уровня, продуктивное задание

и

Приложение №8-повышенный уровень

Приложение №9 –продуктивное задание

5

10

Рефлексия учебной деятельности

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

1.Какие проблемы были на уроке?

2.Какие остались?

3.Пути преодоления их.

ф

Учащиеся обсуждают

1

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

11

Домашнее задание

Дома:п.42по плану

1) Кто плохо усвоил тему№1342.

 2) Кто хорошо усвоил тему №1342, 1столбик, №1340старинная задача

Приложение

№1

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей — и камень
  Мудрым искусством его скажет усопшего век.
  Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
  И половину шестой встретил с пушком на щеках.
  Только минула седьмая, с подругой он обручился.
  С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец;
  Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
  Отнят он был у отца ранней могилой своей.
  Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
  Тут и увидел предел жизни печальной своей

Это уравнение

№2

1.-2,4*х=-0,24

2.х+3,2=1,8

3.х-3,9=-2,7

4.х/2,3=-5,8/4,6

5.6х-10=4х+24

№3

План п.42

1.Разобрать, как решается уравнение из примера3

2.Прочитать правило, как перенести слагаемые из одной части уравнения в другую

3.Разобрать, как решается уравнение из примера №4

4.Рассказать правило 3ученикам  

1

2

3

5.Решить пример3,4 в тетради

6.Проверить у учителя

№5

1.-х+4=6х-8

2.5х+6=-7х-3

3.1-3х=-4-8х

4.-8-7х=1+х

5.3х=9х

№6

1.-6х+3=2х-4

2.7х+1=6х-4

3.2-5х=6-9х

4.-5-6х=3=х

5.6х=2х

№7 Тест

Тест. Решение уравнений
1.
Решите уравнение - 2х + 5 = 2 .
1) - 3,5    2) 3,5    3) 1,5    4)- 1,5

2.Соберите в левой части уравнения - 4х + 3,6 = Зх - 2,1 все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой - не содержащие неизвестное.
1)    - 4х - Зх = - 3,6 - 2,1
2)    -4x    + 3x = -3,6-2,1
3)    -4х-3х    = 3,6-2,1
4)    -4x    + 3x = 3,6-2,1   
3.
Решите уравнение 7,2х + 5,4 = - 3,6х - 5,4.
1)1    2) -1    3)3    4) - 3
4.
Какое из чисел - 2; - 3; - 4 является корнем уравнения - 6х = 9 + х2?
1)    среди приведенных чисел корней нет
2)    -2
3)    -3
4)    - 4
5,. Наидите корень уравнения — х +1 = — х — 1

1) корней нет
2)    -2
3)  0
4)  любое число 

№8 Задание повышенного уровня

1.Найти количество лет, прожитых Диофантом

 то есть возраст Диофанта получается равным 84 годам. Однако достоверность сведений не может быть подтверждена.

2.Решить уравнение вторым способом, домножая левую и правую части на НОК знаменателей

№9 Продуктивное задание

Задача№1321

1.Составь план решения задачи

2.Составь алгебраическую модель решения задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)

Данный интегрированный урок  может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

Презентация по теме "Решение уравнений"...

Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.

Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....

Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».

Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для  учащихся общеобразовательных учреждений /  Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков  , И. Е. Феоктист...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений

Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении  различных тем, мы возвращае...