Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
план-конспект урока алгебры (9 класс) на тему
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим способом с помощью электронных таблиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок математики и ИКТ в 9 классе
По теме: «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»
(Данный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий компьютером и интерактивной доской ).
Учитель математики МБОУ СОШ № 3с углубленным изучением отдельных предметов города Чехова Московской области
Старцева Любовь Викторовна.
Тип урока: закрепление изученного материала
Вид урока: урок-практикум.
Технология: проблемно- исследовательская.
Цели урока:
Образовательные:
- Научить учащихся решать уравнения графическим способом в электронных таблицах;
- Повторить и закрепить основные навыки работы в электронных таблицах;
- Научить учащихся работать по алгоритму, соблюдая все этапы решения задачи на компьютере.
Воспитательные:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
- воспитание дисциплинированности;
- контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
- прививание навыков самостоятельной работы.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность;
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
План урока.
- Организационный момент -1 мин;
- Актуализация знаний – 6 мин;
- Объяснение нового материала – 12 мин;
- Физкультминутка – 1 мин;
- Выполнение практической работы – 11 мин;
- Рефлексия – 8 мин;
- Домашнее задание.-1 мин.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»
2. Актуализация знаний.
Вспомним основные элементы электронной таблицы.
Повторение ранее изученного материала по теме: «Электронные таблицы» в виде кроссворда. (Кроссворд на интерактивной доске, или можно использовать презентацию).
ЗАДАНИЕ.
- Ее можно создать, открыть или сохранить. (Книга)
- При работе в электронных таблицах обязательно задается…(Формат числа).
- Выделение нескольких ячеек (Диапазон)
- Начинается со знака «=». (Формула)
- При работе на компьютере электронная таблица существует в форме… (рабочего листа)
- В ней производятся какие-то действия, и выделяется рамкой. (Ячейка)
3.Объяснение нового материала.
-Учитель: Ключевое слово ГРАФИК, которое неспроста было задумано.
Сегодня мы будем решать уравнения графическим способом. И как вы уже догадались в электронных таблицах.
Итак, точное решение существует только для некоторых уравнений определенного вида (линейные, квадратные, тригонометрические и др.), поэтому для большинства уравнений приходится использовать методы приближенного решения. Мы сегодня научимся решать уравнения графическим методом в электронных таблицах.
Построение графиков функций может использоваться для грубо приближенного решения уравнений. Для уравнений вида f(х)=0, где f(х)- некоторая непрерывная функция, корни этого уравнения являются точки пересечения с осью Х.
Алгоритм решения уравнения:
1 этап. Постановка задачи.
Решить уравнение х2-2=0.
Рассмотрим уравнение х2-2=0 (решение и демонстрация на интерактивной доске).
2 этап. Для того, чтобы решить его графически, запишем в виде у= х2-2.
Это квадратичная функция, графиком которой является парабола,
ветви которой направлены вверх .т.к. к>0.
3 этап. Составление таблицы
составим таблицу на [ -3: 3] с шагом 1.
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
у | 7 | 2 | -1 | -2 | -1 | 2 | 7 |
4 этап. Построить график функции.
Если построить график, то решение этого уравнения будет выглядеть так.
5 этап. Найти точки пересечении с осью ох
Решением этого уравнения будут абсциссы точек пересечения графика с осью х: . х1 ≈ 1,4 ; х2 ≈-1,4
. 6 этап. Записать ответ.
Учитель: - А как еще может располагаться график относительно оси ОХ?
Рисунки на интерактивной доске.
- Если график имеет одну точку пересечения с осью ОХ , то уравнение имеет одно решение.
- Если график имеет две точки пересечения с осью ОХ , то уравнение имеет два решения.
- Если график не имеет точек пересечения с осью ОХ , то уравнение не имеет решений.
Учитель: Ребята, а как нам построим точно такую же таблицу, но в электронных таблицах ?
Учитель заканчивает работу с презентацией и приступает к компьютерному эксперименту.
Компьютерный эксперимент.
Открыть Excel, заполнить заранее заготовленную таблицу.
Вспомнить при этом:
- Как записываются формулы в электронных таблицах;
- Как выполнить копирование данных.
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y=x^2-2 | 7 | 2 | -1 | -2 | -1 | 2 | 7 |
Демонстрация на интерактивной доске.
- Выделить таблицу;
- Построить точечную диаграмму;
- Подписать параметры диаграммы;
- Найти точки пресечения;
- Сравнить с предыдущим графиком.
Учитель: Ребята , вам сейчас самим придется решать подобные уравнения и находить их решения. После чего вы должны выполнить еще один этап – анализ полученных результатов. Вы должны указать на те трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания.
4.Физкультминутка (2 мин)
Учитель: Ребята, прежде чем сесть за компьютер и выполнить практическую работу, мы сделаем небольшую разминку.
- Упражнения для глаз;
- Упражнения для плечевого пояса;
- Упражнения для рук.
5. Выполнение практической работы.
Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют практическую работу. Работа выполняются парами. Созданный документ сохранить и скопировать в папку ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Задание для учащихся
Найти приближенное решение уравнения:
6.Рефлексия.
На этом этапе урока ребята защищают свои работы, обращая внимание на трудности при выполнении задания. Решение уравнений проецируется на экран, собрав их на учительский компьютер по локальной сети.
Заслушать ответы и поставить отметки.
7. Домашнее задание: Решить графически уравнения.( в рабочих тетрадях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок информатики и математики «Графический способ решения уравнений.»
интегрированный урок информатики и математики «Графический способ решения уравнений.»...
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Мастер -класс: "Функционально - графический способ решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах"
Вы узнаете, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций, решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим способом....
План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"
Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...
Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя пе-ременными способом сложения»
Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»...
Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»
Урок математики в 6 классе по теме «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения»...
Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Решение уравнений и текстовых задач" (автор УМК Виленкин Н.Я.)
Урок закрепления знаний и способов учебных действий. Технологическая карта урока....