Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессиональной компетентности учителя математики.
материал по математике на тему

Выступление с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессиональной компетентности учителя математики.

        Девизом нашего сегодняшнего семинара могут стать слова французского писателя-моралиста

18 века, который в начале своей карьеры был педагогом: «Обучать – значит вдвойне учиться».

     «Учитель учит ученика» - это утверждение, по меньшей мере спорное, скорее ученик учиться сам, учитель создаёт для этого условия. Чтобы успешно это осуществлять учитель сам должен постоянно учиться.

          Сначала учителю надо определить цели и задачи ученика, спроектировать или выбрать задания, которые помогут ему их реализовать и проверить их достижение, и только потом – планировать собственные цели и задачи, которые теперь будут определять профессиональный успех учителя через учебный успех ученика.

      Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Успех интеллектуального развития ученика во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, от его умения на каждом уроке организовать систематическую познавательную деятельность учащихся.

     Цель педагогической деятельности  в современных условиях:

  • формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности;
  •  развитие способностей, позволяющих адаптироваться в любой ситуации  (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

     

       Изучение научных, теоретических основ компетентностного подхода в образовании, нахождение путей решения задач по формированию ключевых компетенций, применяя для этого современные инновационные технологии и методы обучения, способствует повышению профессиональной компетентности учителя.

     Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Освоение новых педагогических технологий позволяет более эффективно осуществлять компетентностный  подход в образовании.

      Формирование у учащихся ключевых компетенций обусловлено:

  • реализацией обновления содержания образования;
  • выбором адекватных методов и технологий обучения;
  • мотивацией школьников на успешное обучение.

Учителя математики лицея в своей работе применяют следующие технологии:

  • развивающего обучения;
  •  блочно-модульную;
  • проблемного обучения;
  •  игровые;
  •  групповые;
  •  укрупнения дидактических единиц;
  •  обучения математике на основе решения задач;
  •  компьютерные (новые информационные).

      Эти технологии дополняют друг друга, тесно переплетаются, включаются одна в другую.

      Так блочно-модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Также блочно-модульная технология предполагает изложение материала крупными тематическими блоками, основываясь на технологии укрупнения дидактических единиц Эрдниева.

     Развивающее обучение невозможно без проблемного изложения материала, которое вовлекает учащихся в поисковую исследовательскую деятельность, способствующую творческому развитию личности.

     И конечно современное образование немыслимо без информационно-коммуникационных технологий, которые повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность, углубляют межпредметные связи за счёт использования современных средств обработки информации.

     Можно выделить несколько ключевых компетентностей, которые необходимо формировать у учащихся, основываясь на деятельности ученика, позволяющей ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  • социальная;
  • решения проблем;
  • коммуникативная;
  • технологическая;
  • информационная;
  • рефлексивная.

В таблице приведены группы компетентностей, основные умения, соответствующие им, технологии, помогающие формировать данные умения.

Компетентность

Умения

Технология

Виды компетентностных заданий.

Решения проблем

- формулировка проблемы на основе возникшей проблемной ситуации;

- выдвижение предположений и обоснование гипотез;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы

Развивающее обучение

1) задание на опознание;

2) на различение;

3) на соотнесение;

4) на поиск основания для классификации;

5) на воспроизведение (точное, в большом объёме, в определённой последовательности);

8) на выявление, перечисление и описание фактов;

9) на описание процессов и способов деятельности;

10) на анализ;

11) на синтез;

12) на сравнение;

13) на абстрагирование;

14) на обобщение и конкретизацию;

15)на классификацию;

16)на систематизацию.

Проблемное обучение

Блочно-модульная

Коммуникативная

- умение общаться

Игровая

Групповые

Социальная

- делать выбор;

- принимать решения;

- брать ответственность;

- бесконфликтно сосуществовать

Развивающее обучение

Проблемное обучение

Групповые

Информационная

- находить, обрабатывать, использовать необходимую информацию из разных источников

Компьютерные (новые информационные)

Рефлексивная

 - оценивать результаты своей деятельности и деятельности других

Проблемное обучение

Блочно-модульная

Технологическая

- умение действовать по заданному алгоритму, плану, таблице и т.п.;

- умение составлять алгоритм, план, таблицу и анализировать их.

Блочно-модульная

Укрупнения дидактических единиц

Обучения математике на основе решения задач

     На уроках математики формирование ключевых компетентностей реализуется, наряду с другими способами, через определенные виды заданий.

  1. Задание на опознание

Определите, является ли данная функция линейной.

у = -х-2;  у = 2х2+3;  у =  ;  у = 250;  у =  + 8;  у = -  +1.        

    2)Задание на различение

Немного мысли напряги,

В решении ошибочку найди!

Ответ:  (9;-1),  (-3;3).

  1. Задание на соотнесение

Из заданных функций выписать формулы в нужный столбик.

Первая команда

Функция

Вторая команда

у = 5х + 2

у = 3х - 10

Параллельна

Пересекается

Параллельна

Пересекается

у = 5х

у = х-7

у = 5х – 8

у = - 3х + 10

у = 12 + 5х

у = 3х

у = 5

у = - 19 + 3х

у = 3 – х

у = 5 + 11х

  1. Задание на воспроизведение

Математический диктант.

а) Начертите выпуклый многоугольник.

б) Завершите предложение.

Две вершины многоугольника, принадлежащие одной стороне, называются…

в) Начертите четырёхугольник АМОР. Какие стороны являются смежными со стороной ОМ?

г) Дайте определение параллелограмма.

д) Начертите параллелограмм АВСД.  Укажите противоположные стороны и углы.

  1. Задания на выявление, перечисление и описание фактов

Составить и решить задачи, подобные опорным задачам по теме: «Линейная функция».

  •  Найдите значение функции у=5х-3 при значении аргумента, равном -6.
  • При каком значении аргумента значение функции у =7-3х равно 40.
  • Не выполняя построения, найдите точки пересечения графика функции у=2,5х+10 с осями координат.
  • Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения графиков функций  у = -2х + 7 и у = 0,5х – 5,5. 

         

Работа с задачами – очень эффективное компетентностное задание. Это может быть:

- распознавание ключевых задач, в том числе из дополнительных источников;

 - классификация задач учебника по типам;

- составление схемы по решению ключевых задач;

-  решение задачи различными методами;

-  решение системы задач;

-  проверка решения задач товарищами;

-  самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение.

           

  1. Задания на анализ и синтез.

Нужно из заданных алгоритмов решения выбрать верный и подробно пояснить свой выбор. Среди алгоритмов может быть один, несколько или все верные. После разбора всех алгоритмов можно предложить учащимся выбрать наиболее рациональный способ решения.

  1. Поезд в течение  двух дней был в пути 36 часов. В первый день он прошёл 900 км, во второй день – 720 км. На сколько часов дольше поезд был в пути в первый день, чем во второй?

    Алгоритм 1.

  1. 900-720=180
  2. 180:36=5
  3. 900:5 =180
  4. 720:5=124
  5. 180-124=56
  6. 56-36=20
  7. 20:5=4

    Алгоритм 2.

  1. 900+720=1620
  2. 1620:36=45
  3. 900:45=20
  4. 720:45=16
  5. 20-16=4

                               

Алгоритм 3

1) 900+720=1620

2)1620:36=45

3) 720-45=675

4) 855-675=180

5) 180:36=5

  1. Автобус должен был проехать от деревни до города за определённое время. Проехав 65 км, он остановился на 10 минут. Поэтому на оставшихся 35 км он увеличил скорость на 5 км/ч и прибыл в город вовремя. Найдите первоначальную скорость автобуса.

а) ;   б) ;   в)  ;

г) ;    д) .

7)  Задания на обобщение и систематизацию

Учащимся даётся задание решить квадратные уравнения

 х2 + 5х +6 = 0, х2 - 5х +6 = 0,

х2 + 7х +6 = 0, х2 - 7х +6 = 0 и заполнить таблицу.

Вопрос. Как связаны коэффициенты и корни?

Вопрос.  Какими являются все эти уравнения? (приведёнными)

Проверьте, подтвердятся ли ваши выводы для уравнений х2 + 8х +6 = 0, х2 - х - 6 = 0.

Уравнение

х1

х2

х1+ х2

х1х2

p

q

х2 + 5х +6 = 0

-3

-2

-5

6

5

6

х2 - 5х +6 = 0

3

2

5

6

-5

6

х2 + 7х +6 = 0

-6

-1

-7

6

7

6

х2 - 7х +6 = 0

6

1

7

6

-7

6

х2 + 8х +6 = 0

-4 +

-4 -

-8

6

8

6

х2 - х - 6 = 0

3

-2

1

-6

-1

-6

х2 + pх + q = 0

х1

х2

-p

q

p

q

    Рассмотрим приведённое квадратное уравнение х2 + pх + q = 0. Занесём данные в таблицу, согласно сделанным выводам.

    Докажем, что это верно.

 D = p2 – 4q

 x =        x1 =      x2 =

x1+x2=  +  = -p

x1x2 =  ∙  =  =q

Доказали теорему Виета.

     Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

    Последний пример – классический пример применения технологии проблемного обучения.

Закончить своё выступление хочу словами немецкого учителя Адольфа Дистервега, жившего в 19 веке (высказывание  не потеряло актуальность и сегодня). 

"Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»  Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...

педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»

Выступление на педсовете по теме  «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА”.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА”....

Современные интерактивные образовательные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагога

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на подготовку детей к самостоятельной ж...

Современные образовательные технологии и механизмы их реализации в практике работы учителя биологии

В статье представлен мой опыт работы по применению современных образовательных технологий  на уроках биологиии....

Постоянное совершенствование профессиональной компетентности учителя как основной компонент достижения успеха в развитии как отдельно взятой школы, так и образования страны в целом

Профессиональная компетентность учителя физической культуры в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) кардинально отличается от компетентности предста...