конспект урока по математике. 5 класс. " Задачи о двух участниках движения"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок включения нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: "Решение текстовых задач на движение";

приобретение учебной информации, контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование метапредметных ууд.

Задачи урока: научиться отличать виды движения с двумя участниками движения и составлять схемы к задачам; изучить алгоритмы решения задач по теме; научиться понимать взаимосвязи между разными видами движения и контролировать себя при выборе алгоритма для решения задачи; научится переносить полученные знания для решения пракических  задач и задач из смежных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx946.86 КБ
Файл zadachi_na_dvizhenie_s_dvumya_uchastnikami.pptx488.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Задачи о двух участниках движения»

  Конспект урока по математике в 5 классе

Учитель математики МОУ СОШ № 1 г. Можайска Егорова Наталья Владимировна

Предмет: математика,         класс: 5,         авторы учебника: Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная,         тема урока: §38. Задачи о двух участниках движения.

Тип урока: урок включения нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме «Задачи о двух участниках движения»:

  • приобретение учебной информации,
  • контроль усвоения теории,
  • применение знаний и умений,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Задачи с двумя участниками  движения»:

  • Научиться отличать виды движения с двумя участниками движения и составлять схемы к  задачам.
  • Изучить алгоритмы решения задач с двумя участниками движения.
  • Научиться понимать взаимосвязи между разными видами движения и контролировать себя при выборе алгоритма для решения задачи.
  • Научиться переносить полученные знания для решения практических задач и задач из смежных дисциплин.

  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Предметные
  1. Метапредметные
  1. Личностные
  1. Регулятивные
  1. Познавательные
  1. Коммуникативные

Знать: определение понятий «скорость», «время», «путь», «движение с постоянной скоростью», «равномерное движение»

Понимать: о каком виде движения идет речь в задаче, уметь выделять в тексте задачи слова, влияющие на выбор действия и способ решения, какие данные влияют на вид движения.

Уметь: записывать условие задачи, составлять таблицы, схемы для иллюстрации условия задачи и последующего её решения.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Умение определить способы действий, алгоритм решения задачи в рамках предложенных условий и требований.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Рефлексия собственной деятельности.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Проводить анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Взаимоконтроль, взаимопроверка.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Действия смыслообразования,

т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Организационная структура урока

 Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

Организационный момент

Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности.

Учитель предлагает вспомнить и назвать мыслительные операции, которые использует человек, когда думает.

Просит назвать тему, которую изучают.

Ориентирует ребят на то, чем они будут заниматься сегодня.

Выясняет, какие моменты в изучаемой теме  еще не раскрыты.

Предлагает выбрать и сформулировать цели и тему урока.

  Выберите цели для работы на уроке:

 1. Приобрести новую учебную информацию.

2. Потренироваться в применении новых знаний и умений при решении задач.

3.  Потренироваться в применении формулы движения.

4.  Научиться определять вид движения.

5.  Научиться выбирать схему для решения задачи.

С целью актуализации знаний и умений учитель предлагает проверить домашнее задание и вспомнить формулы, описывающие движение, виды движения.

Учащиеся называют известные им мыслительные операции, тему, которую они начали изучать на прошлом уроке.

Формулируют цели и тему урока.

Учащиеся в группах проверяют домашнюю работу, вспоминают формулы движения, виды движения. Записывают в тетради правильные формулы

Объясняют вслух каждую формулу и подтверждают примером или математическим законом её истинность.

Учащиеся просматривают предложенные фрагменты мультфильма.

http://www.handsetmobile.ru/xml_my_shop_new/img/91926.jpg

                 

Изучение нового материала.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации.

Организация обратной связи ученик-учитель и учитель-ученик.

Учитель предлагает просмотреть мультфильм и обсудить, сколько участников движения, как могут двигаться объекты относительно друг друга на дороге? Предлагает рассмотреть четыре вида задач.

Учащиеся просматривают предложенные фрагменты мультфильма, обсуждают виды движения, намечают пути решения задач.

image016

Динамическая пауза

Организация динамической паузы

Предлагает выполнить гимнастику

Учащиеся выполняют гимнастику

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».

Выделение видов и характеристик каждого вида движения с двумя участниками движения. Организует работу учащихся в группах.

Учащиеся знакомятся с новым видом движения по учебнику (§38 «Задачи о двух участниках движения»), записывают решение к рассмотренным задачам.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». Формирование навыков по составлению алгоритмов решения задач с двумя участниками движения.

 После обсуждения предлагается учащимся выполнить задание.

1.Сравните четыре задачи.

2. Выделите общее у всех четырех задач.

3. Найдите отличия.

Предлагает выполнить последовательно задачи а), б), в), г), при этом заполняя таблицу в тетради и на доске для каждого вида движения.

Обучающиеся работают в рабочих тетрадях, заполняя таблицу для каждого вида движения, делают рисунок,  соответствующий данному виду движения, составляют выражение для решения каждой задачи. По одному представителю от группы, ребята записывают свое решение на доске.

1-й способ решения.

  1. 250 – 50 = 200 (км) – пройдено
  1. 40+60 = 100 (км/ч) – скорость сближения
  1. 200: 100 = 2 (ч) – время движения

Ответ: через 2 часа расстояние между машинами будет равно 50 км.

2-й способ решения

  1. 40+60 = 100 (км/ч) – скорость сближения
  1. 250 : 100 = 2,5 (ч) – время до места встречи
  1. 50 : 100 = 0,5 (ч) – время удаления от места встречи
  1. 2,5+0,5 = 3 (ч) – всего в пути

Ответ: через 3 часа расстояние между машинами будет равно 50 км.

Домашнее задание.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель комментирует домашнее задание. Выполнить  № 360 из Практикума, записать решение всех рассмотренных на уроке задач, составить числовые выражения.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации.

Осмысление изученного материала, анализ полученных выводов и результатов с выводами изучаемого материала.

Учитель просит ответить на следующие вопросы:

- Какие виды движения были рассмотрены в ходе решения задач?

- Что общего было в решении этих задач?

- Чем они отличались?

Учитель комментирует ответы учеников.

Учитель предлагает ответить на вопрос «Какие мыслительные операции работали и развивались в процессе решения задач?»

Учитель организовывает рефлексию, задавая вопрос: «С каким настроением они пришли на урок, и с каким уходят с урока?». Благодарит всех школьников за работу.

Обучающиеся вспоминают какие цели ставились вначале урока,  изученный материал, называя мыслительные операции и определяя каждую из них к определенному этапу работы над задачами. Делают выводы о достижении поставленных целей. Ставят задачи на следующий урок.


Конспект урока.

Ход урока.

1. Мотивация. Постановка цели и задач урока.

- Здравствуйте, садитесь. Как настроение? Все ли в порядке? Вы  готовы к уроку? Тогда начнем!

- Какие мыслительные операции использует человек, когда думает?

- Сравнение – это какая способность человека? (способность устанавливать сходство и различие предметов)

-  А анализ – это что? (способность мысленно разобрать предмет на части)

- Нужны ли вам эти способности?

- Когда на уроке будете их применять? (при решении задач)

- Какую тему мы начали изучать? (задачи на движение с двумя участниками движения)

- Сегодня мы продолжим знакомиться с задачами на движение.

- О каком  виде  движения мы еще не говорили?

( встречное движение)

- Сформулируйте цели и задачи урока.

( Учащиеся выбирают цели). Слайд 1.

- Сформулируйте тему урока.

-  Но сначала,  проверим домашнюю работу.

2. Актуализация знаний и умений. Проверка дом задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

- Что в первой задаче надо было найти? (скорость сближения и скорость удаления)

- Как вы находили,  и что у вас получилось?

- О каком движении идет речь во второй задаче? (встречное движение)

- Какие величины были известны?

- Какую величину надо было найти?

- Как вы действовали?

- Почему задача имеет два ответа?

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение задач друг  у друга.

-   Сверьте решения с решением на экране. Слайд 2.

 Поставьте карандашом рядом с ответом «+», если ответ совпадает с ответом на экране. Верните тетради  и поставьте на полях отметку «5», если у вас все верно, отметку « 4», если у вас 1 ошибка или две неточности. Сдайте тетради на проверку. Вторые тетради откройте, запишите число.

- Давайте вспомним, какая формула позволяет описать движение?

- Перечислите величины, которые в нее входят.

- На доске шесть формул. Какие из них лишние? Почему?

-  Удалите лишние (остаются три формулы).

- Какие виды движения вы уже знаете?

3. Первичное закрепление в знакомой и измененной ситуации

Рассмотрим типовую задачу на встречное движение (Мультфильм)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

После обсуждения предлагается учащимся выполнить упр. № 360 из Практикума.

Организуется работа в группах.

Задание:  1.Сравните четыре задачи.

2.Выделите общее у всех четырех задач.

3. Найдите отличия. Запишите их в своих тетрадях. При проверке это надо будет озвучить.

4.Сделайте рисунки - чертежи к задачам. ( на доске потом их закрепить для просмотра)

5. Заполните пропуски в таблице.

6. Запишите решение каждой задачи с помощью числового выражения.

5.  Информация о дом. задании:  выполнить  № 360, записать решение всех рассмотренных на уроке задач, составить числовые выражения.

6.  Рефлексия.

Подведем итоги урока.

- Какие виды движения вы знаете?

- Что помогает при решении задач на движение?

 (формулы, чертежи-схемы)

-  Что общего было в решении  задач?

- Чем они отличались?

-  Какие мыслительные операции у вас работали и развивались в процессе решения задач?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Литература и электронные образовательные ресурсы к уроку.

1. Математика : учебная книга и практикум для 5 класса : в 2 ч. Ч. 1: Натуральные числа и десятичные дроби / Э.Г. Гельфман [и др.]. – 9-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 240 с.

2. Цор к курсу «Математика» для 5 класса (http://school-collection.edu.ru – Каталог – Для учителя –Математика, 5-6 класс –Инновационные учебные материалы – «Компетеннтность. Инициатива. Творчество»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на движение с двумя участниками

Слайд 2

Выберите цели для работы на уроке: 1. Приобрести новую учебную информацию. Потренироваться в применении новых знаний и умений при решении задач. 3. Потренироваться в применении формулы движения. 4. Научиться определять вид движения. 5. Научиться выбирать схему для решения задачи

Слайд 3

1-й способ решения . 250 – 50 = 200 (км) – пройдено 40+60 = 100 (км/ч) – скорость сближения 200 : 100 = 2 (ч) – время движения Ответ : через 2 часа расстояние между машинами будет равно 50 км.

Слайд 4

2-й способ решения 40+60 = 100 (км/ч) – скорость сближения 250 : 100 = 2,5 (ч) – время до места встречи 50 : 100 = 0,5 (ч) – время удаления от места встречи 2,5+0,5 = 3 (ч) – всего в пути Ответ : через 3 часа расстояние между машинами будет равно 50 км.

Слайд 5

Скорость велосипедиста Скорость пешехода Скорость сближения Расстояние Время 12 км/ч 4 км/ч 16(км/ч) 16 км 1 ч а) t = 16 : (12+4)

Слайд 6

Скорость велосипедиста Скорость пешехода Скорость сближения Расстояние Время 12 км/ч 4 км/ч 8 км/ч 16 км 2 ч б) t = 16: (12-4)

Слайд 7

Скорость велосипедиста Скорость пешехода Скорость удаления Расстояние Время 12 км/ч 4 км/ч 8 км/ч 16 км 2 ч в) t = 16 : (12-4)

Слайд 8

Скорость велосипедиста Скорость пешехода Скорость удаления Расстояние Время 12 км/ч 4 км/ч 16 км/ч 16 км 1 ч г) t = 16 : (12+4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Различные задачи на движение"

Двнный м атериал может быть использован в 9,11 класса при  решении текстовых задач...

Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"

Урок математики для учащихся 5 классов по теме «Решение задач на встречное движение»Задачи урока:- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью...

Конспект урока по математике Составная задача

Урок математики в 1 классе.Тема: «Составная задача». Тип урока: ОНЗ....

Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.

Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....

Конспект урока по математике "Решение задач"

Тема: «Решение задач»Тип: урок общеметодологической направленностиЦель: создание условий для закрепления умения анализировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц...