Кружок "Занимательная математика" для 5-6-х классов
рабочая программа по математике на тему

Зубкова Марина Анатольевна

Программа кружка: пояснительная записка, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_matematike.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 «Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

  ОГРН 1157746866562           ИНН/КПП 9715217689/771501001

127560, Москва, улица Коненкова, дом 8А                                                   сайт: http://sch-bibirevo.mskobr.ru/

тел. 8 (499) 207-10-88    8(499) 206-94-66                                                                        

_____________________________________________________________________________________________

«Согласовано»:

«Утверждено»:

Заместитель директора по

Директор ГБОУ ШМК Бибирево

воспитательной работе ГБОУ ШМК Бибирево

________________________С.Н. Кусакина

___________________________М.П. Артамонова

___________________ 2015 г.

_____________________________ 2015 г.

Программа

работы детского объединения

кружок «Занимательная математика»

Направленность программы: научно-техническая

Уровень освоения программы: базовый

Срок освоения программы: 1 год                

Количество часов: 148 часов

Возраст обучающихся: 11- 12 лет

Педагог (составитель программы): Зубкова М.А.

        Москва, 2015 год

Пояснительная записка

-направленность дополнительной образовательной программы –

научно-техническая

-новизна заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, практических занятий, решения головоломок, математических игр с организацией последующих турниров, а на завершающем этапе – математические фестивали.

-актуальность создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

-педагогическая целесообразность заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление знаний по математике, с опорой на практическую деятельность, придавая предмету математика привлекательность, расширяя творческие способности учащихся, укрепляя в них математические знания и веру в себя.

-цель дополнительной образовательной программы: учебно-воспитательные задачи кружка решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий математики, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к олимпиадам и формирования их научного мировоззрения. Обеспечивает числовую грамотность, дает геометрические представления, усиливает развитие логического мышления и пространственных представлений у детей.

Задачи: 

Образовательные систематизировать знания учащихся по математике, обучить методике выполнения логических заданий. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части. Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, воспитывая интерес к предмету через занимательные упражнения. Формировать усидчивость, терпение.

 Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию, умение использовать наглядные пособия, показать связь математики с жизнью.

-отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: программа «Занимательная математика» включает большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. 

 -возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-12 лет, 5-6 класс.

-сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год  

-формы и режим занятий: 

  1. Комбинированное тематическое занятие:
  • Выступление учителя или кружковца;
  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
  • Разбор решения задач;
  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
  • Ответы на вопросы учащихся;
  • Домашнее задание.

2Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.
  • Математический бой, хоккей, футбол.
  • Математические турниры, эстафеты.
  • Математические викторины.
  • Устные или письменные олимпиады.

3. Заслушивание рефератов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

6. Решение задач на разные темы.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

-ожидаемые результаты и способы их проверки: занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о приемах устного счета, свойствах арифметических действий; способах сравнения и измерения площадей; названия геометрических фигур; способов решения головоломок, шарад, ребусов. с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области математики перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 1. Тестирование.

 2. Занятие контроля знаний.

 3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

 4. Дискуссия.

 5. Проектно-исследовательская работа.

Учебно-тематическое планирование:

№ п/п

Тема (содержание)

практика

теория

1-2

Организационное занятие. Математическая смесь.

2

3-4

Из истории математики:

  1. История развития математики.
  2. Счет у первобытных людей.

2

5-7

Поиски закономерностей.

3

8-10

Восстановление знаков действий.

3

11-15

Запись цифр и действий у других народов.

3

2

16-20

Действия с римскими цифрами.

3

2

21-24

Приемы устного счета.

4

25-27

Расшифровка записей.

3

28-30

Числовые ребусы.

3

31-35

Числа великаны и числа малютки.

3

2

36-40

Логические задачи.

5

41-42

Конечные и бесконечные множества.

2

43-45

Соревнование «Математическая драка».

3

46-50

Множества. Решения задач.

3

2

51-55

Применение графов к решению задач.

5

56-60

Переливания.

3

2

61-65

Взвешивания.

3

2

66-70

Математические ребусы.

5

71-75

Равносоставленные фигуры.

3

2

76-80

Равносоставленные фигуры. Танграм.

3

2

81-84

Геометрические задачи на разрезание.

4

85-88

Игры с пентамино.

4

89

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

1

90-91

Геометрия в пространстве.

2

92-96

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

3

2

97-100

В худшем случае.

4

101-104

Принцип Дирихле.

4

105-109

Круги Эйлера. Графы

3

2

110-114

Задачи на обратный ход.

3

2

115-119

Задачи со спичками

5

120

Соревнование. «Математическая стрельба».

1

121-125

Решение математических задач с помощью рассуждений.

3

2

126-127

Верные и неверные высказывания

2

128-129

Необходимые и достаточные условия

2

130-132

Затруднительные положения

2

1

133-136

Подумай с карандашом в руках

2

2

137-141

Непрерывное рисование

3

2

142-144

Головоломки с домино

3

145-147

Головоломки с полимино

3

148

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса

1

Итого

148ч

Содержание программы:

1. Числа и вычисления (34 ч)
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
2. Геометрические фигуры (34 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3. Ребусы. Кроссворды (20 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4. Логические задачи (30ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5. Решение задач (30 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

  1. Задачи на разрезание:

      Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16   клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

  1. Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

  1. Дележи в затруднительных обстоятельствах. Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.

Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

  1. Занимательные задачи на дроби.

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

  1. Олимпиадные задачи.

Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре “Кенгуру”

  1. Заключительное занятие - игра.

Итоговое занятие – игра

Цель занятия: проверить знание материала, изученного на занятиях кружка, и умение применять его в новой ситуации.

Методическое обеспечение

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, смартдоска, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.

Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить,используя схемы - конспекты. Во - первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты ребенок сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Список литературы:

  • Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
  • Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007г.
  • Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
  • Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
  • Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988г.
  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002г.
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
  • Виват математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс/ Н.Е.Кордина – Волгоград, издательство «Учитель», 2014г.
  • Математика Проекты? Проекты… Проекты!/ Е.М.Фридман – Ростов-на- Дону, издательство «Легион», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....