Умножение дробей
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Представленная презентация к уроку математики есть план - конспект уроков математики со слайдами, который соответствуют реальному ходу урока.  Работа на уроке предполагает выполнение следующих задач: отработать умения и навыки учащихся преобразовывать выражения, содержащие действие «умножение дробей». Происходит углубление знаний учащихся за счёт возрастающей сложности примеров, практического применения полученных знаний по теме в новых условиях с возрастающей степенью самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 59

Тема урока. Нахождение чисел, обратных смешанным числам.

Цели урока:

  • Образовательные:

а)

отработать умения учащихся систематизировать и обобщать знания и умения учащихся по теме «Взаимно обратные числа»;

б)

закрепить и усовершенствовать навыки преобразований выражений, содержащих действие «Умножение дробей»;

в)

углубить знания учащихся за счет возрастающей сложности примеров, практического применения полученных знаний по теме в новых условиях с возрастающей степенью самостоятельности;

г)

выработать прочные навыки и расширить аппарат действий с дробями при решении текстовых задач, в которых требуется найти дробь от числа;

д)

закрепить важные умения учащихся находить координаты точек на координатном луче и строить точки по заданным координатам;

е)

создать благоприятные условия для дальнейшего изучения и усвоения учащимися темы «Деление дробей и смешанных чисел».

  • Развивающие:

а)

повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, интереса к предмету, логического мышления;

б)

развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия учебного материала;

в)

развитие интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности.

  • Воспитательные:

           

а)

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;

б)

формирование навыков самоконтроля;

в)

воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей;

г)

эстетическое формирование личности учащегося; воспитание учащегося по критериям «научной» красоты.

   

Тип урока:

 

  1. по назначению – урок тренинга, повторения и обобщения навыков;
  2. по содержанию – урок применения полученных знаний на практике;
  3. по методам – урок – практикум, дидактическая игра;
  4. по месту проведения – урок в кабинете математики.

Оборудование: 

мультимедийный проектор, экран, презентация по теме  «Вопрос - ответ», презентация «Математический турнир».

План урока.

№ п/п

этапы урока

время

(мин.)

приемы и методы

1.

Организационный этап.

2

Сообщение темы урока, формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности.

2.

Проверка домашнего задания.

1

Учащиеся сдают тетради с выполненным домашним заданием на проверку учителю.

3.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся с применением презентации «Вопрос – ответ».

6

Фронтальный опрос, мозговая атака.

4.

Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся.

11

Ознакомление учащихся с инструкцией игры; самостоятельное решение учащимися задач по вариантам в форме игры «Математический турнир»; составление отчета в виде заполнения именной карты игры.

5.

Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.

9

Работа учащихся в парах и у доски с комментарием учителя над номерами из учебника: №611(в), №1442.

6.

Контроль знаний и умений учащихся.

10

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования с последующей проверкой по парам и по бланку ответов.

7.

Подведение итогов урока с указанием домашнего задания.

1

Комментарий и сообщение учителя, запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся.

Ход урока.

Слайд №1 (см. приложение №1)

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений

Л.Н. Толстой

  1. Организационный этап.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.

Комментарий учителя

!

Ребята! Сегодня на уроке нам необходимо расширить аппарат действий с дробями при решении задач. Материал урока составляет тот фундамент, на котором строится дальнейшее изучение курса математики по теме «Деление дробей и смешанных чисел».

  1. Проверка домашнего задания. 

     Учащиеся по необходимости задают вопросы учителю и сдают рабочие тетради с

     выполненным домашним заданиями на проверку учителю.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся с применением презентации «Вопрос – ответ».

           Контроль знаний учащихся с применением презентации «Вопрос – ответ» проходит

           в виде мозговой атаки.

Комментарий учителя

!

Применение презентации и мозговой атаки для контроля знаний и умений учащихся позволяют:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
  • проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
  • оживить процесс обучения, вводя не только форму контроля, но и различные виды тестов;
  • сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, но и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;
  • обеспечить оперативность проверки выполненной работы;
  • развивать воображение и интуицию учащихся, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения.

Слайд №2 (см. приложение №2)

  Мозговая атака.

Слайд №3 (см. приложение №2)

 

Задание 1.

Какие свойства умножения записаны с помощью геометрических фигур?  

Запишите в тетради алгебраическим способом с помощью букв. Сформулируйте их.

переместительное

                

сочетательное

        +        +

распределительное

(относительно сложения)

        -        -

распределительное

(относительно вычитания)

Слайд №4 (см. приложение №2)

 

Задание 2.

Заполните таблицу.

Заданное число

Обратное число

Слайд №5 (см. приложение №2)

 

Задание 3.

Установите соответствие.

.

Слайд №6 (см. приложение №2)

 

Задание 4.

Решите уравнение, используя взаимно обратные числа.

   ;

Ответ:   4

Слайд №7 (см. приложение №2)

 

Задание 5.

Верно ли высказывание (ответьте  «да»  или  «нет» ).

   

   

   

   

  1. Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся.

Учитель знакомит учащихся с инструкцией дидактической игры «Математический турнир».

Комментарий учителя

!

Основное обучающее воздействие принадлежит игровым действиям, которые

Как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Слайд №8 (см. приложение №3)

Инструкция к проведению дидактической игры.

1.

Дидактическая игра называется «Математический турнир».

2.

Участвуют все ребята. Игра проходит по вариантам.

3.

Каждый участник игры получает именную карту игрока.

Вариант 1.

ФИ учащегося

                         

Вариант 2.

ФИ учащегося

                                       

                       

4.

Участники игры внимательно выполняют задания, помещенные на слайды. Выбирают правильный ответ из предложенных вариантов и называют «Вагончики» соответствующей буквой.

5.

Далее необходимо построить выбранные точки с координатами на соответствующих координатных лучах. Точки необходимо соединить по принципу «нумерация вагона с хвоста поезда».

6.

Проверка правильности заполнения именной игровой карты ребята сверяют с изображенным на экране игровым полем.

Комментарий учителя

!

Ребята! Внимание на экран.

Слайд №9 (см. приложение №3)

Задание 1.

Вариант 1.

Вариант 2.

Выразите число  в виде приближенного значения десятичной дроби до целых.

Выразите число    в виде приближенного значения десятичной дроби до целых.

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

1

2

6

16

5

14

9

10

13

17

8

13

15

4

12

2

14

1

9

5

Слайд №10 (см. приложение №3)

Задание 2.

Вариант 1.

Вариант 2.

Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны

,   ,   .

Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны

,   ,   .

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

1

2

6

16

5

14

9

10

13

17

8

13

15

4

12

2

14

1

9

5

Слайд №11 (см. приложение №3)

Задание 3.

Вариант 1.

Вариант 2.

Найдите:

30%   от   .

Найдите:

45%   от   .

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

1

2

6

16

5

14

9

10

13

17

8

13

15

4

12

2

14

1

9

5

Слайд №12  (см. приложение №3)

Задание 4.

Вариант 1.

Вариант 2.

Выполните действия и найдите произведение значений данных выражений. Ответ запишите в виде числа, взаимно обратного полученному результату.

а)   ;

 б)   .

Выполните действия и найдите произведение значений данных выражений. Ответ запишите в виде числа, взаимно обратного полученному результату.

а)   ;

 б)   .

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

1

2

6

16

5

14

9

10

13

17

8

13

15

4

12

2

14

1

9

5

Слайд №13 (см. приложение №3)

Задание 5.

Вариант 1.

Вариант 2.

Решите уравнение.

   

Решите уравнение.

 

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

A

B

C

D

E

K

O

P

R

T

1

2

6

16

5

14

9

10

13

17

8

13

15

4

12

2

14

1

9

5

Комментарий учителя

!

Ребята! После того, как вы назвали «вагончики» буквами, необходимо построить выбранные точки с координатами на соответствующих координатных лучах. Соедините последовательно точки по принципу «нумерация вагона с хвоста поезда».

После завершения игры учитель вместе с учащимися подводит итоги.

Слайд №14 (см. приложение №3)

Вариант 1.

ФИ учащегося

                                                                                             

                               

Вариант 2.

ФИ учащегося

                                               

                                         

Комментарий учителя

!

Ребята! В результате вы должны получить свою фигуру и сверить с тем, что есть на экране. Если у вас не получилось фигура, не огорчайтесь. Подобные задания мы еще будем решать.

  1. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. 

        Работа учащихся над №611(в)  (стр. 105 из учебника) проходит в тетрадях, один ученик работает у доски.

№611(в).

        Докажите, что числа a и b взаимно обратные, если:

a= 0,15;      b = .

Решение.

.

Т.к    a·b=1,  то  0,15  и    - взаимно обратные числа, ч.т.д.

        

        Учитель вызывает к доске учащегося и предлагает ознакомиться с условием задачи  №1442 (стр.275 из учебника). В результате решения №1442 на доске и в тетрадях учащихся появляется правильное оформление записи решения задачи. Учитель комментирует решение задачи.

№1442.  

        Масса трех сазанов 10,8 кг. Масса третьего сазана составляла 50% массы первого, масса второго в 1,5 раза больше массы первого. Найдите массу каждого сазана.

        Пусть  х кг – масса первого сазана, тогда 0,5х  кг – масса третьего сазана, а 1,5х кг – масса второго сазана. По условию задачи масса трех сазанов

(х + 0,5х + 1,5х) кг, что составляет 10,8 кг.  

Составим и решим уравнение.

х + 0,5х + 1,5х = 10,8;

3х = 10,8;

х = 10,8 : 3;

х = 3,6.

        Следовательно, 3,6 кг – масса первого сазана.

Т.к. 1,5х = 1,5 · 3,6 = 5,4 кг – масса второго сазана.

Т.к. 0,5х = 0,5 · 3,6 = 1,8 кг – масса третьего сазана.

        Ответ:   3,6 кг;   5,4 кг;   1,8 кг.

     

  1. Контроль знаний и умений учащихся по теме «Взаимно обратные числа».

        Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования по вариантам с последующей проверкой по парам. Каждый учащийся имеет у себя текст теста в папке.

Комментарий учителя

!

Проведение тестов (с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний учащихся. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро.

        Учитель предлагает учащимся при решении теста обвести в кружок правильный ответ. На выполнение работы отводится 10 минут. В конце тестирования ребята обмениваются в парах работами и выполняют проверку, сверяя с бланком ответов, изображенным на экране. За каждое правильно выполненное задание на правом поле выносится 1 балл. В последнюю строку выносится суммарный балл. Работы сдаются учителю для дальнейшей обработки.

Тест по теме «Взаимно обратные числа».

Вариант 1.

Обязательная часть.

1.     Найти число, взаимно обратное данному:  

.

Ответы:

а)  ;

б)  ;

в)  .

2.   Какую часть развернутого угла составляет угол в  40° ?      

Ответы:

а) ;

б)  ;

в)  .

3.     Вычислите:  

.

Ответы:

а) ;

б)  ;

в)  9.

4.     Вобла при вялении теряет    своей массы. Сколько получится вяленой рыбы из 1т  свежей воблы?

Ответы:

а) 520 кг;

б) 480 кг;

в) 952 кг.

5.     Найти    130%    от    70.  

Ответы:

а)9100;

б)  2,4;

в)  91.

Дополнительная часть.

6.     Сколько понадобиться обоев длиной 13 м и шириной 50 см для оклейки стены размерами     м   и   м?     

Ответы:

а)   один;

б)   два;

в)   три.

Суммарный балл:

Тест по теме «Взаимно обратные числа».

Вариант 2.

Обязательная часть.

1.     Найти число, взаимно обратное данному:  

.

Ответы:

а)  ;

б)  ;

в)  .

2.   Сколько килограммов в     ?    

Ответы:

а) 240 кг;

б)  225 кг;

в)  2400 кг.

3.     Вычислите:  

.

Ответы:

а) 6;

б)  ;

в)  .

4.     Ракета, имеющая скорость  8 км/с,  становится искусственным спутником Земли. При увеличении ее скорости в     раза она навсегда покидает Солнечную систему. Определите эту скорость.

Ответы:

а) 14 км/с;

б) 23 км/с;

в) 16 км/с.

5.     Найти    140%    от    60.  

Ответы:

а)  8400;

б)  6,6;

в)  84.

Дополнительная часть.

6.     Сколько понадобиться обоев длиной 15 м и шириной 60 см для оклейки стены размерами     м   и   м?     

Ответы:

а)   один;

б)   два;

в)   три.

Суммарный балл:

Слайд №15 (см. приложение №4)

БЛАНК ОТВЕТОВ

Вариант 1.

Вариант 2.

1.

   в ;

1.

   б ;

2.

   б ;

2.

   а ;

3.

   в ;

3.

   а ;

4.

   б ;

4.

   б ;

5.

   в .

5.

   в .

6.

   б .

6.

   б .

  1. Подведение итогов урока с указанием домашнего задания.

        Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, достигнута ли цель урока. Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Наиболее активным учащимся выставляются оценки в журнал.

        Домашнее задание учитель записывает на доске, учащиеся в дневниках. Домашнее задание содержит упражнения, непосредственно связанные с изучаемой темой; они, как правило, по трудности соответствуют основным задачам раздела классных упражнений;  упражнения для систематического повторения ранее изученных разделов курса математики; и упражнения дополнительные – сверх программы – расширяющие кругозор учащихся.

Домашнее задание:

п.14, 15, 16;

повторить конспект, повторить контрольные вопросы на стр. 97;

№579 (б);

№575 (б);

№564 (б,д);

+ №577.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

Умножение дробей.Нахождение дроби от числа.

Урок закрепления.Десятибалльная шкала оценивания....

Обобщающий урок экскурсия по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"

Урок- презентация по математике в 6 классе.Последний урок перед контрольной работой по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" Составлен в форме путешествиия в зоопарк. На этом уроке учащие...

Открытый урок по теме: "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Леонард Эйлер."

Урок и  презентация по  теме:  " Умножение  дробей.  Нахождение  дроби  от  числа"  по  математике в  6  классе.  Урок  обобщения ...

Разработка урока по математике в 6 классе по теме "Умножение дробей" и "Нахождение дроби от числа".

Материал подобран для подготовки к контрольной работе как обобщение пройденного....

Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел"

Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел" по учебнику Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г....

Методическая разработка по темам: "Умножение дробей", "Нахождение дроби от числа ".

Материал подобран  как обобщение пройденного. Задачи, представленные в презентации разного уровня сложности из учебников «Математика 6 класс» автор Виленкин Н.Я., «Математи...