Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
опыты и эксперименты по математике (6 класс) по теме

В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность управления своей познавательной и учебной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики»

Сегодня происходят изменения в сфере образования, что вызывает необходимость в разработке новых подходов к системе обучения и воспитания, и это заложено в государственных стандартах второго поколения.

Для выполнения требований ФГОС, активно обсуждаются вопросы о формировании универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, и дают возможность обучающемуся успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность управления своей познавательной и учебной деятельностью.

 Для формирования регулятивных умений на уроках математики в 6 классах, мы предлагаем следующий алгоритм действий. Работа обучающегося на уроке строится на деятельностной основе посредством самостоятельной постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки усвоения. Действия учителя на уроке должны привести к тому, чтобы успешно прошли все указанные этапы на основе активной деятельности обучающегося.

В начале урока для побуждения мотивации, рекомендуем привести проблемные задачи, где обучающийся проявит умение решения проблемы, основываясь на предыдущие знания. И прийти к осознанию, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и определить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Таким образом, в итоге обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Следующий этап – открытие знаний. На данном этапе значение имеют задачи, требующие самостоятельных исследований, побуждающие рост познавательной потребности. Задания ориентированы на формирование регулятивных универсальных учебных действий, таких как, уметь определять последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей на уроке.

Далее организуем деятельность обучающихся, направляя на изучение установленного математического факта. Развитие регулятивного действия оценивать правильность выполнения действий при решении заданий и умения вносить необходимые коррективы.

На этапе обобщения и систематизации, установить связь между изученными математическими фактами, приводя знания в систему. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рассмотрим реализацию этого алгоритма в 6-ом классе ФГКОУ Кызылского президентского кадетского училища. Урок по теме «Приведение дробей к общему знаменателю», урок открытия нового знания в рамках деятельностного подхода и формирования регулятивных УУД:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. Ответить устно на вопросы: что называют общим кратным чисел? Что такое наименьшее общее кратное чисел? Сформулируйте основное свойство дроби.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Найдите сумму дробей +; решения данного примера не вызывает затруднения, так как в курсе 5 класса, обучающиеся прошли тему сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. А вот следующий пример, вызывает вопросы.  =

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе нужно организовать выявление обучающимися причины затруднения. Для этого обучающиеся должны соотнести свои действия с ранее используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель для устранения возникшего затруднения, согласовывают тему урока, выбирают способ решения, строят план достижения цели и определяют алгоритмы, модели выхода из положения. Процессом нужно руководить, на первых порах с помощью подводящего диалога, затем с помощью исследовательских методов. Например, рассмотрим дробь   , если мы применим основное свойство дроби   = . Мы получаем равную ей дробь со знаменателем 6. Таким образом, мы привели дробь к новому знаменателю. Значит, = . Вопрос: что мы сделали, для того чтобы сложить дроби с разными знаменателями? А каким знаменателям мы можем привести дробь  (9, 12, 15, 18, …). А какие это числа? А на какое число нужно умножить и числитель, и знаменатель этой дроби, чтобы привести ее к знаменателю 24? (на 8) это число называют дополнительным множителем. Тем самым, мы привели к тому, что применив основное свойство дроби, мы привели дроби к одинаковым знаменателем. И узнали, что такое дополнительный множитель.

Рассмотрим дроби . Можно ли привести их к одинаковому знаменателю? (Да). А к какому? (15, 30, 45, …) а какие это числа? (Общие кратные знаменателей). А наименьший из них? (15. НОК (3, 5) = 15). Назовите дополнительные множители. (для первой дроби 5, для второй – 3). И какие новые дроби мы получили? ().

        Аналогично рассмотреть дроби  и  . Задать вопрос: как найти дополнительные множители?

На этом этапе, обучающие пришли к тому что, для сложения дробей с разными знаменателями, нужно применить основное свойство дроби и привести к одинаковым знаменателем, причем к наименьшему общему знаменателю. И предложить обучающимся самостоятельно сформулировать правило сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающихся собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Следовательно, можно сказать, предложенный нами алгоритм постановки урока способствует формированию и развитию регулятивных УУД. Обучающийся имеет возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; регулировать своей учебной и познавательной деятельностью, управляя своим поведением и работой на уроке, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач; адекватно оценивать объективную трудность при решении задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Список литературы:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты http://минобрнауки.рф/documents/336
  2. Требования ФГОС ООО к современному уроку» «Журнал для администрации

школ» №2,2013г

  1. Математика. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. 1 полугодие/ авт-сост. И. С. Лопатина, Е. В. Паршева, М. Г. Гилярова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 218с.
  2. Математика. 6 класс: учеб.для учащихся общеобразоват.организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2015. – 288с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)

в документе подробно рассказывается применение регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе. Разработан материал проектирования уроков с применением регулятивных универсал...

"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"

Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному  чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности на уроках математики. В статье описываются виды деятельности на уроках....

Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"

В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать  на уроках математики по формированию регулятивных УУД....

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...