элективный курс по математике 9 класс
материал по математике (9 класс) на тему

Тишина Елена Сергеевна

Материалы к рабочей программе составлены на основе авторского тематического планирования Николаевой Ольги Дмитриевны,

 учителя математики первой квалификационной  категории

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа с.Терновка Балашовского района

Саратовской области», рекомендованные министерством образования Саратовской области

Программа курса «Проценты на все случаи жизни» включает в себя материал, необходимый для получения свободного использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                       /Тишина Е.С./

Протокол № 1 от

«   » августа          2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская   СОШ»

/______________/Анфиногенова И.А./

 «  » августа 2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская   СОШ »

 /______________/  Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Рабочая программа по учебному курсу

«Элективный курс по математике Проценты на все случаи жизни»

9 класс

Тишина Е.С.

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Материалы к рабочей программе составлены на основе авторского тематического планирования Николаевой Ольги Дмитриевны,

 учителя математики первой квалификационной  категории

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа с.Терновка Балашовского района

Саратовской области», рекомендованные министерством образования Саратовской области

Программа курса «Проценты на все случаи жизни» включает в себя материал, необходимый для получения свободного использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни

Основная цель изучения курса:

  • расширение представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач;
  • способствование осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.

Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учеников 9 классов.

Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими точными и естественными науками (математикой, химией, физикой, информатикой), бытовыми и производствен ными сферами жизни. Программа рассчитана на 17 часов.

Основные задачи курса:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о процентах;
  • совершенствовать практические навыки при решении различных типов задач на простые и сложные проценты;
  • выявить связи математики с реальной действительностью.

     В рамках курса предлагается решение задач, предлагаемых на вступительных экзаменах в различные ВУЗы страны, в КИМах ЕГЭ, на математических олимпиадах.

          Данный курс “Проценты на все случаи жизни” будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решения различных задач, связанных с процентными исчислениями, но и формированию интереса учащихся к математике, способствовать их интеллектуальному развитию.         При достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся,  что повышает их возможности в решении задач, а значит и повышается успешность сдачи ЕГЭ.

Основное содержание тем курса:

(1 ч в неделю, всего17ч

1.Введение.(1ч).

Роль и значение процентов. Область применения процентов. Структура курса. Информация об итоговом занятии.

 2.Знаете ли вы проценты? (4ч).

Особые названия дробей (половина, треть, четверть, процент). Определение процента. Обозначение процента. История появления обозначения процента. Правило выражения числа в процентах. Правило выражения процентов в виде десятичной дроби. Нахождение процента от данного числа составлением пропорции. Нахождение процента от данного числа (как решение задачи на нахождение дроби от числа). Нахождение числа по его процентам составлением пропорции и сведением к задаче на нахождение числа по известной его части (дроби). Правило нахождения процентного отношения двух чисел.

Вводный тест. Практикум: решение задач на проценты (три простейших типа задач - тремя основными способами)

3.Что надо знать о процентах? (6ч).

Задачи, решаемые с помощью уравнений и неравенств (с подробным объяснением составления уравнений.). Задачи, предлагаемые на уроках химии (смеси, сплавы, растворы). Задачи, предлагаемые на уроках физики (работа, КПД двигателя, КПД рычага),химии.

4. Проценты на экзаменах.(5ч)

Задачи на выпускном письменном экзамене в 9-м классе: задачи в общеобразовательных классах.

Практикум: решение задач с помощью уравнений и неравенств, занимательных задач.

5.Демонстрация и защита проектов.(1ч)

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название

разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1

Введение

1

2

Знаете ли вы проценты?

4

2.1,2.2

Что мы знаем о процентах из школьного курса.

2

2.3

Проценты на уроках химии.

1

2.4

Проценты на уроках физики.

1

3

Что надо знать о процентах?

6

3.1,

3.2

Задачи на процентный прирост и вычисление «сложных процентов».

2

3.3,

3.4

Задачи на концентрацию и процентное содержание

2

3.5

Что, значит, жить на проценты? Доходность.

1

3.6

Ценные вклады.

«Лучший вклад на сегодня»

1

4

 Проценты на экзаменах

5

4.1,4.2

Решение экзаменационных задач на проценты

2

4.3,4.4

Занимательные задачи, олимпиадные задачи на проценты.

2

4.5

Знание  проверяет компьютер или

«Математик – бизнесмен» игра.

1

5

Демонстрация и защита проектов.

1

ИТОГО:

17

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения элективного курса

учащийся должен знать:

  • понятие «процент» и основные понятия, связанные с ним;
  • различные типы задач на «проценты»;
  • разные способы решения каждого типа задач;
  • универсальный способ решения задач на «проценты», с помощью         составления пропорций.

Учащийся должен уметь применять полученные знания:

  • для решения практических задач (например, обоснование выбора наиболее выгодного для вложения денежных средств банка, в каком банке выгоднее оформить кредит на приобретение товара, во что выгоднее вложить капитал сегодня: в ценные бумаги, банк или недвижимость?) и  расчетных задач, в том числе с использованием простейших вычислительных устройств;
  • для устной прикидки и оценки результата вычислений;
  • для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы.

Учащийся должен иметь представления:

  • о возможности грамотно размещать деньги в выгодное дело и жить на проценты;
  • о возможности использовать сеть Интернет и персональный  компьютер при поиске необходимой информации;
  • о принципах работы по отбору необходимого материала по теме;
  • об общих принципах составления краткого сообщения по теме;
  • о создании и защите проекта по выбранной теме;
  • о видах представления результатов своей творческой работы.

        

Приложение.

Правила игры «Математик-бизнесмен».

  1. В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т. е. капитана команды).
  2. Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
  3. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости в зависимости от сложности.
  4. Стартовый капитал каждой команды – 500 рублей.
  5. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:

А) капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ;

Б)  капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда не сможет ответить правильно.

      6.   Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.

       7.  На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.

        8.  Игра считается оконченной , если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

        9.  Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше «денег» по окончанию игры.

Учебно- методическое обеспечение

Мирошникова М.М. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ. – М.: Высшая школа. – 1990.

Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение. – 1988.

Рельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия для 9-х классов средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение. – 1994.

Совалейко В. К. Система обучения математике в 5 – 6-х классах. – М.: Просвещение. – 1991.

Шарыгин И. Ф. Решение задач. – М.: Просвещение. – 1994.

Петрова И.Н. Учебное пособие для учащихся, абитуриентов и учителей. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.

Кузнецова Л.ВСборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. –М..:Просвещение.-2007

Дорофеев В.Г., Кузнецов Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б.Изучение процентов в школе // Математика в школе. – 2002. -№1.

Пойа Д. Математическое открытие. – М. Наука, 1970.

Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику.- М. Наука,1989.

Вопросы экономики. 2000.№4 с. 99-119. №2 с.107-116.

Финансы. 2000. №1.с. 38-41.

Абчук В.А. Коммерция. Учебн. – СПб. Изд. Михайлова В.А.,2000.

Сборник задач по математике для поступающих (с решением).В 2 кн.кн.1 Алгебра под. Ред.М.И.Сканави – 9-е изд. перераб. и доп.-М.ОНИКС.Альянс – В.,1999

Математика №3,2003 с.50 -60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...