Вечер занимательной математики «Удивительный мир чисел»
методическая разработка на тему

Будаева Антонида Жамбаловна

Вечер занимательной математики

«Удивительный мир чисел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya_2.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер занимательной математики

«Удивительный мир чисел»

Содержание:

  1. Сообщения учащихся
  2. Математические фокусы
  3. Викторина-КВН
  4. Игры-танцы.
  5. Итоги вечера

I часть.

Первыми понятиями математики, с которыми столкнулись люди, были «меньше», «больше» и «столько же». Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали растения. Но люд истребили мамонтов, стада животных сильно сократились. Тогда люди стали возделывать землю и приручили животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна в амбаре. Земледельцы с помощью глиняных фигурок вели учёт собранного урожая. Перекладывать глиняные фигурки с места на место было утомительным заданием. Для этого пришлось придумать названия для чисел. Недаром ведь говорят: «Без названия нету звания».

Учёные считают, что сначала получили названия только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто приходится слышать: «Исполняет солист Большого театра…». Слово «солист» означает «певец, музыкант, или танцор, который выступает один». А происходит оно от латинского слова «солюс» - один. От этого же латинского слова происходит и «солидарность», то есть единство. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист».

Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили по латыни)придумывали имя числу 1, они исходили из того,  что солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами и т.д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты», а были языки, где  «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина». У некоторых племён ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак, и стрел у охотника, и овец у пастуха может быть больше, чем «два». И тут придумали замечательный выход:  числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке некоторых папуасских племён, числительное «один» и сейчас звучит «урапун», а числительное «два» - «окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза,окоза,окоза». А дальше у них  шло знакомое название «много». И 10 у них «много», и 100 тоже «много». Позднее другие племена дали имя числительному, которое мы называем «три». А так как до того они считали «один», «два», «много», то это новое числительное стали применять вместо слова  «много». И сейчас, мать, рассердившись на непослушного сына, говорит ему: «Что я, три раза должна повторять одно и то же!». Русская пословица говорит «Обещанного три раза ждут», а в сказках злой царь посылает искать Кощея Бессмертного «за тридевять земель, за тридевятое царство».

Мы говорили, что папуасы после  «окоза,окоза,окоза» говорили слово, которое означало «много».  Так было, вероятно у других народов, Во всяком случае, в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много». «Семеро  одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т.д. То, что число 7- особое, люди считали давно. Ведь и древние охотники, и а потом и древние земледельцы, и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы - изображение семи звёзд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях. И может быть, один из первых результатов арифметики «три да четыре даёт семь» люди получили, заметив, что ковш Большой  Медведицы складывается из трёх звёзд ручки и четырёх остальных звёзд».

Существовала ещё более глубокая связь между небом и «семёркой». Следя  за изменениями формы лунного диска, люди заметили, что через семь дней после новолуния на небе видна половинка этого диска. А ещё через семь дней на небе сияют только звёзды, а Луны совсем не видно. Так  они пришли к понятию к лунному месяцу,состоящем из четырёх лунных семёрок дней.

Но с небом были связаны не только лунные месяцы. Пять светил: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И конечно, богами были солнце и луна. Всего получилось семь связанных с небом светил.

И сейчас числу 7 придают иногда особое значение. Мы говорим, например, о семи цветах радуги, но почему этих цветов ровно семь?  В некоторых языках цвета голубой и синий означают одно и то же значение. В  то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше цветов, чем семь различных оттенков. Так что выбор именно семи цветов  - дано древнему обычаю придавать этому числу особое значение.

II часть.  Математические фокусы

Таинственные квадраты

Показывающий стоит, повернувшись, спиной к зрителям, а один из них выбирает на табель–календаре любой месяц и отмечает на нем любой квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из чисел, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета, объявил сумму этих девяти чисел.

Объяснение: Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9.

В какой руке монета?

Попросить кого-нибудь в один кулак взять монету в 10 руб., а в другой – рубль. Затем предложите умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на восемь (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на пять(или любое нечётное число, которое нам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, чётное или нечётное число получилось, после этого мы говорим ему, какая монета у него в какой руке.

Объяснение: Если сумма четная, то в правой руке – 1 рубль, если нечётная -  10 рублей.

III часть.   Викторина КВН.

  1. Сколько существует трёхзначных чисел?
  2. На столе лежат 20 спичек, двое по очереди берут 1 или 2спички. Побеждает тот, кто возьмет последнюю спичку.
  3. Задача о гусях:

Гуси с юга к нам слетели,

На зелёном лугу сели.

Их увидел Елисей:

-Добрый день вам, сто гусей!

                        -Нас не сто,- сказал вожак,

                        Уважаемый гусак.

-Сколько ж, вас? – он вопрошает.

- Кто смешливый, отгадает.

Если к нам прибавить столько ж,

И полстолька с четверть столько,

Да гуся, что сел на стог,

То нас будет ровно сто.

Вот скажите-ка, друзья,

Какова гусей семья?

(Во время этого задания провести эстафету)

4.Эстафета

  • Отмерь на глаз один метр.
  • Придумать новую геометрическую фигуру.
  • Назовите трёх былинных богатырей.
  • Как звали трёх толстяков из повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»?
  • Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого  «Три медведя»?
  • Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут. Однако другой оборот он совершает за 100 минут. Продолжительность какого оборота больше?

5.Игротека

  • Кто первый скажет сто? Играющие (2 человека) по очереди называют числа – любые – от 1 до 10 и прибавляют к ним число, сказанное предыдущим товарищем по игре, например, первый игрок – 8, второй – 14 (прибавил 6), первый игрок -24 (прибавил 10), второй игрок  - 31 (прибавил 7),  и т.д. Выиграет тот, кто первый назовет число 100.
  • Считайте, не зевайте. Играющие выстраиваются в две равные шеренги друг против друга. Каждая команда имеет комплект табличек с номерами от 0 до 9, которые надеваются участникам на себя. У стены для каждой команды на равном от них расстоянии ставятся по два стула. Номера раздаются по порядку, и против каждого номера первой команды должен быть такой же номер второй команды. Руководитель называет какое-нибудь арифметическое действие: например, 17х2. играющие подсчитывают результат и те чьи таблички образуют необходимое число(34) должны побежать к своим стульям и сесть на них так, чтобы можно было прочитать это число. Руководитель следит за тем, пара какой команды выполнит задание быстрее. Этой команде зачитывается одно очко.
  • Игра на составление слов. Играющим командам дается по 11 букв: А, Д, В,Р, И, Т, Н, К, О, У, Г. Надо составить как можно больше математических слов и выражений.

IV часть.   Игры - танцы

1.Игра-танец «Шире круг».

Ведущий обозначает круг чертой, ставит его на центре на расстоянии 2-х, 3-х метров два стула и под ними натягивает веревку. На очерченном круге делает символические ворота, через которые к стульям будут пробегать игроки. Ребят с 1-ми номерами занимают одну половину круга, со 2-ми – другую. По сигналу ведущего представители обеих групп поочередно бегут каждый в противоположную сторону. Огибая круг, они стремятся поскорее занять стул и дернуть за веревочку. Так открывается счет. Игра продолжается до определения победителей.

 2.Игра – танец «Математическая полька»

 Создаются 2 круга: внутренний и внешний. Ведущий объясняет, что игроки внешнего круга пойдут с правой ноги под мелодию польки в правую сторону, а внутреннего( с левой) -  в левую сторону.

   Как только круг танцующих пойдет к центру, ведущий в такт музыке и танцу задает вопрос: пятью пять? Все хором отвечают 25(двадцать пять).

        Пятью восемь? Все, как правило, отвечают сорок восемь. Этот неправильный ответ вызывает громкий смех.

Снова звучит музыка. Танец продолжается. Ведущий вновь в такт музыке задает вопрос: шестью шесть? Следует ответ.

Семью восемь? И снова многие ошибаются, дают неправильный ответ.

Танец повторяется 3-4 раза. Того, кто ошибается в ответе, просят спеть, сплясать или прочитать короткие стихи.

V. Итоги вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

внеклассное мероприятие "Вечер занимательной математики"

Создается две команды которые соревнуются между собой, между конкурсами я включила рекламные паузы....

математическая игра "Удивительные одночлены и многочлены" из цикла "Занимательная математика"

Классическая игра по станциям для учащихся 7 классов по теме "Одночлены. Многочлены".Количество команд - по количеству станций.На каждой станции - ответственный.Время - 5-6 минут на станцию.Станции:1)...

Удивительные свойства чисел

Мир чисел бесконечен, а потому бесконечно в нем количество красивейших, удивительных и неожиданных свойств и сочетаний различных цифр и  чисел. Если быть внимательным и любознательным, то можно з...

Удивительный мир чисел

Презентация "Этот удивительный мир математики" сопровождает интерактивную игру по математики, проходящую в рамках Дней Науки, проходящих в нашей школе....

удивительный мир чисел

занимательный материал по математике, который можно использовать при подготовке к внеклассному мероприятию по математике...

КВН-"Вечер занимательной математики"

внеклассное мероприятие по математике для 8 класса...