Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»
проект по математике (5 класс) на тему

Данилова Наталия Борисовна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету.  Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_motivatsiya.docx29.06 КБ
Файл danilova_n.b._motivatsiya.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»

Актуальность:

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету.  Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Иногда мы слышим от учеников «Нам  тогда все понятно, когда интерес- но». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому», то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Процесс формирования положительного отношения к учению считаем для себя значимым и основополагающим. Свою работу с педагогами мы начали с изучения мотивации учащихся. С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению математики и других предметов в 5-9 классах. Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6 классов (86%) уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов(58%). Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9 классах-80%, но здесь присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Но были и такие ответы: «Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ОГЭ».

В своей работе мы применяем технологию  проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии.

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.

Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

В современной психологии и педагогике обучения выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  
  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  
  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Личность ребенка-ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений.  Успех или неудачу ребенка в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо её отдельными качествами. Анализируя эти качества во взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

В связи с этим ведется поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но последние годы стало заметно, что все больше учащихся проявляют безразличием к учебе. Я активно работаю над проблемой повышения мотивации учащихся к учебе.

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении различных методов и форм организации урока.

Некоторые я перечислю:

  1. Групповая работа (коллективная деятельность-познавательная)
  2. Работа в парах.
  3. «Объединяй по общему признаку»
  4. «Найди ошибку»
  5. Составь ребус или кроссворд (на обобщающем уроке).
  6. Презентации или творческие задания.
  7. Накопительная система оценок, рефлексия.
  8. Мини-проекты и проекты по темам.
  9. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

В последние годы использую в работе с заданиями экспресс - решений, они полезны всем: педагогам, обучающимся и родителям. Математический тренажер – это набор заданий на компьютере для повторения дома и в школе. Выполнив похожие задания несколько раз подряд, дети почти наверняка усваивают алгоритм их решения. Его можно использовать для учащихся с различной степенью подготовки. Тренажер можно использовать на различных этапах урока: для устной работы, самостоятельной работы, индивидуальной и парной работы, на повторительно-обобщающих уроках, задания носят разноуровневый характер.

Различные тренажеры позволяют проверить свои способности в математике. Детям нужно решить пример, дать ответ и перейти  к следующему заданию. Тренажеры могут быть с выбором ответа или необходимо просто вписать ответ в виде числа. Готовых тренажеров очень много в сети Интернет.  Прежде чем с ними работать -  я их проверяю. Ученики с родителями решают онлайн-тренажеры дома и отрабатывают конкретный материал урока, ссылку дети записывают в тетрадях. В настоящее время в 5 классе пройден материал на тему «Дроби», и я предлагаю вам познакомиться с одним из тренажеров. В рамках данной программы можно проверить УУД по следующим направлениям:         сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Так, например, на слайдах приведены скриншоты программы для проверки умений сложения дробей.

 Педагог должен понимать, что без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Ссылки на источники

1. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126–130.

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. – М.: Педагогика, 2012.

3. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.

Анкета для учащихся

 Ф.И.О. _________________________________________________________________

Класс   _________________________________________________________________

1)    Отношение к школе положительное, нейтральное, отрицательное

2)    Какие предметы, среди изучаемых, интересны больше всего (перечислить)

3)    Предмет не интересен потому, что:

-         не понимаю

-         есть проблемы

-         непонятно объясняет учитель

4)    По каким предметам домашние задания выполняются быстро и охотно.

5)    Сколько времени тратится на выполнение домашнего задания письменных и устных работ.

6)    Можете ли самостоятельно изучить материал по учебнику.

а) да,                      б) нет,                     в) не всегда.

7)    Успеваете ли вы записывать за учителем.

а) да,                      б) нет,                     в) не всегда .

8)    В случаях затруднения можете ли вы использовать справочный материал, учебник.

а) да,                      б) нет,                     в) не всегда.

9)    Легко ли вы вспоминаете материал прошедшего урока.

      а) да,                      б) нет,                     в) не всегда.

     Давно прошедшего урока.

      а) да,                      б) нет,                     в) не всегда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности . Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов, советский психолог).

Слайд 2

В рамках деятельности методического объединения школы Рассмотрели вопрос: Изучения мотивации учащихся

Слайд 3

Диагностика мотивации

Слайд 4

Пять уровней учебной мотивации высокий уровень мотивации хорошая школьная мотивация положительное отношение к школе низкая школьная мотивация негативное отношение к школе

Слайд 5

Методы и формы организации урока Групповая работа (коллективная деятельность-познавательная.) Работа в парах. «Объединяй по общему признаку ». «Найди ошибку ». Составить ребус или кроссворд (на обобщающем уроке). Презентации или творческие задания. Накопительная система оценок, рефлексия. Мини-проекты и проекты по темам. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

Слайд 6

Математические тренажеры

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...