Внеклассное мероприятие "Семейный бюджет"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Шульгина Ирина Александровна

Учащиеся 5 - 6 классов знакомятся с понятием семейный бюджет, учатся составлять семейный бюджет на месяц по предложенным данным. Делают вывод о избытке и недостатке бюджета, принимают решение по сделанному выводу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Конспект внеурочного мероприятия

                                                                   

                                                                     Шульгина Ирина Александровна

                                                                      учитель математики МБОУ СШ №93

                                                                      г. Архангельск

Тема: «Семейный бюджет»

Класс: 5

Цели:

- содействовать формированию понятия «семейный бюджет»;

- научить рассчитывать «семейный бюджет»

Задачи

развивающие:  

- развивать навыки работы с источником информации;

- активизировать внимание;

- развивать умение наблюдать, сравнивать,  анализировать.

воспитательные:

- воспитание культуры общения;

- уважительное отношение друг к другу;

- чувство сотрудничества.

Планируемые результаты 

предметные:

- систематизировать знаний и умений учащихся по теме «Вычисления с многозначными числами»;

личностные:

 - формировать познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Создать педагогические условия  для формирования у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, уважения, умения вести диалог и слушать друг друга.

метапредметные:

- коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- регулятивные:  удерживать цель деятельности до получения результата.

- познавательные: владеть общим приемом решения задачи по составлению семейного бюджета.

Основные понятия: семейный бюджет, доходы, расходы(обязательные, переменные, личные, на детей).

 Оборудование:  мультимедиа проектор, ноутбук, таблица семейного бюджета, лист с информацией по профессиям, заработкам, пенсиям, лист с дополнительной информацией по семьям.

                            Ход урока 

1. Организационный этап   5 мин

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

1. Обсуждение с классом, о чем речь в пословицы и поговорки представлены на экране.

Так они и жили, дом продали, а ворота купили.

Считай деньги в своём кармане.

Домашняя копейка  лучше отхожего рубля.

Деньги, что гости: то нет, то горсти.

2. Из различных источников ученикам было предложено найти определение понятия «семейный бюджет».

Семейный бюджет — совокупность доходов и расходов отдельной семьи в единицу времени (месяц, год) 

"Бюджет" (от англ. budget - кошель, сумка, кожаный мешок) - схема доходов и расходов определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени. С одной стороны, бюджет - совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект (государство, предприятие или семья). С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий их поступления или расходования в течении определенного периода, чаще всего одного года.

2. Этап целеполагания 8 мин

1. Как рассчитать «Семейный бюджет»?

Знакомство с презентацией:

       

               

         

2. Обсуждение в парах, как заполнить таблицу

3. Актуализация опорных знаний 2 мин

1. Проверка домашнего задания:

Заполнение анкеты (совместно с родителями)

Уважаемые родители! Помогите, пожалуйста, своим детям в сборе информации к уроку.

 С ув. учитель математики

Сколько, в среднем, в месяц семья из 4 человек  тратит(р.)

1. продукты

2. квартплата

3. телефонная связь

4. проезд

а) общественный транспорт

б) машина

5. хозяйственные товары

6. медикаменты

7. одежда, обувь

4. Обобщение и систематизация знаний и умений 25 мин

1. Заполнение таблицы «семейного бюджета» для конкретной семьи (5 вариантов), с выбором данных из представленных материалов.

Женщины:

Врач терапевт – 262080 р.

Библиотекарь – 20 606 р.

Воспитатель дошкольного образования – 24150 р

Повар – 18000 р.

Швея – 22000 р.

Мужчины:

Автомеханик  -   29777р

Инженер - строитель -  33384р

Экономист  -  29247р

Водитель -  24826 р.

Полицейский – 30780 р.

Пенсионеры:

Бабушка – 9700 р.

Дедушка – 16450 р.

Стипендия:

Студент – 6000 р.

Учащаяся техникума - 1340 р.

Социальные пособия:

на ребёнка до 1,5 лет: 5436,67

Особенности семей

Семья Романовых:  День рождения сына

Семья Петровых: Путёвка в санаторий для бабушки (20000р)

Семья Фёдоровых: Командировка отца  (15000р)

Семья Воробьевых: Туристическая поездка дочери ( 8000р)

Семья Ипатовых: День рождения дочери

Семья Петровых выплачивает кредит за автомобиль: 7000р

Семья Романовых выплачивает кредит за холодильник: 2000р
Семья Воробьевых выплачивает ипотеку: 17000р.

Сбережения семьи Романовых: 3000р

Сбережения семьи Петровых: 5000р

Сбережения семьи Фёдоровых: 3000р

Сбережения семьи Ипатовых: 4000р

Сбережения семьи Воробьевых: 5000р

Подработка автомеханика:  10000р

Подработка экономиста: 5000р

Подработка врача-терапевта: 3000р

Подработка швеи: 4000р

Подработка повара: 6000р

Оплата детского сада: 1500р

Школьные обеды: 300р в неделю

Класс разбивают на семьи.

Семья  Романовых:  отец автомеханик, мать повар, дочь 5 лет, сын 20лет (студент)

Семья Петровых: отец водитель, мать библиотекарь, бабушка пенсионерка, дедушка пенсионер, сын 12 лет

Семья Фёдоровых: отец экономист, мать воспитатель детского сада, дедушка пенсионер, сын младенец, дочь 10лет

Семья Ипатовых: отец инженер строитель, мать швея, бабушка пенсионерка, дочь 3 лет, сын 14 лет

Семья Воробьевых: отец полицейский, мать врач терапевт, сын студент,  дочь учащаяся техникума

2. Подсчет «семейного бюджета» по доходу и расходу.

3. Сделать вывод: хватает ли доходов в месяц на предполагаемые расходы;

4. Дальнейшие действия: если хватает доходов, как распорядиться оставшимися деньгами (оставить как сбережения или потратить), если доходов не хватает, то от чего семья может отказаться.

5. Подведение итогов 5 мин

1. Выслушать несколько выводов, которые были сделаны учащимися, и их дальнейшие действия в сложившейся финансовой ситуации.

2. Заполнить лист самооценки

Какие умения сформировались

на уроке

Понял все, могу помочь другому

Понял, но иногда сомневаюсь

Не все понял,

нужна помощь

Ничего не

понял, требуется

повторное

объяснение

Доходы семьи

Расходы семьи

Семейный бюджет

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

Внеклассное мероприятие "Семейный бюджет"

Цель занятия:рассмотреть на примере условной семьи соотношение доходов и расходов и объяснить необходимость их верного планирования.Задачи занятия:Сформировать понятия «семейный бюджет», ...

Внеклассное занятия: « Семейный бюджет и его планирование», содержащее план-конспект и презентацию, рассчитан для учащихся среднего звена.

Данное внеклассное занятие знакомит  обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показыает, как бюджет семьи формируется. Основными целями являются: Научиться экономить и распреде...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»

Ожидаемые результатыпредметные образовательные:  знание базовых понятий: налог, налогоплательщик налоговый орган,  ИНН; виды налогов, уплачиваемых физическими лицами; ставка налога; пен...