Мастер-класс «Технология модерации»
учебно-методический материал по математике на тему

Будюк Светлана Николаевна
Со слов Бернарда Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность”. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Цель мастер-класса: показать эффективность использования технологии модерации в построении учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_moderatsii.docx31.24 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.77 МБ
Файл iskusstvovedy.docx163.32 КБ
Файл istoriki.docx27.74 КБ
Файл praktiki.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Технология модерации»

 Слайд 1

Хочу начать со слов Бернарда Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, -  деятельность”. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся.

Слайд 2

На мастер-классе я представлю опыт работы по теме «Использование технология модерации в образовательном процессе»

Слайд 3

Цель мастер-класса: показать эффективность использования технологии модерации в  построении учебного процесса.

Слайд 4

Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная  технология   модерации  была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

Слайд 5

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный

процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким

образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также

энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя,

обучающихся). 

Слайд 6

Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.  Меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся - из контролирующего органа учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Слайд 7

Принципы модерации:

- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Слайд

Движущие силы образовательной технологии модерации - это организация взаимодействия участников образовательного процесса.

Для эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции.

Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки:

  • объединить рядом сидящих учеников;
  • попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам;
  • заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек);
  • придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, конкретных задач урока.

- Я заранее продумала принцип деления на группы и решила поделить по восприятию учебного материала:

1 группа – аудиалы «Историки»

2 группа – визуалы «Искусствоведы»

3 группа – кинестетики «Практики»

Слайд

Технология   модерации  предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Этапы – фазы  урока:

-  фаза инициация (начало урока, знакомство). С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Эффективно и динамично помогут начать учебное занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и благоприятную психологическую атмосферу такие АМО как: «Зеленый свет», «Светская беседа», «Новые имена», «Комплименты», «Цепочка», «Приветствие», «Поздоровайся локтями»,  «Первое впечатление».

Слайд

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха.

- Как вы себя чувствуете?

- Поднимите  карточку, цвет которой соответствует вашему настроению. Интерпретация цветов дана на слайде: зеленый – позитивное, желтый – нейтральное, красный – негативное.  

- Настроение в группе различное. Я предлагаю улучшить его, сделав соседу по парте комплимент.

Слайд

-  фаза вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы.

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока: «Ассоциаций», «Мозаика», «Головоломка», «Голоса». Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

- Я решила применить метод «проблемная задача». Каждая группа получает задание:

1группа – аудиалы «Историки»: измерить высоту шкафа.

2 группа – визуалы «Искусствоведы»: измерить длину стола

3 группа – кинестетики «Практики»: измерить ширину двери (дверного проема).

- Пока работают наши группы, я познакомлю вас с методом «Иллюстрация»: вспомним мультфильм о том, как Мартышка, Слоненок и попугай измеряли длину Удава. Какими мерками они пользовались? Фрагмент мультфильма «38 попугаев»

- Посмотрим, какие мерки выбрали наши группы.

(Отчет групп о проделанной работе)

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

(Меры длины)

- А какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать о мерах длины)

-  фаза передачи информации .

Такие методы как: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания» – можно использовать в процессе ознакомления с новым материалом.

Для проведения дискуссии и принятия решений – «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня».

Наиболее интересная, на мой взгляд - это проблемно-поисковая форма, т.е.  самостоятельный поиск информации по данной теме, где учитель выступает в роли консультанта.

Каждая группа получает задание:

1 группа – аудиалы «Историки».

- Самостоятельно познакомиться с мерами длины из различных источников.

2 группа – визуалы «Искусствоведы».

- Изучить меры длины с помощью героев известных сказок по иллюстрациям, и определить их рост.

3 группа – кинестетики «Практики».

- На практике применить различные меры длины и внести полученные данные в таблицу.

проработка содержания темы (групповая работа обучающихся),

Группа самостоятельно прорабатывает новый материал

Для организации самостоятельной работы можно использовать такие методы - «Автобусная остановка», «Инфо-карусель», «Ярмарка».

- презентация работы групп

Учитель помогает выбрать форму отчета. Хорош метод «Выставка плакатов», где идет представление работы малых групп. Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей.

На данном этапе очень разумно использовать ролевые игры. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.

В нашем случае группы подготовят отчет о проделанной работе

1 группа – аудиалы «Историки» - подготовят отчет в виде «Кластера».

2 группа – визуалы «Искусствоведы» - подготовить отчет в виде экскурсии в картинную галерею.

3 группа – кинестетики «Практики» - предоставят графический отчет и попробуют найти ответ на вопрос: нужны ли нам такие меры длины.

-   подведение итогов (рефлексия, оценка урока) После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы, закрепляют новый материал. Такие методы как «Мухомор, «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках, «Итоговый круг», «Что я почти забыл», «Ресторан», «Лестница успеха», «Слоеный пирог» - помогут эффективно и интересно подвести итоги учебного занятия и завершить работу.

Методы «Смайлик», «Вместе мы построим дом», «Наш урожай» позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока

А мы подведем итог нашего занятия, используя метод «Светофор».

 - Выберите карточку того цвета, которая, по вашему мнению, отражает оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.

- Приклейте ее на лист ватмана, группируя по цвету.

- Таким образом, мы получили  цветную картинку, отражающая картину урока.

- А теперь вновь обратимся к своим карточкам, которыми вы выразили свое настроение вначале урока. Делаем вывод …

Слайд-заключение

Технология модерации

Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий.

Технология модерации великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков. Технология модерации обеспечивает стабильное

достижение запланированных результатов. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность” Бернард Шоу.

Слайд 2

«Использование технологии модерации в образовательном процессе» Мастер-класс Сорвина Татьяна Францевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №20

Слайд 3

Цель мастер-класса: показать эффективность использования технологии модерации в построении учебного процесса.

Слайд 4

История технологии 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии .

Слайд 5

- эффективное управление классом - вовлечение всех учеников в образовательный процесс - поддержание высокой познавательной активности гарантированное достижение целей урока оптимальное использование времени, энергии и потенциала всех участников образовательного процесса Цели применения модерации

Слайд 6

Ученик учитель

Слайд 7

Принципы модерации

Слайд 8

Формирование групп исходя из пожеланий ребят по предложению учителя объединить рядом сидящих учеников; попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам; заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.

Слайд 9

Принцип деления на группы: по восприятию учебного материала маматериала :

Слайд 10

Технология модерации предполагает следующие этапы урока

Слайд 11

1 фаза инициация «Зеленый свет » « Светская беседа » « Новые имена » « Комплименты » « Цепочка » « Приветствие » « Поздоровайся локтями » «Первое впечатление » такие приемы, как:

Слайд 12

1 фаза инициация прием «Комплименты» - позитивное - нейтральное - негативное

Слайд 13

вхождение в тему 2 фаза « Ассоциация» « Мозаика » « Головоломка » « Голоса» такие приемы, как:

Слайд 14

вхождение в тему 2 фаза « Историки»: измерить высоту шкафа. « Искусствоведы»: измерить длину стола « Практики»: измерить ширину двери метод «Проблемная задача»

Слайд 15

прием «Иллюстрация»

Слайд 16

проработка содержания темы такие прием, как « Автобусная остановка» «Инфо-карусель» «Ярмарка» 3 фаза

Слайд 17

Проработка содержания темы 3 фаза проблемно-поисковая форма « Искусствоведы » - изучить меры длины с помощью героев известных сказок по иллюстрациям, и определить их рост. «Историки» - самостоятельно познакомиться с мерами длины из различных источников. « Практики » - на практике применить различные меры длины и внести полученные данные в таблицу.

Слайд 18

презентация материала 4 фаза 3 группа – « Практики» графический отчет форма отчета: 1 группа – « Историки» «Кластер» 2 группа – « Искусствоведы» экскурсия в картинную галерею

Слайд 19

презентация материала 4 фаза выставка плакатов краткие тезисы рисунки символы использование цветных изображений ролевые игры (ср-во снятия психоэмоционального напряжения) такие методы и формы как:

Слайд 20

Картинная галерея

Слайд 21

5 фаза подведение итогов такие приемы, как : для закрепления нового материала « Мухомор» « Мудрый совет » « Письмо самому себе » « Все у меня в руках « Итоговый круг » « Что я почти забыл » « Ресторан » « Лестница успеха » « Слоеный пирог» позволяют оценить собственную работу «Смайлик » « Вместе мы построим дом » « Наш урожай »

Слайд 22

5 фаза подведение итогов прием «Светофор ». - позитивно - нейтрально - негативно

Слайд 23

обеспечивает стабильное достижение планируемых результатов. дает возможность реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных занятий Технология модерации совмещать обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сказка Г.Х. Андерсена

«Дюймовочка»

Сказка Петра Ершова «Конек - Горбунок», (…ростом только в 3 вершка)

Сказка «Мальчик-с-пальчик» —

По мотивам сказки  Шарля Перро.

Задание.

- Изучить старинные меры длины с помощью героев известных сказок, определить их рост в переводе на современные меры длины.

Оборудование: картинки, линейка.

Отчет о проделанной работы.

(На экране картинки)

- Перед вами иллюстрация к сказке «Дюймовочка». Она получила свое имя от названия старинной меры длины «дюйм». Дюйм – это длина верхней фаланги  большого пальца. (Показ) С помощью линейки каждый член группы измерил свой палец и получили следующие результаты:  у меня – 2 см, у другого – 3 см . Таким образом, рост Дюймовочки – может быть и 2см и 3см.

- Следующая иллюстрация к сказке Сказка Петра Ершова «Конек - Горбунок». Из сказки известно, что он …ростом только в 3 вершка. Вершок – это длина верхней фаланги указательного пальца.(Показ) С помощью линейки каждый член группы измерил свой палец и получили следующие результаты:  у меня – 4 см, у другого – 4, 5 см . Таким образом, рост героя сказки  – может быть и 12см и 13, 5 см.

- Следующая иллюстрация к сказке «Мальчик-с-пальчик». Рост этого героя «пальчик», а точнее длина мизинца. С помощью линейки каждый член группы измерил свой палец и получили следующие результаты:  у меня – 6 см, у другого – 6, 5 см . Таким образом, рост героя сказки  – может быть и 6см и 6, 5 см.

Вывод: проведя исследования в картинной галерее, мы пришли к выводу, что точный рост героев сказок мы не можем назвать.



Предварительный просмотр:

Материал для изучения темы.

1 ученик: Первоначально у всех народов источниками линейных мер были части собственного тела. Одной из единиц длины была пядь. У наших предков слово «пядь» означало кисть руки, точнее расстояние между концами большого и указательного пальцев в вытянутом виде. (показ на себе). Пядь употреблялась для измерения небольших расстояний. Например, ширину печки.

2 ученик: С появлением купцов из Персии, торговавшими шелками, в употребление вошел аршин. Аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца. (показ на себе) В разных губерниях купцы отмеряли свой товар своими аршинами, порой обманывая покупателей. Даже появилась поговорка «Каждый купец на свой аршин мерит».

1 ученик: Наиболее крупная единица длины, которой можно было измерять с помощью частей тела, была сажень. Почти 1000 лет назад в летописях упоминается о сажени. Сажень - это расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Саженями удобно мерить обхват ствола дерева, при строительстве.

2 ученик: Старинные меры были приблизительными, неточными. В каждом отдельном государстве данные величины могли отличаться. Это мешало торговле, строительству, развитию государства. Пришли к выводу, что необходимо упорядочить меры длины, сделать их едиными.

 

Отчет в виде кластера.



Предварительный просмотр:

Материал для изучения.

Фут (30 см)

Локоть (38 см)

 

метр

Лента

Плинтус

Отчет о проделанной работе.

Нам необходимо применить старинные меры длины в нашей жизни. Мы измеряли ленту и плинтус.

Сначала мы измерили ленту. Для измерения длины ленты мы использовали меру длины локоть.   Мы сравнили полученные данные: у 1-го получилось _____, у 2-го получилось _____  .

Потом мы измерили длину ленту локтями. Мы сравнили полученные данные: у 1-го получилось _____, у 2-го получилось _____  .

Мы пришли к выводу:

Затем мы отмерили метром и пришли к выводу:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Технология модерации»

Главная цель мастер-класса - познакомить учителей  семинара с основными этапами технологии модерации на примере фрагмента урока истории «Церковный раскол» (10 минут). Данный мастер-класс бы...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Мастер-класс "Технология "Портфель достижений ученика"

Материал содержит описание технологии. основных приёмов работы, а также презентацию и раздаточный материал для мастер-класса...

Мастер- класс «Технология изготовления многофункциональной мягкой игрушки. Символ года»

Пошаговая демонстрация одного технологических приемов изготовления изделия и его элементов....

Презентация мастер-класса "Технология модерации"

Познакомить с технологией модерации, которая    позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за    счетØ усиления мотивации всех участников образоват...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...