"Работа с одарёнными детьми"-выступление на методическом совете школы.
материал по математике на тему

Красикова Ольга Алексеевна

Типы одарённости и как с ними работать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми» 

Выступление на методическом совете на тему:


 Владимир Путин, президент Российской Федерации: « Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы». 

ФАКТ Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».  Это важно знать Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверх одарённые дети. В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности: Психологи выделяют несколько видов одаренности: академическую (способность к обучению в широком смысле слова), интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое), психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства), художественную и лидерскую. Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу 

Актуальность на уровне ОУ Раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования. Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения. 

 Цели: Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми. Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ. Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей. 

Задачи: Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей. Создание условий для развития разносторонней одаренности : кадровых, материально-технических, разработка нормативно-правового обеспечения. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов. 

 Подходы и механизмы работы с одаренными детьми К числу стратегий, основных ценностно - целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие : выявление и развитие потенциальных возможностей ; активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка ; преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей ; поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком. 


Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения ( школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения ( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные мини-курсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения ( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) 


Никто не знает, как работать с одаренными детьми, но все ищут, и этот опыт востребован… 

Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». «Педагогическая поддержка» – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку. 

В решении вопроса выявления и обучения одаренных детей существенным является подготовка к этому учителей массовых школ, в которых в одном классе проводится обучение обычных и одаренных детей. Готовность педагога определяется двумя факторами:

 1.Общим: обладание знаниями, умениями и навыками в своем предмете

 2.специфичным: знания в психологии и педагогике, направленные на работу с одаренными детьми.

 Следует использовать комбинирование теории и практики для подготовки учителей в работе с одаренными детьми. Для этого необходимо применять экспериментальную базу в сочетании с теоретическими курсами, которые будут проводиться специалистами, имеющими опыт работы с одаренными детьми. Готовность педагога. 

 Итак, для вооружения учителей и руководителей школ соответствующими знаниями в этой области требуется ведение регулярной работы, в которой можно выделить – повышение квалификации. Повышение квалификации с помощью специально организованных курсов опытными педагогами, применяющих в своей деятельности новейшие методики по выявлению и развитию одаренных детей. Для этого:

1. педагоги изучают способы повышения познавательной активности путем участия в диспутах, деловых играх, анализа публикаций.

2. педагогам прививаются навыки работы с группами одаренных детей, которые проявляют свои умения при использовании справочников, учебников, разработке проектов, составлении классификационных таблиц.

 3. педагоги знакомятся с проектно- исследовательской деятельностью одаренных детей, которая может быть выражена в виде собственных публикаций с критическим взглядом на те или иные явления. 

Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки.

 1)»Мотивация на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога)

 2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя)

 3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации)

4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания 


 Цель работы с одарёнными детьми: Создание условий для их выявления, поддержки и развития 

Основные направления деятельности педагога в работе с интеллектуально одаренными детьми Приёмы проблемного обучения Организация и проведение интеллектуальных игр и праздников Организация и проведение интеллектуальных конкурсов, соревнований Организация экскурсий, экспедиций, походов Организация деятельности научного общества Творческие задания развивающего характера Организация и проведение предметных олимпиад Исследовательская работа 

Формы работы с одаренными детьми в школе. 1. Урочная деятельность 2. Предметные декады 3. Проектно-исследовательская деятельность 4. Олимпиады 5. Конкурсы 6. Создание портфолио 


На уроках: Проблемно - развивающее обучение, дискуссии, приёмы критического мышления Проблемно - развивающее обучение, дискуссии, приёмы критического мышления Работа в малых группах и парах. Работа в малых группах и парах. Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность Игровые технологии, деловые игры. Игровые технологии, деловые игры. Информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Творческие и нестандартные задания. Творческие и нестандартные задания. 

 США всегда лидировали в области диагностики, предлагая различные методики выявления одаренности, позволяющие измерить всё от интеллекта до креативности. Одаренные дети обучаются по специальным образовательным программам, созданным в дополнение к тем, которые предлагаются в рамках обычной школьной программы. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. 

 В Китае конкурсный отбор для участия в программах для одаренных детей имеет первостепенное значение. За отбором непременно следует специально разработанное обучение, соответствующее способностям учеников. Согласно принятому в Китае определению, одаренность рассматривается как комбинация исключительно высокого от природы интеллекта, ускоренного обучения и позитивного восприятия одаренности. 

 В Индии термин «одаренный» не получил широкого распространения. Правительство Индии предоставляет стипендии талантливым школьникам, а под талантом подразумевается главным образом академические способности. Школьники, которые успешно выполнили академические тесты, могут посещать школу, в которой предоставляется так называемое «современное» образование. 

В Скандинавских странах не существует программ обучения и выявления одаренных. Образовательная политика строится на принципе равноправия, поэтому все школьники получают обучение, отвечающее их потребностям, однако при этом обучение никак не дифференцируется в зависимости от потенциальных способностей. Общественность этих стран не беспокоится о том, что они останутся без «талантов». По результатам международного оценивания школьников Скандинавские страны находятся в первой десятке по математике и развитию вербальных навыков (письма и чтения). 

Образовательная политика Японии в отношении одаренных имеет много общего с политикой Скандинавских стран. Всё большую популярность в Японии приобретают олимпиады. Японцы дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. Ученики, продемонстрировавшие способности в одной из областей знаний получают возможность посещать университет. 

Процентное отношение числа одаренных к общему числу школьников Различия в процентных отношениях, вероятно, обусловлены использованными методиками выявления. В разных странах применяются различные стандартизированные тесты. Страна Процент школьников Великобритания 5-10 Испания 8,5 Канада Австралия 15 Германия 2-3 

Математик Л.Л. Терстоун выявил, что если человек обладает высоким интеллектом в одной сфере, это не обязательно означает, что он будет обладать высоким интеллектом во всех других областях. На основе этого утверждения психолог Гиолфорд выделил около 150 видов интеллекта. 

Не все родители поддерживают творческую научно- исследовательскую работу учащихся, нет заинтересованности в высоких результатах Можно выделить следующие проблемы недостаточная заинтересованность в выращивании научного потенциала учащихся, не поощряются достижения учащихся; нет школьного и поселкового научного общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете «Формирование педагогического творчества учителя, как необходимое условие дальнейшего развития школы»ДОКЛАД  "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ" из о...

Работа с одарёнными детьми (выступление на педагогическом совете)

Цель доклада - представить первые положительные результаты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся через профессионально направленное персонализированное обучение, выстро...

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ». ...

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете школы"Моё призвание - быть педагогом дополнительного образования"....

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Система работы с одарёнными детьми. Выступление на заседании МО учителей химии Усть-Джегутинского муниципального района.

Из всех показателей оценки школы, главным следует считатьсамочувствие в ней человека.Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взросломуВ.А. Караковский   Созда...