Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»
методическая разработка (5 класс) по теме

Савина Елена Сергеевна

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ».  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель истории Масалова Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ «Учитель должен научить учиться»

Слайд 2

Универсальные учебные действия Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация , самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация ( ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации , оценка своих Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Слайд 3

Регулятивные УУД К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Слайд 4

Познавательные УУД ( общеучебные , логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы) К общеучебным универсальным действиям относятся : • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Слайд 5

Познавательные УУД Логическими универсальными действиями являются : • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. В УУД постановки и решения проблем входят следующие : • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 6

Коммуникативные УУД К коммуникативным действиям относятся : • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Слайд 7

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД) УУД Приемы и методы формирования УУД Регулятивные – метод проектов – приемы целеполагания - приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий Постановка вопросов по теме и выход на задачи Познавательные проблемная ситуация, дидактические игры Приемы технологии РКМ Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете» Кластеры, денотатный граф, логические цепочки СЕНКВЕЙН, Таблицы, Работа в группах, Зигзаг Приемы проведения рефлексии Стратегии « Fishbone », «РАФТ», IDEAL Ранжирование, Пирамида приоритетов и др.

Слайд 8

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД) УУД Приемы и методы формирования УУД Коммуникативные Диалоговое взаимодействие Дискуссии Дебаты Конференция Круглый стол Ролевые игры, Деловая игра Технология сотрудничества Приемы технологии РКМ , Синквейн , мозговой штурм, «ПОПС – формула, «Смытое слово» и др.)

Слайд 9

Учебная ситуация ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

Слайд 10

Деловая игра С помощью деловых игр на уроках истории могут быть реализованы следующие цели: Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию. Формирование навыков групповой деятельности Повышение коммуникативной культуры. Овладение основными видами публичных выступлений. Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры: Формирование групп. Моделирование реальной ситуации. Работа в группах. Подготовка к публичному выступлению. Выступления групп. Подведение итогов.

Слайд 11

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

Слайд 12

«Светофор»

Слайд 13

Приемы по формированию регулятивных учебных действий: Приемы целеполагания : 1. Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова "помощники». - С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока: Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…

Слайд 14

Прием целеполагания «Тема-вопрос» Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники. 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались. 4. Сделать вывод .

Слайд 15

Прием целеполагания «Работа над понятием» Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Слайд 16

Прием целеполагания «Группировка» Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье , Междуречье, шумеры, Ур, Урук , клинопись Задания: В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске; Запишите понятия в тетрадь по памяти; Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить; Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны; Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

Слайд 17

Что бы это значило? «Ситуация – иллюстрация» на уроке история по теме «Древний Египет». Формулируют цель урока – познакомиться с историей Древнего Египта.

Слайд 18

Прием целеполагания Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии». Задание : В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: Какие животные водились в Древней Индии? Какие растения росли в Древней Индии? Чем занимались люди Древней Индии? Во что верили индийцы? Как добывали пищу? Где жили?

Слайд 19

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ПРИРОДА ЛЮДИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫЙ МИР КЛИМАТ ЗАНЯТИЯ ЖИЛИЩЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИЩА

Слайд 20

Познавательные универсальные учебные действия Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: - Составление вопросов к тексту, ответы на них - Составление простого и сложного плана - Составление сравнительных, хронологических таблиц - Составление кластера - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу Составление логической схемы, цепочки Составление определения к термину - Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?» Приемы « Денотатный граф», «Понятийное колесо» Прием «Рокировка» и др.

Слайд 21

Работа с картой Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта: Тепло. Дожди. Солнце. Река. Лес. Пустыня. Оазисы. Плодородная почва Снег

Слайд 22

Что рассказала карта? Вставь пропущенные слова: Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________. На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река). Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э. На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Слайд 23

Приемы по формированию логических УД Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Слайд 24

«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий государство письменность Глава государства - царь закон территория города войско

Слайд 25

Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов ШУДРЫ Приносить жертвы Руки Брахмы Воевать Подчиняться КАСТА БРАХМАНЫ НЕПРИКАСАЕМЫЕ

Слайд 26

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. УПРАВЛЯЕТ ПРИКАЗЫВАЕТ имеет ФАРАОН ПРАВИТЕЛЬ ? ? ?

Слайд 28

ПРИЕМ «РОКИРОВКА» Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ . № Вопрос Ответ 1 Что? 2 Где? 3 Когда? 4 Кто? 5 Как? 6 Почему?

Слайд 29

Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве» № Вопрос Ответ 1 Что хотели персы? Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию. 2 Где произошла Марафонская битва? Битва между персами и афинским войском произошла н а Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин. 3 Когда произошло сражение? Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте. 4 Кто возглавил войско греков? Афинское войско возглавил стратег Мильтиад . 5 Как сражались греки? Греки м ужественно боролись с врагом. 6 Почему греки одержали победу над персами? Афиняне не дали персам поработить родной город.

Слайд 30

ПОПС - формула Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Слайд 31

Рефлексия

Слайд 32

Рефлексивный экран Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…

Слайд 33

Используемые ресурсы http:// g-sv.ru/drupal/node/90 http:// nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/27/prezentatsiya-formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-i https:// yandex.ru/images/search?text

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Масалова Е.С.

Выступление на методическом совете школы по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

«Учитель должен научить учиться»

        

Задачи УУД.

        Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих

  • Познавательные
  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения
  • выполнение логических операций
  • сравнения,
  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,
  • установления аналогий
  • подведения под понятие
  • Регулятивные
  • управление своей деятельностью
  • контроль и коррекция
  • инициативность и самостоятельность
  • Коммуникативные
  • речевая деятельность
  • навыки сотрудничества

Актуальность темы

Актуальность темы очевидна и не вызывает сомнений. Ведь уже сегодня мы работаем в условиях стандартов нового поколения, и наша работа должна быть нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных действий. Какие УУД можно формировать по  средством предмета «история»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

  • В ходе выступления, я расскажу о приемах и методах  формирования  УУД, используемых мной  в ходе уроков истории.

Регулятивные УУД:

К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

– метод проектов

–  приемы целеполагания

- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий

-  Постановка вопросов по теме и выход на задачи.

Познавательные

проблемная ситуация, дидактические игры

 Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)

  • Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»
  • Кластеры, денотатный граф, логические цепочки
  • СЕНКВЕЙН,
  • Таблицы, Работа в группах, Зигзаг
  • Приемы проведения рефлексии
  • Стратегии «Fishbone»,  «РАФТ»,  IDEAL
  • Ранжирование, Пирамида приоритетов и др.

Коммуникативные:

Диалоговое взаимодействие

Дискуссии

Дебаты

Конференция

Круглый стол

Ролевые игры, Деловая игра

Технология сотрудничества

 Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «ПОПС – формула, «Смытое слово» и др.)

Способы получения знаний

        Основными способами получения знаний является самостоятельная работа с информацией и решение учебно-познавательных задач.

Учебная ситуация

  • ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация.
  • Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

Деловая игра

  • Деловая игра

Среди различных форм уроков, используемых на истории, особое место занимают деловые игры, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию..

С помощью деловых игр на уроках истории могут быть реализованы следующие цели:

  • Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
  • Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
  • Формирование навыков групповой деятельности
  • Повышение коммуникативной культуры.
  • Овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  • Формирование групп.
  • Моделирование реальной ситуации.
  • Работа в группах.
  • Подготовка к публичному выступлению.
  • Выступления групп.
  • Подведение итогов.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

«Светофор»

При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» —  длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

  • ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности        к ответу. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
  • Приемы  по формированию регулятивных учебных действий:

Приемы целеполагания:

1. Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

  • Выясним…
  • Узнаем…
  • Научимся…
  • Проверим…

Прием целеполагания «Тема-вопрос»

Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»

План действий:

1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить  условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.

Прием целеполагания «Работа над понятием»

  • Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
  • Прием целеполагания «Группировка»

Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

Задания:

  • В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
  • Запишите понятия в тетрадь по памяти;
  • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
  • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
  • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
  • Что бы это значило?
  • Прием целеполагания

Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и  составьте к ним вопросы.

Модельный ответ:

  • Какие животные водились в Древней Индии?
  • Какие растения росли в Древней Индии?
  • Чем занимались люди Древней Индии?
  • Во что верили индийцы?
  • Как добывали пищу?
  • Где жили?
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

  • Составление логической схемы, цепочки
  • Составление определения к термину

- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»

  • Приемы «Денотатный граф»,  «Понятийное колесо»
  • Прием «Рокировка» и др.
  • Работа с картой

 Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:

  • Тепло.
  • Дожди.
  • Солнце.
  • Река.
  • Лес.
  • Пустыня.
  • Оазисы.
  • Плодородная почва
  • Снег
  • Что рассказала карта?

 Вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
  • На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
  • На севере  китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
  • Приемы по формированию логических УД
  • Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
  • «Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий
  • Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
  • ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
    предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
  • ПРИЕМ «РОКИРОВКА»

Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

  • Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
  • ПОПС - формула
  • Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД.  Учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
  • Рефлексия

        Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую  прием рефлексии  «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

  • Рефлексивный экран
  • Выберите  начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Используемые ресурсы:

  1. http://g-sv.ru/drupal/node/90
  2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/27/prezentatsiya-formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-i
  3. https://yandex.ru/images/search?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете «Формирование педагогического творчества учителя, как необходимое условие дальнейшего развития школы»ДОКЛАД  "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ" из о...

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете школы"Моё призвание - быть педагогом дополнительного образования"....

Выступление на Методическом совете школы

Тема выступления: "Воспитательная система школы"...

выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"

Цель мастер - класса:  продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся  по теме «Великая Отечественная война...