Здоровый образ жизни языком математики
методическая разработка по математике (6 класс)

Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_zhizni_yazykom_matematiki.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике в 6 классе

 Тема урока: « Здоровый образ жизни языком математики»

 Тип урока: урок решение задач

 Цели: 1) образовательные - расширение знаний учащихся о ЗОЖ, знакомство с биологическим аспектом проблем на примере математических задач, отработка практических умений и навыков выполнения арифметических  действий с дробями, процентами;

            2) развивающие - развивать умение сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память;

            3) воспитательные - воспитывать аккуратность, формировать бережное отношение к своему здоровью, пропагандировать  ЗОЖ.

Методы и методические приемы обучения:

  1. Методы организации и осуществления учебной деятельности
  1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий):
  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  1. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
  1. Сравнение
  2. Обобщение
  3. Абстрагирование
  4. Классификация
  1. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
  1. Методы учебной работы под руководством учителя
  2. Методы самостоятельной учебной деятельности учащихся
  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
  1. Методы стимулирования мотивов интереса учению
  2. Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости
  1. Методы контроля и самоконтороля учебной деятельности
  1. Устные
  2. Письменные
  3. Фронтальные
  4. Групповые
  5. Индивидуальные

 Средства обучения (оборудование): презентация (Приложение 5), листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3), задача для индивидуальной работы (Приложение 4), проектор, компьютер, выставка литературы о ЗОЖ, плакаты и рисунки детей (Приложение 6), сообщения учащихся (Приложение 7), фильм «Вред курения» (Приложение 5).

 План урока:

            1. Организационный момент (1 мин.)

            2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

            3. Решение задач (24 мин.)

            4. Самостоятельная работа (10 мин.)

            5. Итог урока (5 мин.)

                                                        Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

Слайд 1

 Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать одному требованию - быть здоровым. Примерно 75% болезней взрослые заработали в детские годы.

Мы хотим начать урок словами великого мыслителя Гейне: « Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

 Конечно же, здоровье! Здоровье человека -  это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром.

 Секрет прост - здоровый образ жизни. Не случайно в народе говорят: « В здоровом теле - здоровый дух».

 Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какие существуют способы для того, чтобы ослабить неблагоприятные воздействия на организм и как помочь себе сохранить своё здоровье.

 Тема сегодняшнего урока: « Здоровый образ жизни языком математики».

Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить определение процента
  • Основные типы задач на проценты
  • Рассмотреть на примерах решения задач, в чем польза режима дня, вред курения, как влияют витамины на организм человека.

Слайд 3

  1. Актуализация опорных знаний.

 

Итак, сформулируйте определение процента

Назовите основные типы задач на проценты

Слайд 4

Задания на основные типы задач на проценты:

  • 20 % от 100
  • 25 % от 100
  • 50 % от 100
  • 14 % от числа составляют 14. Найдите число
  • 25 % от числа составляет 250. Найдите это число
  • Сколько процентов составляет число 250 от 1000

Слайд 5

( фронтальная работа с классом устно по цепочке)

 Выполнив данное задание, почтите известное высказывание:

1)  1,8 + 2,5 = 4,3                         В

2)  2,7 + 1,1 =3,8                          А

3)  5 + 0,35 = 5,35                       Ш

4)  2,5 – 1,6 = 0,9                         Е

5)  3,2 – 1,4 = 1,8                         З

6)  3,4 – 0,2 = 3,2                         Д

7)  15 * 0,01 = 0,15                      О

8)  12,2 : 10 = 1,22                     Р

9)   2,2 : 0,1 = 22                  О

10)166 : 100 = 1,66                   В

11) 0,3 * 5 = 1,5                  Ь

12) 6,66 : 6 = 1,11                  Е

13) 2,7 * 10 = 27                   В

14) 4 : 5 = 0,8                  В

15) 0,64 : 4 = 0,16                 А

16) 1,5 * 6 = 9                 Ш

17) 0,691 * 100 = 69,1                 И

18) 1,2 : 6 = 0,2                 Х

19) ½ от 16 = 8                 Р  

20) 20% от 16 = 3,2                    У

21) 150% от 16 = 23                К

22) ¾ от 16 = 12                А

23) 25% от 16 = 4                    Х

«Ваше здоровье – в ваших руках»

Слайд 6

  1. Решение задач

(Работа по группам)

 Заранее учащиеся разделены на три группы:

 - «Режим дня как образ жизни»

 -  «Табакокурение - вредная привычка»

 - «Витамины и их роль в жизни человека»

У вас на столе лежит листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной  работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3). Это то, что нам пригодится для работы.

 1 группа «Режим дня»

Слайд 9

Задача №1. (на листочках для сомоконтроля) (Приложение 1)

« Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки:

4/24 часть суток - чтение умных книг;

9/24 часть суток - совершение добрых дел;

2/24 часть суток - приём пищи;

6/24 часть суток - занятие сортом, 8 часов на сон.

 Выполним ли его план?

Сколько по времени длится ваш сон?

Поднимите руку те, кто спит больше 8 часов в сутки.

Итак, руки подняли 20% детей всего класса

Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению.

 Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья.

Слайд 10

 Задача №2. (на листочках для самоконтроля) (Приложение 1)

Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев - ели?

 Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Вывод: Итак, соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья и повышает работоспособность организма.

Слайд 11

2 группа « Табакокурение»

Вторая группа занималась проблемой табакокурения. Прежде чем мы выслушаем сообщения учащихся по этому вопросу, из каждой группы приглашаются по одному представителю для самостоятельного решения задач.

Слайд 13

Задача № 1(по одному) (Приложение 3)

 Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями лёгких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.

(Фильм «Вред курения)

Итак, при курении ухудшается внешность, теряется слух и зрение, развиваются заболевания внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Первая задача по теме табакокурения.

Слайд 14

Задача №2(вместе устно)

В школе №1 был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Было опрошено 120 человек, из них 35% курят, 25% пробовали, остальные 40% не курят. Сколько человек в школе курят, пробовали и не курят?

 Поднимите руки те, у которых в семье папа курит. Поднимите руки те, родители которых не курят.

Примерно 30% учащихся, у которых ни папа, ни мама не курят. Поприветствуем эти семьи.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Следующую задачу мы будем решать на доске и в тетради.

Слайд 15

 Задача №3(у доски)

Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. На сколько меньше получит курящий человек, если заработная плата 20200 рублей?

  Вывод: Итак, запомните, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно мы теряем 500 тысяч человек.

Слайд 16

3 группа «Витамины»

 Во второй половине 19 века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Но современная наука особое место отводит витаминам.

Первое упоминание о витаминах было в 1880 году русским ученым Николаем Луниным, а терми витамины ввел в 1911 году польский ученый Казимир Функ.

Слайд 19

Задача №1.(на листочках самоконтроля) (Приложение 1)

 Изюм один из самых полезных сухофруктов, он сохраняет практически все свойства свежего винограда, до 70-80% витаминов и микроэлементов. При сушке винограда изюм составляет 32% массы используемого винограда. Сколько изюма получится из 10 кг винограда?

Слайд 20

  Задача №2(устно)

 В 100г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а  в обычной квашенной капусте 2/3 этого количества. Сколько мг витамина содержится в такой же порции квашенной капусты?

 Слайд 21

Задача №3.(на листочках самоконтроля)

(Приложение 1)

 В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом- 0,7 остатка, а за ужином- 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день?

Вывод: Итак, витамины необходимы для нормального функционирования организма человека. Их недостаток приводит к ослаблению иммунитета, появлению разнообразных болезней, нарушению обмена веществ, излишней полноте. На примерах задач, мы посчитали, какая норма витаминов день у детей вашего возраста.

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа, которая включает в себя три задачи по данной теме и предложения, которые необходимо продолжить. Работу выполняем в тетрадях, по окончании урока тетради сдать и вы получите оценку за урок.

         1 Вариант

1) Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

                           Решение:

1) 20 /100 = 0,2 – 1%

2) 0,2 * 125 = 25 (мг)- ворует

 Ответ: 25 мг.

2) Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

        Решение:

1) 1,2 * 2/3 = 0,8 (мг)- в комнате

2) 0,8 *10 = 8 (мг) – после 1о сигарет

3) 8/40 *100 =20% - в комнате

 Ответ: 20%, 8 мг.

3) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма составляет 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остаётся?

Решение:

1) 25 * 14 =350 (мг) – теряет

2) 500 – 350 = 150 (мг) – остаётся

 Ответ: 350 мг, 150 мг.

4)Как бы вы  продолжили предложение:

1) Моё здоровье-

2) Курить-

3) Чтобы воздух был чище надо-

Слайд 22

 5) Итог урока

Ваше домашнее задание будет дифференцированным. Вы можете выбрать, какое задание выполнять.

  1. Составить и решить задачу по данной теме.
  2. Составить дневное меню для учащихся с учетом норм потребления витаминов.

Оценки за урок.

Слайд 23

 Итогом урока могут быть слова Авиценны:

 В ком воля есть и сильный дух,

 Тот победит любой недуг,-

 Болезнь отступит перед гордым,

 Перед бесстрашным, непокорным.

 Именно сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при суживании отрицательных качеств, при воспитании воли человека.

Процент – одна сотая часть числа

  1.    Нахождение процента  p % от числа b

2) Нахождение числа a по данному проценту p %

3)  Нахождение процентного отношения чисел a и b

20

25

50

100

1000

25%

4,3

3,8

5,35

0,9

1,8

3,2

0,15

,22

22

1,66

1,5

1,11

27

0,8

0,16

9

69,1

0,2

8

3,2

23

12

4

Сообщение учащихся (Приложение 7)

 Слайд 7

Режим от французского слова управление. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определённый ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. Поэтому необходимо строго придерживаться определённого времени подъёма и отдыха ко сну, приготовления домашних заданий, приёмов пищи, т.е. следовать определённому, установленному режиму дня. Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и, прежде всего, с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы.

Слайд 8

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный приём пищи.

3. Сон определённой продолжительности, с точным   временем подъёма и отхода ко сну.

4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определённое время для приготовления домашних заданий.

6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребёнка в течение дня.

Решение:

  1. 4/24+ 9/24+ 2/24+ 6/24= 21/24 часть суток
  2. 21/24 * 24 = 21(ч)- занято
  3. 24 – 21 = 3 (ч) – сон

Ответ: план не выполним.

Решение:

  1. 44%+44% = 88% составляют дубы и сосны
  2. 100% - 88% = 12% составляют ели
  3. 12:100 = 0,12 – 1%
  4.  60: 0,12 500 (дер.) – всего

Ответ: 500 деревьев.

Решение:

1) 80% / 100% = 0,8 – 1%

2) 0,8 * 500= 400 (чел) – страдают заболеваниями лёгких

 Ответ: 400 человек.

Сообщение учащихся (Приложение 7)

Слайд 11

Курение табака - одна из самых распространённых вредных привычек, приводящая время от времени к серьёзным нарушениям здоровья. Есть тут и неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, полония (в том числе радиоактивного полония), есть в табачном дыме окись углерода, оксиды азота, синильная кислота. Недаром говорят, что перечень веществ, содержащихся в табачном дыме, принуждает содрогнуться: это целый справочник по вредным веществам. Ядовитые характеристики никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, скоро отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Длительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем у некурящих.

Слайд 12

Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев погибели от рака лёгкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у людей в возрасте до 65 лет. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память. Всякому курильщику нужно держать в голове, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает.

Решение:

  1. 35: 100 = 0,35 – 1%
  2. 0,35 * 120 = 42 (чел.) – курят
  3. 0,25 * 120 = 30 (чел.) – пробовали
  4. 0,4 ∙ 120 = 48 (чел) – не курят

Ответ: 30 человек, 42 человек, 48 человек.

 Решение:

  1. 100% -15% = 85%- составит заработная плата
  2. 20200 * 85 /100 = 17170 (руб.)- зарплата курильщика
  3. 20200 – 17170 = 3030 (руб.) – на столько меньше

Ответ: на 3030 рублей.

 Сообщение учащихся (Приложение 7)

Витаминами называются органические вещества, которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Витамины не несут энергетической нагрузки, а являются биологически активными веществами. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пищи основных компонентов питания.

Слайд 17

Дефицит витаминов ведёт к появлению специфических нарушений обмена с характерными клиническими проявлениями - гиповитаминозами. Избыток витаминов - гипервитаминоз - встречается гораздо реже ( в основном для витамина А).

 Все витамины делят на водорастворимые (В,С,РР) и жирорастворимые (К, Е, Д, А).

Слайд 18

 Витамин С - аскорбиновая кислота- участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма. Содержится в вишне, бананах, винограде, яблоках и т.д.

 Витамин В1- тиамин - необходим для нормальной деятельности центральной и переферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена. Содержится в хлебе, горохе, овсе.

 Витамин В - рибофламин- участвует в окислительно-восстановительных процессах. Содержится в сыре, молоке, яйцах, батоне, печени.

 Витамин РР - ниацин- участвует в окислительно- восстановительных реакциях в клетках. Содержится в зелёных овощах, орехах, крупах, дрожжах.

 Витамин А-ретинол- входит в состав зрительного пурпура, усиливает остроту зрения при слабом освещении, укрепляет эпителиальные ткани, необходим для нормального роста. Содержится в моркови, цитрусовых.

 

 Решение:

10 -100%

Х  - 32%

Х =32 * 10/100 = 3,2 (кг).

Ответ: 3,2 кг

 Решение:

1) 120 * 2/3 = 80 (мг) – в квашенной капусте

 Ответ: 80 мг.

 

Решение:

1) 1 – 0,2 = 0,8- осталось

2) 0,8 ∙ 0,7 = 0,56 - за обедом

3) 1 – 0,2 – 0,56 = 0, 24 – за ужином

4) 30: 0,24 = 125 (мг) – в день

 Ответ: 125 мг.

        

2 Вариант

1) В 100 г говяжьей печени содержится 8 мг витамина А. Сколько витамина А содержит такая же масса сыра «Российского», если он составляет 3,2% от его количества в говяжьей печени?

        Решение:

1) 3,2 /100 = 0,032 – 1%

2) 0, 032 *8 = 0,256 (мг)- витамина А

 Ответ: 0,256 мг.

2) При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо внутрь, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

        Решение:

1) 0,8 * 20 = 16 (мг) – в пачке

2) 48 / 16 = 3 (пачки) – нужно

3) 3 * 20 = 60 (сиг.) – смертельная доза

 Ответ: 60 сигарет, 16 мг.

3) В 100 г картофеля после сбора урожая содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание уменьшается до 40%. Сколько витамина С можно получить зимой из 200 г картофельного пюре?

        Решение:

1) 25 * 40/100 = 10 (мг) – зимой

2) 200 *10/100 = 20 (мг) – из 200 г.

 Ответ: 20 мг.

4)Как бы вы  продолжили предложение:

1) Моё здоровье-

2) Курить-

3) Чтобы воздух был чище надо-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

« Здоровый образ жизни языком математики»

Данная работа является одним из механизмов решения актуальной проблемы - формирования у учащихся школы здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и жизнь. Данная работа содержит конспект...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

« Здоровый образ жизни языком математики»

Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни....

Решение задач на проценты. "Здоровый образ жизни языком математики"

Урок с использованием современных технологий: Здоровьесберегающая  технология, природосообразное воспитание грамотности. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....