« Здоровый образ жизни языком математики»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Саферова Мария Николаевна

Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_matematike.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике в 6 классе

 Тема урока: « Здоровый образ жизни языком математики»

 Тип урока: урок решение задач

 Цели: 1) образовательные - расширение знаний учащихся о ЗОЖ, знакомство с биологическим аспектом проблем на примере математических задач, отработка практических умений и навыков выполнения арифметических  действий с дробями, процентами;

            2) развивающие - развивать умение сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память;

            3) воспитательные - воспитывать аккуратность, формировать бережное отношение к своему здоровью, пропагандировать  ЗОЖ.

Методы и методические приемы обучения:

  1. Методы организации и осуществления учебной деятельности
  1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий):
  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  1. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
  1. Сравнение
  2. Обобщение
  3. Абстрагирование
  4. Классификация
  1. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
  1. Методы учебной работы под руководством учителя
  2. Методы самостоятельной учебной деятельности учащихся
  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
  1. Методы стимулирования мотивов интереса учению
  2. Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости
  1. Методы контроля и самоконтороля учебной деятельности
  1. Устные
  2. Письменные
  3. Фронтальные
  4. Групповые
  5. Индивидуальные

 Средства обучения (оборудование): презентация (Приложение 5), листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3), задача для индивидуальной работы (Приложение 4), проектор, компьютер, выставка литературы о ЗОЖ, плакаты и рисунки детей (Приложение 6), сообщения учащихся (Приложение 7), фильм «Вред курения» (Приложение 5).

 План урока:

            1. Организационный момент (1 мин.)

            2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

            3. Решение задач (24 мин.)

            4. Самостоятельная работа (10 мин.)

            5. Итог урока (5 мин.)

                                                        Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

Слайд 1

 Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать одному требованию - быть здоровым. Примерно 75% болезней взрослые заработали в детские годы.

Мы хотим начать урок словами великого мыслителя Гейне: « Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

 Конечно же, здоровье! Здоровье человека -  это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром.

 Секрет прост - здоровый образ жизни. Не случайно в народе говорят: « В здоровом теле - здоровый дух».

 Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какие существуют способы для того, чтобы ослабить неблагоприятные воздействия на организм и как помочь себе сохранить своё здоровье.

 Тема сегодняшнего урока: « Здоровый образ жизни языком математики».

Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить определение процента
  • Основные типы задач на проценты
  • Рассмотреть на примерах решения задач, в чем польза режима дня, вред курения, как влияют витамины на организм человека.

Слайд 3

  1. Актуализация опорных знаний.

 

Итак, сформулируйте определение процента

Назовите основные типы задач на проценты

Слайд 4

Задания на основные типы задач на проценты:

  • 20 % от 100
  • 25 % от 100
  • 50 % от 100
  • 14 % от числа составляют 14. Найдите число
  • 25 % от числа составляет 250. Найдите это число
  • Сколько процентов составляет число 250 от 1000

Слайд 5

( фронтальная работа с классом устно по цепочке)

 Выполнив данное задание, почтите известное высказывание:

1)  1,8 + 2,5 = 4,3                         В

2)  2,7 + 1,1 =3,8                          А

3)  5 + 0,35 = 5,35                       Ш

4)  2,5 – 1,6 = 0,9                         Е

5)  3,2 – 1,4 = 1,8                         З

6)  3,4 – 0,2 = 3,2                         Д

7)  15 * 0,01 = 0,15                      О

8)  12,2 : 10 = 1,22                     Р

9)   2,2 : 0,1 = 22                  О

10)166 : 100 = 1,66                   В

11) 0,3 * 5 = 1,5                  Ь

12) 6,66 : 6 = 1,11                  Е

13) 2,7 * 10 = 27                   В

14) 4 : 5 = 0,8                  В

15) 0,64 : 4 = 0,16                 А

16) 1,5 * 6 = 9                 Ш

17) 0,691 * 100 = 69,1                 И

18) 1,2 : 6 = 0,2                 Х

19) ½ от 16 = 8                 Р  

20) 20% от 16 = 3,2                    У

21) 150% от 16 = 23                К

22) ¾ от 16 = 12                А

23) 25% от 16 = 4                    Х

«Ваше здоровье – в ваших руках»

Слайд 6

  1. Решение задач

(Работа по группам)

 Заранее учащиеся разделены на три группы:

 - «Режим дня как образ жизни»

 -  «Табакокурение - вредная привычка»

 - «Витамины и их роль в жизни человека»

У вас на столе лежит листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной  работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3). Это то, что нам пригодится для работы.

 1 группа «Режим дня»

Слайд 9

Задача №1. (на листочках для сомоконтроля) (Приложение 1)

« Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки:

4/24 часть суток - чтение умных книг;

9/24 часть суток - совершение добрых дел;

2/24 часть суток - приём пищи;

6/24 часть суток - занятие сортом, 8 часов на сон.

 Выполним ли его план?

Сколько по времени длится ваш сон?

Поднимите руку те, кто спит больше 8 часов в сутки.

Итак, руки подняли 20% детей всего класса

Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению.

 Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья.

Слайд 10

 Задача №2. (на листочках для самоконтроля) (Приложение 1)

Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев - ели?

 Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Вывод: Итак, соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья и повышает работоспособность организма.

Слайд 11

2 группа « Табакокурение»

Вторая группа занималась проблемой табакокурения. Прежде чем мы выслушаем сообщения учащихся по этому вопросу, из каждой группы приглашаются по одному представителю для самостоятельного решения задач.

Слайд 13

Задача № 1(по одному) (Приложение 3)

 Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями лёгких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.

(Фильм «Вред курения)

Итак, при курении ухудшается внешность, теряется слух и зрение, развиваются заболевания внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Первая задача по теме табакокурения.

Слайд 14

Задача №2(вместе устно)

В школе №1 был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Было опрошено 120 человек, из них 35% курят, 25% пробовали, остальные 40% не курят. Сколько человек в школе курят, пробовали и не курят?

 Поднимите руки те, у которых в семье папа курит. Поднимите руки те, родители которых не курят.

Примерно 30% учащихся, у которых ни папа, ни мама не курят. Поприветствуем эти семьи.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Следующую задачу мы будем решать на доске и в тетради.

Слайд 15

 Задача №3(у доски)

Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. На сколько меньше получит курящий человек, если заработная плата 20200 рублей?

  Вывод: Итак, запомните, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно мы теряем 500 тысяч человек.

Слайд 16

3 группа «Витамины»

 Во второй половине 19 века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Но современная наука особое место отводит витаминам.

Первое упоминание о витаминах было в 1880 году русским ученым Николаем Луниным, а терми витамины ввел в 1911 году польский ученый Казимир Функ.

Слайд 19

Задача №1.(на листочках самоконтроля) (Приложение 1)

 Изюм один из самых полезных сухофруктов, он сохраняет практически все свойства свежего винограда, до 70-80% витаминов и микроэлементов. При сушке винограда изюм составляет 32% массы используемого винограда. Сколько изюма получится из 10 кг винограда?

Слайд 20

  Задача №2(устно)

 В 100г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а  в обычной квашенной капусте 2/3 этого количества. Сколько мг витамина содержится в такой же порции квашенной капусты?

 Слайд 21

Задача №3.(на листочках самоконтроля)

(Приложение 1)

 В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом- 0,7 остатка, а за ужином- 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день?

Вывод: Итак, витамины необходимы для нормального функционирования организма человека. Их недостаток приводит к ослаблению иммунитета, появлению разнообразных болезней, нарушению обмена веществ, излишней полноте. На примерах задач, мы посчитали, какая норма витаминов день у детей вашего возраста.

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа, которая включает в себя три задачи по данной теме и предложения, которые необходимо продолжить. Работу выполняем в тетрадях, по окончании урока тетради сдать и вы получите оценку за урок.

         1 Вариант

1) Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

                           Решение:

1) 20 /100 = 0,2 – 1%

2) 0,2 * 125 = 25 (мг)- ворует

 Ответ: 25 мг.

2) Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

        Решение:

1) 1,2 * 2/3 = 0,8 (мг)- в комнате

2) 0,8 *10 = 8 (мг) – после 1о сигарет

3) 8/40 *100 =20% - в комнате

 Ответ: 20%, 8 мг.

3) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма составляет 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остаётся?

Решение:

1) 25 * 14 =350 (мг) – теряет

2) 500 – 350 = 150 (мг) – остаётся

 Ответ: 350 мг, 150 мг.

4)Как бы вы  продолжили предложение:

1) Моё здоровье-

2) Курить-

3) Чтобы воздух был чище надо-

Слайд 22

 5) Итог урока

Ваше домашнее задание будет дифференцированным. Вы можете выбрать, какое задание выполнять.

  1. Составить и решить задачу по данной теме.
  2. Составить дневное меню для учащихся с учетом норм потребления витаминов.

Оценки за урок.

Слайд 23

 Итогом урока могут быть слова Авиценны:

 В ком воля есть и сильный дух,

 Тот победит любой недуг,-

 Болезнь отступит перед гордым,

 Перед бесстрашным, непокорным.

 Именно сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при суживании отрицательных качеств, при воспитании воли человека.

Процент – одна сотая часть числа

  1.    Нахождение процента  p % от числа b

2) Нахождение числа a по данному проценту p %

3)  Нахождение процентного отношения чисел a и b

20

25

50

100

1000

25%

4,3

3,8

5,35

0,9

1,8

3,2

0,15

,22

22

1,66

1,5

1,11

27

0,8

0,16

9

69,1

0,2

8

3,2

23

12

4

Сообщение учащихся (Приложение 7)

 Слайд 7

Режим от французского слова управление. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определённый ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. Поэтому необходимо строго придерживаться определённого времени подъёма и отдыха ко сну, приготовления домашних заданий, приёмов пищи, т.е. следовать определённому, установленному режиму дня. Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и, прежде всего, с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы.

Слайд 8

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный приём пищи.

3. Сон определённой продолжительности, с точным   временем подъёма и отхода ко сну.

4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определённое время для приготовления домашних заданий.

6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребёнка в течение дня.

Решение:

  1. 4/24+ 9/24+ 2/24+ 6/24= 21/24 часть суток
  2. 21/24 * 24 = 21(ч)- занято
  3. 24 – 21 = 3 (ч) – сон

Ответ: план не выполним.

Решение:

  1. 44%+44% = 88% составляют дубы и сосны
  2. 100% - 88% = 12% составляют ели
  3. 12:100 = 0,12 – 1%
  4.  60: 0,12 500 (дер.) – всего

Ответ: 500 деревьев.

Решение:

1) 80% / 100% = 0,8 – 1%

2) 0,8 * 500= 400 (чел) – страдают заболеваниями лёгких

 Ответ: 400 человек.

Сообщение учащихся (Приложение 7)

Слайд 11

Курение табака - одна из самых распространённых вредных привычек, приводящая время от времени к серьёзным нарушениям здоровья. Есть тут и неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, полония (в том числе радиоактивного полония), есть в табачном дыме окись углерода, оксиды азота, синильная кислота. Недаром говорят, что перечень веществ, содержащихся в табачном дыме, принуждает содрогнуться: это целый справочник по вредным веществам. Ядовитые характеристики никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, скоро отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Длительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем у некурящих.

Слайд 12

Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев погибели от рака лёгкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у людей в возрасте до 65 лет. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память. Всякому курильщику нужно держать в голове, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает.

Решение:

  1. 35: 100 = 0,35 – 1%
  2. 0,35 * 120 = 42 (чел.) – курят
  3. 0,25 * 120 = 30 (чел.) – пробовали
  4. 0,4 ∙ 120 = 48 (чел) – не курят

Ответ: 30 человек, 42 человек, 48 человек.

 Решение:

  1. 100% -15% = 85%- составит заработная плата
  2. 20200 * 85 /100 = 17170 (руб.)- зарплата курильщика
  3. 20200 – 17170 = 3030 (руб.) – на столько меньше

Ответ: на 3030 рублей.

 Сообщение учащихся (Приложение 7)

Витаминами называются органические вещества, которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Витамины не несут энергетической нагрузки, а являются биологически активными веществами. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пищи основных компонентов питания.

Слайд 17

Дефицит витаминов ведёт к появлению специфических нарушений обмена с характерными клиническими проявлениями - гиповитаминозами. Избыток витаминов - гипервитаминоз - встречается гораздо реже ( в основном для витамина А).

 Все витамины делят на водорастворимые (В,С,РР) и жирорастворимые (К, Е, Д, А).

Слайд 18

 Витамин С - аскорбиновая кислота- участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма. Содержится в вишне, бананах, винограде, яблоках и т.д.

 Витамин В1- тиамин - необходим для нормальной деятельности центральной и переферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена. Содержится в хлебе, горохе, овсе.

 Витамин В - рибофламин- участвует в окислительно-восстановительных процессах. Содержится в сыре, молоке, яйцах, батоне, печени.

 Витамин РР - ниацин- участвует в окислительно- восстановительных реакциях в клетках. Содержится в зелёных овощах, орехах, крупах, дрожжах.

 Витамин А-ретинол- входит в состав зрительного пурпура, усиливает остроту зрения при слабом освещении, укрепляет эпителиальные ткани, необходим для нормального роста. Содержится в моркови, цитрусовых.

 

 Решение:

10 -100%

Х  - 32%

Х =32 * 10/100 = 3,2 (кг).

Ответ: 3,2 кг

 Решение:

1) 120 * 2/3 = 80 (мг) – в квашенной капусте

 Ответ: 80 мг.

 

Решение:

1) 1 – 0,2 = 0,8- осталось

2) 0,8 ∙ 0,7 = 0,56 - за обедом

3) 1 – 0,2 – 0,56 = 0, 24 – за ужином

4) 30: 0,24 = 125 (мг) – в день

 Ответ: 125 мг.

        

2 Вариант

1) В 100 г говяжьей печени содержится 8 мг витамина А. Сколько витамина А содержит такая же масса сыра «Российского», если он составляет 3,2% от его количества в говяжьей печени?

        Решение:

1) 3,2 /100 = 0,032 – 1%

2) 0, 032 *8 = 0,256 (мг)- витамина А

 Ответ: 0,256 мг.

2) При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо внутрь, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

        Решение:

1) 0,8 * 20 = 16 (мг) – в пачке

2) 48 / 16 = 3 (пачки) – нужно

3) 3 * 20 = 60 (сиг.) – смертельная доза

 Ответ: 60 сигарет, 16 мг.

3) В 100 г картофеля после сбора урожая содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание уменьшается до 40%. Сколько витамина С можно получить зимой из 200 г картофельного пюре?

        Решение:

1) 25 * 40/100 = 10 (мг) – зимой

2) 200 *10/100 = 20 (мг) – из 200 г.

 Ответ: 20 мг.

4)Как бы вы  продолжили предложение:

1) Моё здоровье-

2) Курить-

3) Чтобы воздух был чище надо-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

« Здоровый образ жизни языком математики»

Данная работа является одним из механизмов решения актуальной проблемы - формирования у учащихся школы здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и жизнь. Данная работа содержит конспект...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Здоровый образ жизни языком математики

Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни....

Решение задач на проценты. "Здоровый образ жизни языком математики"

Урок с использованием современных технологий: Здоровьесберегающая  технология, природосообразное воспитание грамотности. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....