Методическая разработка по математике на тему "Составление формул"
методическая разработка по математике на тему

Данная тема рабочей программы 7 класса по математике учебника «Математика-6» авт. Г.В.Дорофеев и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sostavlenie_formul_14.11.2012.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Учитель Сидякина С.В.

Класс 7

Тема: «Составление формул»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели урока:

-обучающая

- ввести понятие формулы, формировать навык составления формул

-развивающая

- учиться анализировать – устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; обобщать; 

 -воспитывающая

- воспитывать коллективизм в классе, не упуская индивидуальности каждого ребенка

-речевая

развитие регулирующей функции речи.

Содержание темы: данная тема рабочей программы 7 класса по математике учебника «Математика-6» авт. Г.В.Дорофеев и др.

Элементы содержания: представление зависимости между величинами в виде формул.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

уметь составлять буквенные выражения и формулы по условию задачи

Методическое обеспечение урока: мультимедийная презентация Power Point «Составление формул. Задача» ,листы формата А4 « Математический алфавит», «Латинские буквы», «Формула»,»Математическое выражение», «Математическое предложение», « №1093 (в,г)», карточки для устного счета,  «Математика». Дидактические материалы. 6класс, учебник «Математика – 6» авт. Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович и др.

Методы обучения:  

Словесный, наглядный, практический

Словарь: математическое выражение, математическое предложение, формула.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
  3. Изучение нового учебного материала
  4. Закрепление учебного материала
  5. Рефлексия. Задание на дом.

1. Оргмомент.(2мин)

Здравствуйте ребята. Готовность к уроку Наличие принадлежностей

Разминка.  Положительный эмоциональный настрой

Мы желаем сегодня друг другу успеха.

Порадуемся за тех ,у кого все будет получаться хорошо!!!

Поможем тем, кому будет трудно.

Мы с вами одна команда!!!

2. Проверка домашнего задания.(8мин)

Математические выражения – слова математического языка – составляют из чисел, букв, знаков действий и скобок.

Скажите математический язык это естественный язык или искусственный?

Ответ: искусственный, этот язык создан и развивается вместе с наукой математикой.

А приведите  пример естественного языка – Русский,  он наш родной язык.

Из математических выражений составляют математические предложения. Они выражают некоторую мысль. Что-то утверждают. Они могут быть верными, неверными.

Примеры Математические выражения

(6-2)•5

a – b

Математические предложения

2+3=5 верно

8<9 верно

87 делится на 9 неверно

а – четное число: если а=100, то верно

                             если а=17, то неверно

№1092

Переведите на математический язык предложение

а) сумма числа х и числа 15 равна 31

х+15=31

б) произведение чисел а и в равно 8

ав=8

в) удвоенное число m равно11

2m=11

г) половина числа в равна 1,5

в:2=1,5

д) разность чисел в и с больше 3

в-с>3

е) произведение чисел 5 и х меньше числа у

5х < у

№1093

в) х+у=у+х

от перемены мест слагаемых сумма не меняется

г) ав=ва

от перемены мест множителей произведение не меняется

3.Изучение нового учебного материала.(15мин)

Устная работа. Решить примеры:

Ф

-12 + 7 = -5

О

-8 • (-4) = 32

Р

-12 : 6 = - 2

М

-9-5 = -14

У

3 – 10 = - 7

Л

5 • (-7) = - 35

А

– 36 : ( -6 ) = 6

В математике правила часто записывают с помощью равенств, содержащих буквы. В таких случаях говорят, что правило выражено формулой.

Тема урока: «Составление формул»

Эту тему мы будем изучать три урока, сегодня первый. Формулы вы изучаете уже на уроках физики, а скоро будете изучать на уроках геометрии и химии. И в жизни тоже много формул! Например, зарплату начисляют по формуле, квартплату начисляют по формуле….

Цель наша научиться составлять формулы, буквенные выражения.

Сегодня на уроке Ваша задача – понять, как составляются формулы и попробовать их составить.

Рассмотрим  задачу. (на доске чертеж треугольника)

Какая это фигура?    - Треугольник

Какие треугольники вы знаете?

-  равносторонний

-  равнобедренный

-  разносторонний

Обратите внимание на листочки, отметьте равные стороны на 1 и 2 треугольниках.  А третий мы не отмечаем, потому что у него разные стороны.

Скажите, чему равен периметр треугольника?

- Периметр треугольника равен сумме длин его сторон.

  Если стороны треугольника равны 3см,4см,5см, то его периметр равен

3 +4 +5 =12 (см)

Историческая справка. Рубрика «Знаете ли вы?»

Египетский треугольник - прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Сумма указанных чисел (3+4+5=12) с древних времен использовалась как единица кратности при построении прямых углов с помощью веревки, размеченной узлами на 3/12 и 7/12 ее длины. Применялся египетский треугольник в архитектуре средних веков для построения схем пропорциональности. 

 

Египетский треугольник

Это мы будем изучать дальше на уроках «Геометрии». И тогда мы подробнее остановимся на этом.

Если стороны треугольника равны 2,7 дм, 4,5 дм и 5,3 дм, то периметр равен

2,7 + 4,5 + 5,3 = 12,5 (дм)

 Каковы бы ни были конкретные значения длин сторон треугольника, чтобы найти его периметр, их надо сложить. Обозначим периметр треугольника буквой P, а длины сторон, выраженные в одних и тех же единицах, буквами a, b и c. (я ставлю буквы к треугольнику)

Тогда  P =  a  +  b  +  c

Записанное равенство – формула периметра треугольника

Равносторонний треугольник

P = a + a + a = a • 3 = 3a, т.е. P= 3a.

Равнобедренный треугольник

P =  2a + b

Работа с учебником

№1103                                    №1103(в,г) Д/З

(а,б,) прошу детей прочитать задание а

Я пишу на доске 1)

v(м/мин)

t(мин)

s(м)

4

3

12

4

5

20

4

10

40

4

t

4t

  1. Нам нужно составить формулу для вычисления расстояния, преодоленного улиткой за t мин.

Буквы: S, t

4t

S = 4t

б) делаем самостоятельно

1 тетр.

48 лист.

2 тетр.

96 лист

100 тетр.

4800 лист.

n тетр.

48n  

2) N = 48n

Алгоритм составления формулы

  1. Обозначить буквами все величины, которые будут в нее входить
  2. Выявить зависимость между этими величинами, записав ее в виде математического выражения
  3. Приравнять полученное выражение к той величине, для которой составляется формула.

Физкультминутка.(2мин.)

Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – левую руку на левую ногу, 14 – правую руку на правую ногу, 15 - 16 – хлопки руками по бедрам. Повторить 3 раза. Темп – 1 раз медленный; 2 - средний; 3– медленный.

4.Закрепление учебного материала(13мин)

Раздаю карточки №1-4, одна карточка на парту. Решают парами.

В карточке 1 задание по алгоритму.

2 задание (*) для тех, кто сделает первыми.

Слайды задачи №1-3

5.Рефлексия. Домашнее задание.(2мин.)

Д/З

П. 11.2 с.246 читать, алгоритм учить, №1103(в,г)  

Задача №2 из карточек (№1105)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме «Формула здоровья»

У учащихся среднего звена необходимо проводить беседы  по формированию здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек.Тема: Формула здоровьяЦель: пропаганда здорового образа жизни.Задач...

Методическая разработка урока по теме: «Химические формулы»

Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихсяАвтор:  Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ  №48,Санк...

Методическая разработка по математике. Формулы сокращенного умножения. Математическое лото.

В игровой форме запоминаем формулы сокращенного умножения, учимся быстро применять их при разложении многочленов на множители....

Методическая разработка урока по теме «Применение формул квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»

Формулы сокращенного умножения - одна из наиболее важных сложных тем курса алгебры средней школы. Данная методическая разработка поможет на уроке при закреплении нового материала. Работа в группах с п...