Проектная деятельность на уроках математики
статья по математике на тему

Бувашкина Ирина Борисовна

В этой статье можно познакомиться с особенностями проектной деятельности на уроках математики. Рассмотрены различные виды учнических проетв, а также проведен сравнительный анлиз классической модели уроков с включением проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.

          Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию.

           Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и проектировать свою жизнь.

             Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.

             Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. В результате у учащихся вырабатываются умения:

  • сформулировать проблему;
  • поставить цель и спланировать деятельность;
  • самоанализа;
  • презентации своей деятельности и результатов;
  • поиска нужной информации;
  • практического применения знаний умений и навыков;
  • проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.  (А. Дистервег)

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

– 10% от того, что они читают; 
– 26% от того, что они слышат; 
– 30% от того, что они видят; 
– 50% от того, что они видят и слышат; 
– 70% от того, что они обсуждают с другими; 
– 80% от того, что основано на личном опыте; 
– 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 
– 95% от того, чему они обучаются сами.

Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. 
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Она является ведущей технологией для формирования УУД  как во время классных  занятий, так и во внеурочной деятельности.

Модель организации проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

Действия учащихся

УУД

1

Постановка проблемы, которая требует решения

Постановка проблем
Выдвижение гипотезы
Обсуждение путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации  проекта

Личностные
Регулятивные

2

Выполнение работы

Сбор информации 
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта

Познавательные общеучебные
Познавательные логические

3

Презентация проекта

Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Презентация проекта
Самооценка и самоанализ

Коммуникативные

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
  • Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Рассмотрим основные виды проектов.

             Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления ит.д.
        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она   развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал   и т.д.

            Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

             Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.   Результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.   Проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

             Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняются на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применения знаний из других областей для решения той или иной проблемы.  Данные проекты могут использоваться в рамках классно-урочной системы.
         Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные . Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

           Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Основными целями проведения занятий с элементами метода проектов это: 

  • развить познавательную активность учащихся;
  • развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка;
  • привитие навыков самостоятельной деятельности; получение прочных знаний и навыков;
  • приобретение навыков сотрудничества, совместной деятельности в процессе работы над проектом.
  • развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте;
  • совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.
  • повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии;

Чем отличается структура организации традиционного урока от проектного?

Проект

Класс

1. Самостоятельное обучение – выполнение обязательной программы, но в последовательности, выбранной учеником. Плюс получение дополнительной информации в зависимости от интереса.

1. Объяснение материала учителем. Выполнение программы строго по страницам учебника.

2. Индивидуальное обучение – каждый ученик имеет собственную программу обучения и собственный способ ее реализации.

2. Общее обучение – весь класс выполняет одинаковую программу, данную учителем.

3. Учитель выступает в роли консультанта.

3. Учитель является преподавателем.

4. Подготовка к самостоятельной жизни реализуется в том, что ученики проектной деятельности сами строят процесс обучения, сами учатся, сами представляют проект.

4. Обычная преподавательская работа реализуется через передачу материала учителем детям.

6. «Погружение» в предмет – работа над проектом, рассчитанная на несколько часов.

6. Преподавание осуществляется следующим образом: учитель объясняет тему, ученики конспектируют, решают примеры (применяют знания на практике). Рамки времени строго ограничены.

В чем плюсы проектной деятельности.

1.  Развивает чувство ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе.

2. Создает для ученика «ситуацию успеха»; учащийся чувствует себя значимым, успешным, нужным, способным преодолевать различные трудности.

3. Ученик получает знания самостоятельно, становится в роли «добытчика знаний».

4. Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах доверия, сотрудничества. При такой организации деятельности ученик чувствует себя самостоятельным, развивает свои организаторские, творческие, коммуникативные способности.

Методические рекомендации по проведению проектных уроков

I. Вводный этап:

Формирование проектных групп, постановка целей, задач проектных работ, формулировка гипотезы и проблемы исследования, составление индивидуальных планов работы над проектами. Если учащиеся знакомы с методом проектов, то можно предложить в качестве домашнего задания подумать над основополагающим вопросом, названием проекта и направлениями исследования, а на следующем уроке обсудить это и определиться с выбором.

II. Поисковый этап:

1. Поиск информации, имеющей отношение к проблеме исследования, систематизация материалов, подбор иллюстраций.

2. Промежуточные сообщения учащихся о ходе работ.

3. Индивидуальные или групповые консультации: помощь в систематизации и обобщении материалов, помощь в оформлении проекта.

III. Обобщающий этап.

1. Проверка результатов.

2. Оформление работы.

3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

4. Репетиционно - консультационное занятие:

- "предзащита" проектов.

- подготовка к публичной защите проектов

IV. Защита (презентация проектов) - представление результатов деятельности. Для этого используются различные формы урока или занятия. Оценка работы по проекту.

        Критерии оценивания результатов работы учащихся

Для рейтинговой оценки перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 – 100 баллов – «5»;

70 – 85 баллов – «4»;

50 – 70 баллов – «3»;

менее 50 баллов – «2».

Достигнутый  результат

  (из 15 баллов)

Оформление

 (из 15 баллов)

Защита

Процесс проектирования

Представление

(из 15 баллов)

Ответы на вопрос

(из 15 баллов)

Интеллектуальная

активность

 (из 10 баллов)

Творчество

 (из 10 баллов)

Практическая

 деятельность

(из 10 баллов)

Умение работать

в команде

(из 10 баллов)

Самооценка

Педагог

Коллеги по команде

(классу)

          Проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Руководитель определяет это в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от уровня  сформированности  проектных умений и навыков.

        Наибольшая продуктивность метода проектов достигается на уроках «открытия нового знания», где ученикам предлагается при выполнении действий обнаружить несоответствие имеющихся у них знаний поставленной задаче, выявить проблему и в результате поисковой исследовательской деятельности вывести и сформулировать новые правила.

         Хорошие результаты дает метод проектов при обобщении и систематизации полученных знаний и подготовки к контрольной работе. Ученики с интересом и увлечением составляют примерные варианты предстоящей контрольной работы. 

          Какова же роль учителя в изучении материала по методу проектов? В зависимости от возраста учащихся роль учителя меняется. Если в 5 классе учащимся постоянно была нужна  помощь: помочь в поиске необходимой информации, научить отобрать нужный материал, составить вопросы для обсуждения и провести анализ полученных данных, то, работая с учащимися старших классов, Учитель выступает только в роли организатора.

            В процессе проектной деятельности на уроках математики создаюся условия для формирования следующих компетенций:

1. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
– умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; 
– умение находить несколько вариантов решения проблемы;
– умение выдвигать гипотезы;
– умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умения коллективного планирования;
– умение взаимодействовать с любым партнёром;
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

3. Менеджерские умения и навыки:

– умение проектировать процесс;
– умение планировать деятельность, время, ресурсы;
– умение принимать решения и прогнозировать их последствия; 
– навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения:

– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс.

5. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления;
– артистические умения;
– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы.

             При обсуждении результатов работы дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии. Практический опыт, полученный учащимися в планировании, формулировании научной проблемы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, будет им необходим для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

             Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

             Конечно, метод проектов требует больших затрат личного времени учителя для подготовки материалов для урока, планирования заданий, составления карточек для работы, постоянного самообразования. Но, сегодня уже трудно себе представить школу настоящего и будущего без школы проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...