Метод. реком. по работе с одар. детьми
материал по математике на тему

Пешкова Татьяна Владимировна

Метод. реком. по работе с одар. детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._po_rabote_s_odar._detmi.docx67.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации предназначены для педагогов, заинтересованных в организации работы с одаренными детьми и могут являться основой для написания авторской программы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года была принята Концепция развития математического образования в РФ. В целях и задачах Концепции говорится о том, что нужно обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию все условия для развития и применения способностей, популяризировать математические знания и математическое образование, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов, в том числе в электронном формате, применение современных технологий. В основных направления реализации Концепции говориться о том, что математическое образование должно:

  • Представлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
  • Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне.
  • Обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования.
  • Необходимо предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей, системы математических соревнований.

Чтобы обеспечить новый уровень математического образования в настоящее время надо направить свои усилия на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях.Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящих, имеющих способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться.

В 1998 году издана «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей

Задачи

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Развитие творческих способностей на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности.
  • Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Главной задачей, таким образом, становится необходимость  развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной  одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Основные направления работы с одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей
  • Создание банка данных «Одаренные дети»
  • Внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий
  • Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся
  • Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности, позволяющей демонстрировать школьникам свои достижения на олимпиадах различных уровней, конкурсах, соревнованиях
  • Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с дальнейшим выходом на конференции различных уровней

Этапы, формы и методы работы с одаренными детьми

1.Аналитический. Выявление одаренных детей

Прежде всего их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. (Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный портрет»(А.Савенков), методика «Карта одаренности»(А.Савенков) и др.). Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей.(Методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.).

2.Развитие творческих способностей на уроке

Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов в условиях деления класса на подгруппы при изучении математики. Задача педагогов сформировать и углубить способности учеников реализуется с помощью педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские,проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Главная цель не научить, а заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин, а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере. Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий. В настоящее время с внедрением в жизнь новых информационных технологий, дистанционного обучения можно говорить о решении проблемы объединения, глобализации образования одаренных во всем мире на качественно новый уровень.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Для проведения курсов по выбору можно пользоваться следующими учебными пособиями:

  1. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Многоугольники. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.
  2.  И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Кривые. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.
  3. Семенко Е.А. Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003;
  4. Курсы по выбору на этапе предпрофильной подготовки. Математика. Физика. Информатика /под ред. Семенко Е. А.- Краснодар: Просвещение – Юг, 2004.
  5. Сукманюк В. Н. Решение задач с параметрами (метод «графический-классический» 9 класс): учеб. пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.
  6.  Васильева И. В. Теория чисел в школьном курсе математики. – Краснодар, 2011.

3.Развитие способностей во внеурочной деятельности

Основная задача помочь ребенку выбрать себе наиболее эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам. Участвовать в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Для этого посещать кружки, факультативы, творческие мастерские, спецкурсы по выбору, быть участником школьного научного общества. Работать в малой академии.  Вести исследовательскую деятельность. Работать в лекторских группах. Обучаться на авторских курсах, работать в творческих группах при ВУЗах. Школьник обучается работе с дополнительной и научной литературой, с Интернет-ресурсами,  совершенствует умение писать сначала доклады, потом рефераты, по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и в итоге выполняет исследовательскую работу, которую представляет на научно-практическую конференцию или конкурс, например, «Шаг в будущее» или выступление на Дне науки. Исследовательская работа позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.

Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены врамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов

Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Еще одна форма внеурочной работы – это организация профильных лагерей и смен для творчески одаренных детей.В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению самооценки и толчку к интеллектуальному прогрессу. Приоритет творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей.Итак, профильная смена для одаренных детей - это возможность их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов.  Это  важное звено в системе работы с одаренными детьми.

Процесс обучения одаренных должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

  1. http://www.window.edu.ru
  2. www.mccme.ru
  3. www.turgor.ru
  4. www.turlom.ru
  5. www.crdo-bernoulli.kubannet.ru
  6. www.pms.ru
  7. www.guas.info

Примерный план работы с одаренными детьми

Мероприятие

Ответственные

Этап выявления одаренных детей

1

Диагностика обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей
  • Тест ШТУР

Классные руководители, психолог

2

Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых   обучающихся.

Администрация, психолог

3

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении математики, соотношение данных результатов с результатами психолога

Психолог, учителяматематики

 

4

Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми

Администрация, руководители МО

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

Учителяматематики

6

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

Администрация, руководители МО

Развитие творческих способностей на уроке

1

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

Учителяматематики

2

Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми

Зам. директора по УВР

3

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Учителя  математики

4

Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися.

Педагоги, зам по УВР

5

 Применение   здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.

Учителя- предметники

6

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

Учителя- предметники

7

Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

Учителяматематики

8

Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

Учителя   предметники

9

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

Администрация, учителяматематики

10

Ведение   элективных и факультативных курсов

Учителя математики

11

 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

Администрация, руководители МО

12

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

Библиотекарь
учителя- предметники

Развитие способностей во внеурочной деятельности

1

Привлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по математике, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

Учителя математики, администрация

2

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям по математике

Учителя математики, администрация

3

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Администрация, учителя – предметники

4

Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.

Учителя – предметники, психолог, администрация

5

 Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. Центр одаренных школьников ОГКОУ ДОД КО ЦДОД «Одаренные школьники»

www.cdoosh-kos.ru

Учителя математики, педагоги дополнительного  образования.

6

 Подготовка и проведение предметных недель и декадпо математике в школе

Учителя математики, руководители МО

7

 Активизация работы научного общества обучающихся и учителей

Администрация, учителя математики

8

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

Учителя математики

9

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

Учителяматематики

Участие в международных играх. Игра «Кенгуру» и др.

Учителя математики, администрация

10

Участие в городском «Дне науки»

Учителя математики, педагоги дополнительного образования

11

Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года»

Учителя – предметники, администрация

12

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Администрация, учителяматематики

13

Участие во всероссийских конкурсах по математике

Учителя математики, руководители МО

14

Участие в районном летнем лагере для одаренных детей

Педагоги дополнительного образования, учителя математики

15

Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся.

Администрация, руководители МО

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

Руководители МО, учителяматематики

17

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

Администрация, руководители МО

18

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

Учителя предметники, руководители МО

Формы проведения мониторинга одаренных детей

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений обучающихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми

На педсовете

Творческие отчеты кружков

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану

Проектная деятельность

По годовому плану

Показатели результативности работы с одаренными детьми

  • Наличие базы данных
  • Наличие индивидуальных программ по работе с одаренными детьми
  • Участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах
  • Наличие НОУ (научного общества учащихся)
  • Создание портфолио выпускника школы

Список литературыпо диагностике одаренности

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» [Текст] И. С. Аверина, Е. И. Щебланова. –  М., 1996.

2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта  [Текст] // Психология мышления. Дж. Гилфорд. – М., 1965.

3. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [Текст]: Пособие для школьных психологов. – М., 1995.

4. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] Н. С. Лейтес – М., 2001.
6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности [Текст] А. М. Матюшкин. – М.,1992.
7. Рабочая концепция одаренности [Текст]  – М., 1998.
8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]  – М., 2000.
9. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст]  – М.,1997.
10. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления [Текст] –  Е. Е. Туник. Креативные тесты. СПб.:, 2002.
11. Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных [Текст]  Е. Е. Туник. – СПб: Речь, 2009.
12. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности [Текст] Е. И.  Щебланова // Вопросы  психологии. - 1996.- №1.- с.97.

Библиография

по теме «Выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей»

  1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М.,  Шлихунов В.Н.  Учитесь мыслить нестандартно. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Альтшуллер С.Г. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.
  3. Антонова А.Е. Одаренность: опыт исторического и сравнительного анализа / Монография. – Житомир: Житомир. гос. ун-т, 2005.
  4. Антонова Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности. – Вектор науки ТГУ. – № 2(2), 2010.
  5. Артемьева Лариса. Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребёнком индиго. — АСТ ПраймЕврознак, 2008. — 152 с. 
  6. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. – Москва, 1997.
  7. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии для одаренных. // Одаренный ребенок, 2004, № 2, с. 6-39.

  1. Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одарённости  детей и подростков. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.31-46.

  1. Бейнарович Е.Л. Под знаком индиго. — Одесса: Астропринт, 2009. — 211 с. 

  1. Белимов Геннадий. Дети индиго в России. Вундеркинды третьего тысячелетия. — Вече, 2008. — 416 с.

  1. Белова Е.С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать / Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд. М.: Флинта, 2004. – 144с.

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. – Москва, 2007.

  1. Березина А., Артемьева Л. Большая книга о детях индиго. — Москва: АСТ, 2008. — 256 с. 

  1. Богоявленская Д.Б. Еще раз о «Креативном поле» // Российский психол. журнал. – 2004, №2, т.1. – с.70-80.

  1. Богоявленская Д.Б. Ещё раз о понятии одаренность.– М.: Психологический институт РАО, 2011.

  1. Богоявленская Д.Б. Над небом голубым // Психол. журнал, 1998. – № 2, с.61-72.

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: рабочая концепция // Библиотека «Одаренные дети» (Отв.редактор, составит.) – М., 2002.– 12,0 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: актуальные проблемы // Учитель – ученик: Проблемы, поиски, находки. – № 22, 2000.

  1. Богоявленская Д.Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности». // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. – М. 2003. – С.20-27. 

  1. Богоявленская Д.Б. Отечественные подходы в понимании природы способностей и одаренности // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. –Ярославль, 2003. – с.23-26.

  1. Богоявленская Д.Б. Природа мышления как процесса // Московская психологическая школа. т.1, (1) – М., 2004.– с.307-314.

  1. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы // Вопросы психологии . Выпуск 1 — М.: МИОО, 2005. –176 с.

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творчества на рубеже XXI века // Мат-лы Юбилейной сессии ПИ РАО. – 1999. – с.25-35.

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – 20 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Педагогические системы: “Одаренные дети”. (Научный редактор). – М., 2000. –10 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. (Отв.ред.) – МО, М., 1998, 2003. – 3,5п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности – в практику образования. (Науч.ред.) // Одаренный ребенок, 2004. – №№ 4-6. – 24 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Теоретические основы исследования и развития творческих способностей // Проектная и исследовательская деятельность учащихся. – М.:МКО, 2002.

  1. Богоявленская Д.Б. Творчество и нравственность/ Мат-лыконф. «Христианство-2000». – С. 201-205.

  1. Богоявленская Д.Б. Президентская программа «Одаренные дети» в действии. // Одаренный ребенок. –М., 2002, №3. – с.6-13.

  1. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности // Психологическая диагностика. –2004, №3.– с.3-19.

  1. Богоявленская Д.Б. Учитель – ученик: Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. (Научный редактор). – М., № 22, 2000. –16 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности // Психология. –2004, № 2.– с.54-65. 

  1. Богоявленская М.Е. Природа «проблем»  одарённых. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.74-83.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации.// Психологическая наука и образование, 2000, № 4. – с. 5-14.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Проблемы идентификации одаренности // Пед.процесс как культурная деятельность. – Самара, 2000. с.15-18.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Проблемы трансляции метода «Креативное поле». // Психолого-педагогические проблемы одаренности. – Иркутск, 2001. – с.23-27.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности.  – НИИОО, 2005. – 10 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Горячева Т.Г. Анализ регуляторной сферы одаренных детей // Мат-лыконф. «Одареннсть: рабочая концепция». – Самара, 2000. – с.125-130.

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Никитина Г.С. Одаренность: теории и технологии // Учитель – ученик: Проблемы, поиски, находки. – 2000, № 22. 

  1. Богоявленская Д.Б., Калиш И.В. Одаренность: методологические и социально-педагогичесиеские аспекты развития. / По мат. Межд.конф. (Научн. редактор). – Воронеж, январь 2002. – 15 п.л.

  1. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. (Отв.ред.). Одаренность: рабочая концепция. / Ежегодник РПО. Т.8. – Самара, 2000. –18 п.л.

  1. Бородюк Н.Р. Секреты адаптации. – Москва, 2000.

  1. Введенский В.  Н. Одаренный ребенок. Что с ним делать //Директор школы.-2005, №3.-с.79-82.

  1. Вишнякова Н.Ф.  Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Мн.,1995. – 240с.

  1. Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе «школа – ВУЗ». // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-152.

  1. Гегенкамп Каролина. Энциклопедия индиго. — Москва: София, 2007. — С. 288. 

  1. Гегенкамп Каролина. Феномен Индиго: Дети нового времени.— Москва: София, 2007. — С. 288.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

  1. Гущина Т.Н. Развитие субъективности старшеклассника. – Ярославль, 2011.

  1. ДавыдовА.А. Коэффициент интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие. – 2010.

  1. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. – Москва, 1997.

  1. Дженкинс П. Дети Индиго. Воспитание духовности у детей. — Москва: София, 2007. — 224 с.

  1. Добровский А.И. 10000 советов по развитию одаренности детей. – Москва, 1997.

  1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей. – М.: Бином, 2008 .

  1. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.

  1. Земун Юрий. Этерлинг. Версия чуда. Дети Индиго в России. — Сова, 2007. — 160 с.

  1. Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально одарённых младших школьников. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.36-42.

  1. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда –СПб.: Кристалл, 1996.

  1. Коноплёва Н. Легко ли быть вундеркиндом ? // Директор школы.- 2004, №3.-с.54-59.

  1. Корниенко Е.Е.  Самооценка детей с признаками одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 5. – с.90-93.

  1. Косова В. Конкурс «Ученик года» как форма работы с одарёнными школьниками. // Народное образование. – 2005,№5. – с.174-177.

  1. Кузина И.В. Художественная публицистика XIX-XX веков.– Программа элективного курса для одаренных детей.

  1. Кузина И.В.,Миронычева В.Ф. Совершенствование речевой деятельности одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – 2005,№3. – с.73-90.

  1. Кулемзина А.  Отношения: одаренный ребенок — образовательная система.

  1. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика.- 2003, №6.- с.27-32.

  1. Куртышева М. Дети Индиго — будущее человечества. — СПб: Питер, 2008. — 208 с.

  1. Ларионова Л.И.  Проблема обучения одарённых  детей . // Одарённый ребёнок. – 2004, № 6. – с.122-128.

  1. Лебедева В.П. Учителю об одаренных детях. – Москва, 1997.

  1. Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. — Торобоан, 2007. — 416 с.

  1. Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – Москва, 1997.

  1. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе.

  1. Литвиненко С.В. Взгляд на детскую одарённость. // Начальное образование. – 2004, №3.

  1. Литвинова А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся.

  1. Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В., Федоровская Е.О. Развитие системы поддержки талантливых детей.

  1. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются // Общество и способности человека / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.

  1. Методы диагностики одарённости у детей / Под ред. Н.А.Цыркун. –  Мн.: Национальный институт образования, 1995. – 114с.

  1. Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста. М.: Мирея, 2005. –165 с.

  1. Мирошникова Г.Н. Развитие творческих способностей ребёнка средствами иностранного языка. // Одарённый ребёнок. – 2005, №1. – с.52-65.

  1. Мищиха Л.П. Психология творчества /Учеб. пос.– М.: Гостинец, 2007.

  1. Модель взаимодействия учреждений общего образования с ВУЗами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей. – Ярославль, 2011.

  1. Моренко Е.С. Становление личности творчески одарённого ребёнка. // Одарённый ребёнок. – 2005, №1. – с.76-80.

  1. Новиков А. Постиндустриальное образование. – Москва, 2008.

  1. Одаренный ребенок. / Журнал, выходит 6 раз в год.– Подписной индекс в каталоге "Роспечать"– 80615, раздел "Образование".–Электронный адрес: odar_rebenok@mail.ru

  1. Пассоу А.Г. Обучение одарённых детей. // Воспитание школьников. – 2004, №2.-с.47-51

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Академия», 2007.

  1. Психология одарённости детей и подростков / Под ред.Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.

  1. Психология одарённости: от теории к практике / Под ред.Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 80с.

  1. Пятая соросовская олимпиада школьников, 1998-99. – М.: МЦНМО, 1999.

  1. Рабочая концепция одаренности. – М.: Магистр, 1998; МО, 2003.

  1. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамах организации внеурочной деятельности. Методические рекомендации. – Ярославль, 2011.

  1. Роль инновационных школ-интернатов в обучении одаренных детей из сельской местности. – Белгород, 2003.

  1. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы // Одаренный ребенок, 2011, № 2. –С.16-38.

  1. Савенков А. «Дети Индиго»: осторожно — мистификация. /Александр Савенков, доктор психологических наук, доктор педагогических наук.// Газета «Школьный психолог», № 4-5, 2007.

  1. Савенков А.И.  Концепция социального интеллекта.

  1. Савенков А.И.  Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия. 2000. – 232с.

  1. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 208с.

  1. Савенков А.И. У колыбели гения. – М.: Пед.общество России, 2000. – 224с.

  1. Савенков А.И., Нарикбаева Л.М. Интеллект, ведующий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста.

  1. Савченко Н.В. Влияние «эффекта олимпиады» на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. – 2004, № 4. – с.60-62.

  1. Синягина Н.Ю. Роль педагога в развитии одаренности младшего школьника.

  1. Сусоколова И.А. Исследование мотивации. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.54-57.

  1. Сухоплюева И.Н. Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку.

  1. Тадеев ПА. Одаренность и творчество личности: Американский подход / Монография. – М.: Ранок, 2008.

  1. Теплов Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.– с. 136.

  1. Толмачёва Н.А.  Одарённость как педагогический и психологический  феномен.// Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.58-59.

  1. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2004. – С. 11-29.

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

  1. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39.
  2. Шадриков В.Д. Развитие познавательных способностей. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.6-12.
  3. Штерн В. Умственная одарённость. – СПб : Союз, 1997. – 128с.

  1. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей младшего школьного возраста. // Одарённый ребёнок. – 2004, №5. – с.98-103.

  1. Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – 2005,№3. – с.8-50.

  1. Юркевич В.С.  Работа психолога с одарёнными детьми и подростками.  // одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.16-24.

  1. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. – 2005, № 3 (4), июль—сентябрь. –С. 4-10.

  1. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками.

  1. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – Москва, 1997.

Используемые Интернет-ресурсы

  1. http://www.odardeti.ru
  2. http://rosolymp.ru
  3. http://imo-official.org
  4. http://mmmf.math.msu.su
  5. www.mccme.ru
  6. www.turgor.ru
  7. www.turlom.ru
  8. www.crdo-bernoulli.kubannet.ru
  9. www.pms.ru
  10. www.guas.info
  11. www.cdoosh-kos.ru

Литература

12. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.

13. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

14. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3.

16. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.

17.Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Использование различных методов работы с одарёнными детьми...

Методы и формы работы с одарёнными детьми учителя иностранных языков

Одной  из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Сейчас наша школа работает по федеральному  государственному образователь...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

ДОКЛАД "МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"...

Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"

В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...