Урок "Единицы времени"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Баяринова Елена Алексеевна

Конспект урока математики по учебнику С.М. Никольского. "Математика 5-й класс" по теме: "Единицы времени"(ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_edinitsy_vremeni_5_kl.docx77.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики по учебнику С.М. Никольского.

"Математика. 5-й класс" по теме: "Единицы времени"(ФГОС)

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования  понятий: «Время», «Единицы времени».
  2. Закрепить умение выражать одни единицы времени через другие.
  3. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия материала: сравнение, анализ, обоснование.
  4. Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения.
  5. Формировать предметные учебные действия: познавательного, личностного, коммуникативного, регулятивного характера.

Универсальные учебные действия:

  • Предметные

Научить в процессе реальной ситуации использовать смешанные единицы измерения времени, выражать одни единицы времени через другие.

  • Познавательные

Научить устанавливать причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные и личностные

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

  • Регулятивные

Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им

.

Форма работы обучающихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: проектор, ПК, наглядный и раздаточный материал для работы в парах и группах.

Ход урока

1.Орг момент. Психологический настрой учащихся.

(Слайд 1) Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич  сказал:

« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

-Эти слова будут эпиграфом  нашего сегодняшнего урока.

 -Как вы их понимаете?

-Какова же цель нашего урока?

(развивать внимание, тренировать свой мозг, волю, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Работа в группах

  1. Предлагаю вам разгадать кроссворд и  прочитать ключевое слово.

(все слова вписываются по горизонтали)     слайды 2-10

1.промежуток времени в 100лет

2.отрезок длиной 100см

3.масса предмета в 1000г

4.отрезок длиной 10см

5. время в 6о минут

6.расстояние в 1000км

7.единица времени, в 60 раз меньше часа

8.самая маленькая единица массы

-Какое ключевое слово получилось? (величина)

-А что такое величина?

(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)

- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)

- С какими из этих величин мы уже знакомились? (длина, масса)

-О каких величинах мы еще с вами не говорили? (век, час)

-К каким единицам они относятся? (время)

3.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

-Определите тему нашего урока. (слайд 11)

-Записываем в тетради число, тему урока.

4. Открытие нового знания.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом.

(слайд 12)

Нет времени.

Время летит.

Время как резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

 Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы.(слайд 13)

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду.

 (слайд 14)

-Какие вы знаете единицы измерения времени?

  Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.

  Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря  2100г.

  Год – промежуток времени, приблизительно равный  периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

  Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

  Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке.

(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)

  Сутки – единица времени, равная 24ч.

  Час – единица времени, равная 60 мин.

  Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

  Секунда – единица времени, от латинского «второе деление».

 (слайд №  15 ) записать в тетрадь.

А еще есть такие единицы времени, как квартал и декада. (слайд 16)

Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.

  1. Работа в парах

Восстановите  правильную последовательность:

1век                        60 с  

1год                         60мин

                                7 суток        

1 сут                          24ч                        

1ч                            30 сут.  или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)                                              

1 мин                      100 лет                                              

1 неделя                365 или 366 суток

1 месяц                12мес

(Данные листочки предложены детям и используется слайд № 17)

для проверки (слайд № 18)- записать в тетрадь.

(слайд 19)

Один год составляет 365 суток и 6 часов.

 По действующему сейчас во всем мире календарю считается, что год содержит 365 суток. Прибавка в 6 часов в течении 4 лет составляет целые сутки, которые добавляют к каждому четвертому году. Считается, что если номер года делится на 4, то год содержит 366 суток. Такой год называют високосным.

Записать в тетрадь: високосный год – 366 дней.

  1. Физминутка.

Для физминутки – игра «Верю – не верю»

  1. Метр- единица длины      +
  2. В марте 15 дней                 -
  3. Самолет летит 1 неделю    -
  4. В сутках 24 часа                     +
  5. В 1 центнере 100 кг              +
  6. 1 яблоко весит 2 тонны        -
  1. Закрепление
  1. Используя таблицу, которую вы составили вырази:

(слайд 20)

  1. в сутках: 48ч, 96ч;
  2. в часах: 2 сут., 120 мин;
  3. в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
  4. в годах: 60 мес., 84 мес.
  5. в  секундах: 5 мин, 16мин;
  6. в минутах: 600с, 5ч.

(слайд 21)

  1. Работа по учебнику.

№522, 525(б,г), 521 (2 столбик).

8. Итог урока. Рефлексия.

Закончите предложение:

-Сегодня я узнал…

-Оказывается, что…

9. Выставление оценок за урок.  Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Тест на проверку времен английского глагола и согласование времен

Можно использовать в классах, в которых прошли все времена...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия»....