Внеклассное мероприятие
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для 5класса по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-соревнование

        

«Вычисления с натуральными числами»

Для учащихся 5 классов.

Цели: повысить познавательную активность учащихся, создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, формировать умение действовать в нестандартной ситуации, воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу, развивать умение говорить, составлять и задавать вопросы; развивать интерес к математике, обогатить коммуникативный и регулятивный опыт детей.

Это внеклассное мероприятие можно провести для учащихся параллельных классов или внутри одного класса.

1.Целевая аудитория игры. Игра проводится для школьников 5-х классов. В соревнованиях принимают участие три команды по 10 человек.

2.Типаж игры: игра-соревнование.

3. Оборудование: доска, маркеры, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран или интерактивная доска), часы, указка, раздаточные материалы, листы бумаги для записей, ручки, рейтинговый лист, похвальные грамоты, призы.

4.Правила  игры:

Соревнование проводится между тремя командами. Все учащиеся, принимающие активное участие в игре, получают призы по номинациям (самый эрудированный, самый быстрый, самый активный).

Команды-победители награждаются грамотами. Во время игры необходимо:

- дружно принимать участие;

- внимательно слушать ответы товарищей по команде или соперников;

- не мешать друг другу при ответах.

За нарушение дисциплины у команды снимаются очки (1 замечание – 1 очко, 2 – 2 очка и т. д.).

За ходом соревнований следит жюри, в состав которого входят учителя математики, старшеклассники.

5.Информационная поддержка: разместить материалы на школьном сайте, в школьных СМИ.

Этапы проведения игры

Цели и задачи этапа

1.Организационный момент

Целеполагание. Прогнозирование.

2.Разминка

Развитие умений применять математические знания, воспитание навыков учебной деятельности (внимательность, аккуратность, сообразительность), развитие чувств толерантности, эмпатии.

3. Бег с прицелом

Формирование умения коллективного взаимодействия (коммуникативные УУД).

4. Кто быстрее?

 Закрепление алгоритмов решения уравнений на все действия с натуральными числами. Воспитание умения вовремя включиться в работу, внимательно выполнять задание, принимать совместное решение и нести ответственность за полученный результат.

Применение технологии работы в  парах.

5.Кто сильнее?

Формирование умений рассуждать, анализировать, выбирать алгоритм решения задач; развитие коммуникативных умений сотрудничества и кооперации.

6.Угадай имя математика.

Развитие внимательности, способностей наблюдать,  сравнивать, выполнять задания с выбором ответа. Формирование представления о значимости математики, расширение кругозора учащихся.

7.Подведение итогов

Оценивание результатов собственной деятельности на основе заданных критериев, анализ сильных и слабых сторон полученного результата. Формирование умений воспринимать критику и использовать рекомендации других (рефлексия).


Подготовить для проведения игры:

1) Карточки с примерами для разминки.

1-я команда

2-я команда

3-я команда

2000 – 1100

: 30

+ 303

: 3

∙ 5

+ 145

: 20

– 35

∙ 128

+ 378

900

30

333

111

555

700

35

0

0

378

300 ∙ 2

– 420

: 9

+ 750

: 11

∙ 6

– 380

– 39

∙ 276

+ 24

600

180

20

770

70

420

40

1

276

300

348 + 460

∙ 2

: 4

– 399

∙23

+ 505

: 10

– 41

: 21

+ 1000

808

1616

404

5

115

620

62

21

1

1001

2) Таблицу натуральных чисел, ячейки которой вразброс раскрашиваются в четыре цвета: синий, зеленый, красный, желтый (на половине листа ватмана).

30

22

35

49

31

27

18

43

12

23

8

40

19

45

9

6

33

5

39

46

46

11

34

25

50

42

7

47

4

15

41

36

28

3

21

2

10

44

26

37

24

13

1

14

38

32

20

48

29

17

3) Четыре одинаковые карточки с уравнениями, одна из которых с ответами (для проверки ).

  1. 358 – y = 263;
  2. 844 + c = 943;
  3. 12 ∙ x = 144;
  4. a : 9 = 12;
  5. 789 + d = 906;
  6. 180 : c = 15;
  7. 1036 – y = 693;
  8. 13 ∙ x = 1404.
  9. 435 : x = 29;
  10. 4 ∙ y = 380;
  1. 95
  2. 99
  3. 12
  4. 108
  5. 117
  6. 12
  7. 343
  8. 108
  9. 15
  10. 95

4) Четыре одинаковые карточки с задачами, одна из которых с ответами (для проверки ).

Задача № 1 (3 балла)

У Маши в карманах поместилось 13 камешков, а Света в карманы разместила в 2 раза больше камешков. Сколько всего камешков собрали девочки?

                                      Задача № 2 (3 балла)

Толик собрал 26 грецких орехов, что на 9 орехов больше, чем собрал Костя. Сколько всего орехов собрали мальчики?

Задача № 3 (3 балла)

Петя в хлебном магазине купил булку за 10  рублей, что в 2 раза дешевле, чем он заплатил за буханку хлеба. Еще Петя купил батон, который на 1 рубль дешевле буханки хлеба. Сколько денег заплатил Петя за свою покупку?  (Ответ дайте в рублях)

Задача № 4 (4 балла)

Собственная скорость катера 30 км/ч, а скорость течения 2 км/ч, какое расстояние пройдет катер за 3 часа против течения?

Задача № 5 (5 баллов)

Паром прошел расстояние 40 км за 8 часов. Найдите собственную скорость парома, если он двигался по течению, а скорость течения 1 км/ч.

Ответы и решения:

Задача № 1.                  13*2+13=39 (камешков) – собрали обе девочки

Ответ: 39 камешков.

Задача № 2.                   26-9+26=43 (орехов) – собрали мальчики

Ответ: 43 ореха.

Задача № 3.                   10+10*2+(20-1)=49 (рублей) – заплатил Петя

Ответ: 49 рублей.

Задача № 4.                   (30-2)*3=84 (км) – путь катера

Ответ: 84 км.

Задача № 5.                   40:8-1=4 (км/ч) – собственная скорость парома

Ответ: 4 км/ч.

5) Четыре одинаковые карточки с примерами, одна из которых с ответами (для проверки ).

1. 43 974 + 284 371

2. 38 222 – 19 709

3. 282 ∙ 420

4. 80 578 + 6 877

5. 2 057 ∙ 9

6. 20 496 : 48

7. 15 405 + 3 108

8. 39 234 : 78

9. 253 857 – 235 344

10. 106 ∙ 54

328 345 (К)

18513 (О)

118440 (Л)

87455 (М)

18513 (О)

427 (Г)

18513 (О)

503 (Р)

18513 (О)

5724 (В)


328 345

К

25 486

А

503

Р

69 578

Ф

3 547 686

Ц

6 587

Б

118440

Л

256

И

18513

О

154 897

Е

87455

М

8 754 666

Д

755 496

Ж

78 995 554

Ш

4 566 211

У

245

Э

4 586

Х

427

Г

5724

В

989 561

Я

6) Красиво оформленный лист рейтинга для подведения итогов соревнований трех команд. Для награждения приготовить грамоты и сладкие призы.


Ход игры

I. Организационный момент.

  1. Рассадка команд по местам.
  2. Представление членов жюри (учителя школы).

3. Представление помощников (учащиеся 10 классов).

4.Сообщаются условия и правила игры (слайд № 4).

5.Вывешивается рейтинговый лист (слайд № 5).

Рейтинговый лист

1-я команда

2-я команда

3-я команда

1. Бег с прицелом.

2. Кто быстрее?

3. Кто сильнее?

4. Угадай имя математика.

Итог:

Разминка. (Слайды № 6, № 7)

Для разминки проводится устный счет.

Учитель каждой команде раздаёт карточки с примеры, расположенными по цепочке (ответ, полученный в первом примере, является первым числом ко второму примеру и т.д.),  первый участник команды выполняет первое задание, записывает ответ и передаёт карточку второму  ученику и т.д.
В разминке должны участвовать все учащиеся команды. Помощники собирают карточки, передают их жюри, которое проверяет работу детей, начисляет баллы (за каждый верный ответ начисляется 1 балл). По итогам разминки определяется очерёдность выступления команд. Начинает игру та команда, которая наберёт больше баллов во время разминки. Последней будет выступать команда, набравшая меньше всего баллов. Помощник суммирует результаты и заносит их в рейтинговый лист.

1. Бег с прицелом (слайд № 8).

К доске выходят по два участника от каждой команды. На доску вывешивается плакат. Одному участнику завязывают глаза и дают в руку указку. Ведущий называет число, участник с завязанными глазами должен найти это число. Товарищ по команде даёт  указания «Левее», «Правее», «Вверх», «Вниз». Помощник следит за временем. На поиски числа каждой команде дается максимальное время - 3 минуты. Той команде, участник которой затратил на поиски числа меньше всех времени, дается три очка. Следующей команде дается два очка. Команде, занявшей последнее место, дается одно очко. Если число за отведенное время не найдено, команда очков не получает. По окончании этапа помощник подсчитывает очки, заносит их в рейтинговую таблицу.


2. Кто быстрее? (Слайды № 9, № 10)

Команда разбивается на пары. Каждой паре выдаётся карточка, где записаны два уравнения. Важно выполнить задание не только быстро, но и правильно. По команде учителя дети решают уравнения, записывают результат на карточке и передают карточки жюри. Та команда, которая выполнит все задания быстрее всех, за скорость получит три очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получит два очка. Команде, сдавшей карточку последней, начисляется 1 очко. Каждый правильный ответ приносит команде одно очко.

После окончания конкурса «Кто быстрее?» помощник учителя собирает карточки, передаёт их жюри, по заранее приготовленным учителем шаблонам жюри проверяет ответы и подсчитывает общее количество очков, полученных каждой командой.

Во время проверки примеров и подсчета баллов проводится блиц-опрос с болельщиками. (Назвать пословицы,  которые содержат числа. Например, «Семь раз отмерь, один раз отрежь») Команда, болельщики которой назвали больше всего пословиц, получает 3 очка, следующий результат оценивается в два очка, третий результат оценивается в одно очко.

3. Кто сильнее? (Слайды № 11, № 12)

Каждой команде дается карточка, где записаны условия 5 задач разной сложности.  Первая, вторая и третья задача имеет сложность три очка каждая. Четвертая задача имеет сложность 4 очка, а пятая – 5 очков.

После раздачи всех карточек на решение всех задач дается время (10 минут). Внутри команды дети распределяют задачи между собой. При этом учатся работать в коллективе, распределять обязанности, принимать совместное решение и нести ответственность за результаты деятельности. По истечении времени жюри проверяет ответы. После проверки заданий в каждой команде помощник подсчитывает баллы, которые набрала каждая команда, заносит их в рейтинговый лист и объявляет общий счет.

4. Угадай имя математика.

Заключительное соревнование - угадай имя математика.

Вопрос:

Какому великому математику принадлежит данное высказывание «Математика - это то, посредством чего люди управляют природой и собой». (Колмогоров) Слайд № 13.

Каждой команде выдаётся карточка с пронумерованными примерами и таблица с числами, каждому числу в соответствие поставлена буква. Нужно решить пример, полученный ответ найти в данной таблице, записать соответствующие буквы. За каждую правильную букву даётся 1 очко. Максимальное количество очков – 10.

Учитель рассказывает учащимся  о Колмогорове, зачитывает высказывание, записанное на слайде № 14.

5. Подведение итогов.

- Распределить места, согласно результатам игры. И наградить похвальными грамотами команды.

- Оценить работу отдельных учащихся, наградить грамотами по номинациям: «Самый быстрый», «Самый эрудированный», «Самый активный».

Рефлексия:

(Оценивание результатов собственной деятельности на основе заданных критериев, анализ сильных и слабых сторон полученного результата)

Ведущий задает вопросы:

- Ребята! Вам понравилась игра?

- Какой этап игры вам особенно был интересен?

- Следует ли проводить такие мероприятия в будущем?

Всем спасибо. Все свободны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-соревнование «Вычисления с натуральными числами» Для учащихся 5 классов.

Слайд 2

Цели: формировать умение действовать в нестандартной ситуации; воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу; развивать умение говорить, составлять и задавать вопросы; развивать интерес к математике.

Слайд 3

Правила игры: 1) Соревнование проводится между тремя командами. 2) Во время игры необходимо: - дружно принимать участие; - внимательно слушать ответы; - не мешать друг другу при ответах. 3) За нарушение дисциплины с команды снимаются очки (1 замечание – 1 очко, 2 – 2 очка и т. д.). 4) Все учащиеся, принимающие активное участие в игре, получают сладкие призы. 5) Команды-победители награждаются грамотами.

Слайд 4

Рейтинговый лист 1-я команда 2-я команда 3-я команда 1.Бег с прицелом. 2. Кто быстрее? 3. Кто сильнее? 4. Угадай имя математика. Итог:

Слайд 5

Разминка (определение очерёдности выступления команд) 1-я команда 2-я команда 3-я команда 2000 – 1100 : 30 + 303 : 3 ∙ 5 + 145 : 20 – 35 ∙ 128 + 378 300 ∙ 2 – 420 : 9 + 750 : 11 ∙ 6 – 380 – 39 ∙ 276 + 24 348 + 460 ∙ 2 : 4 – 399 ∙23 + 505 : 10 – 41 : 21 + 1000

Слайд 6

Разминка (проверка ответов) 1-я команда 2-я команда 3-я команда 2000 – 1100 : 30 + 303 : 3 ∙ 5 + 145 : 20 – 35 ∙ 128 + 378 900 30 333 111 555 700 35 0 0 378 300 ∙ 2 – 420 : 9 + 750 : 11 ∙ 6 – 380 – 39 ∙ 276 + 24 600 180 20 770 70 420 40 1 276 300 348 + 460 ∙ 2 : 4 – 399 ∙23 + 505 : 10 – 41 : 21 + 1000 808 1616 404 5 115 620 62 21 1 1001

Слайд 7

1. Бег с прицелом 30 22 35 49 31 27 18 43 12 23 8 40 19 45 9 6 33 5 39 46 46 11 34 25 50 42 7 47 4 15 41 36 28 3 21 2 10 44 26 37 24 13 1 14 38 32 20 48 29 17

Слайд 8

2. Кто быстрее? 358 – y = 263; 844 + c = 943; 12 ∙ x = 144; a : 9 = 12 ; 789 + d = 906 ; 180 : c = 15 ; 1036 – y = 693; 13 ∙ x = 1404. 435 : x = 29; 4 ∙ y = 380;

Слайд 9

2. Кто быстрее? (проверка ответов) 358 – y = 263; 844 + c = 943; 12 ∙ x = 144; a : 9 = 12 ; 789 + d = 906 ; 180 : c = 15 ; 1036 – y = 693; 13 ∙ x = 1404. 435 : x = 29; 4 ∙ y = 380; 95 99 12 108 117 12 343 108 15 95

Слайд 10

3. Кто сильнее? Задача № 1 (3 балла) У Маши в карманах поместилось 13 камешков, а Света в карманы разместила в 2 раза больше камешков. Сколько всего камешков собрали девочки? Задача № 2 (3 балла) Толик собрал 26 грецких орехов, что на 9 орехов больше, чем собрал Костя. Сколько всего орехов собрали мальчики? Задача № 3 (3 балла) Петя в хлебном магазине купил булку за 10 рублей, что в 2 раза дешевле, чем он заплатил за буханку хлеба. Еще Петя купил батон, который на 1 рубль дешевле буханки хлеба. Сколько денег заплатил Петя за свою покупку? (Ответ дайте в рублях) Задача № 4 (4 балла) Собственная скорость катера 30 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. Какое расстояние пройдет катер за 3 часа против течения? Задача № 5 (5 баллов) Паром прошел расстояние 40 км за 8 часов. Найдите собственную скорость парома, если он двигался по течению, а скорость течения 1 км/ч.

Слайд 11

3. Кто сильнее? (проверка ответов) Задача № 1 (3 балла) 39 камешков собрали девочки. Задача № 2 (3 балла) 43 ореха собрали мальчики. Задача № 3 (3 балла) 49 рублей заплатил Петя за свою покупку. Задача № 4 (4 балла) 84 км пройдет катер за 3 часа против течения. Задача № 5 (5 баллов) 4 км/ч собственная скорость парома.

Слайд 12

4. Угадай имя математика 1) 43 974 + 284 371 2) 38 222 – 19 709 3) 282 ∙ 420 4) 80 578 + 6 877 5) 931 ∙ 508 6) 20 496 : 48 7) 91 103 – 8 746 8) 39 234 : 78 9) 72 ∙ 67 10) 106 ∙ 54 328 345 К 25 486 А 503 Р 69 578 Ф 3 547 686 Ц 6 587 Б 118440 Л 256 И 18513 О 154 897 Е 87455 М 8 754 666 Д 755 496 Ж 78 995 554 Ш 4 566 211 У 245 Э 4 586 Х 427 Г 5724 В 989 561 Я

Слайд 13

Ответ: Колмогоров Колмогоров Андрей Николаевич (12.04.1903 - 20.10.1987 г.) Математика - это то, посредством чего люди управляют природой и собой. (А. Колмогоров) "Андрей Николаевич принадлежал к числу тех несравненных гениев, которые украшают жизнь уже самим фактом своего существования. Одно лишь сознание того, что где-то на Земле бьется сердце человека, наделенного столь совершенным разумом и бескорыстной душой, окрыляло, дарило радость, давало силы жить, уберегало от дурных поступков и вдохновляло на благие дела".

Слайд 14

Поздравляем наших победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...