Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
рабочая программа по математике (11 класс) на тему

Кузнецова Валентина Ивановна
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в стандартных, так и в изменённых ситуациях. Данный курс позволит учащимся повторить и систематизировать большое количество материала необходимое для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в ВУЗах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_obrazovatelnye_uslugi_nuzhnoe.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Целью курса «Математика для увлеченных» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и навыки в области математики и повысить общий уровень математической культуры, который позволит им:

​ точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;

​ приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;

​ применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;

​ продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.

Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический кругозор. Предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, приобретению навыков творческого мышления.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные  навыки применения этих знаний, как в стандартных, так и в изменённых ситуациях. Данный курс позволит учащимся повторить и систематизировать большое количество материала необходимое для успешной сдачи ЕГЭ  и дальнейшего обучения в ВУЗах.

Предложенный курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале, который помогает профессиональной подготовке учащихся на высшей ступени обучения, развивает умения и навыки, необходимые для продолжения образования.

 Цели  курса:

        подготовка   успешной сдачи ЕГЭ

        углубление практических знаний, умений и навыков учащихся по алгебре и началам анализа;

        развитие познавательной активности учащихся;

        интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

        формирование навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;

        развитие устойчивого интереса учащихся к математике и любознательности при творческом подходе к решению задач.

Задачи курса:

        расширить и углубить практические и теоретические знания учащихся по математике;

        сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач, предлагаемых на ЕГЭ

        обучить учащихся приемам и методам решения задач, повышенной сложности;

        продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе;

        способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с дополнительной учебной литературой;

        помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

        научить применять знания в новых ситуациях.

Предлагаемый  курс соответствует:

        современным целям общего среднего (полного) образования;

        основным положениям концепции средней школы;

        перспективным целям математического образования в средней школе.  

Предполагаемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • овладеть методами и приемами решения задач, предлагаемых на  ЕГЭ;
  • овладеть техникой преобразований выражений, решения уравнений и неравенств, повышенной сложности;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности в области математики.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • решать текстовые задачи;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
  • решать геометрические задачи на комбинацию тел;
  • решать задания повышенного уровня сложности;
  • преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр;
  • строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций;
  • преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.
  • повысить уровень  математического и логического мышления учащихся;
  • развить навыки исследовательской деятельности.

В ходе изучения курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации.

Ведущие способы учебной деятельности:

  • лекции;
  • семинарские занятия;
  • практикумы;
  • тренинги;
  • самоподготовка, самоконтроль;
  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.

Работа курса строится на принципах: 

  • научности;
  • доступности;
  • опережающей сложности;
  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:

ИКТ, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, схемы, справочные материалы.

Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса 34 учебные недели в течение учебного года. Режим занятий:  2 раза в неделю,  т.е. 68 часов.

Содержание изучаемого курса.

Тема 1.  Уравнения,  неравенства и  их системы  (13 часов)

Различные способы решения тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений с параметром. Решение тригонометрических уравнений с модулем. Решение тригонометрических неравенств. Различные способы и методы решения логарифмических, показательных  уравнений и неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Иррациональные уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр.

Тема 2.  Функции (8 часов)

Тригонометрические функции их свойства и графики. Линейная функция, ее свойства и график. Квадратичная функция, ее свойства и график. Дробно-рациональная функция и ее график. Логарифмическая функция. Показательная функция. Нахождение области определения и области значений функций.

Тема 3.  Преобразование выражений (9 часов)

Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических выражений, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем. Находить значения всех тригонометрических функций по заданной функции. Находить значение выражений, содержащих степень с рациональным показателем.

Тема  4.  Решение текстовых задач (9 часов)

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Задачи, решаемые с помощью неравенств.

Тема 5.  Производная и ее применение. Первообразная. Интеграл (11 часов)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический смысл производной. Построение графика функции с помощью производной. Производная функции в точке. Производная сложной функции. Вычисление первообразной, определенного и неопределенного интеграла. Площадь криволинейной трапеции.

Тема 6.  Модуль и параметр (6 часов)

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр. Построение графика с модулем.

Тема7. Комбинаторика. Элементы теории вероятности (6 часов)

Перестановки, размещения, сочетания. Решение задач. Бином Ньютона. Вычисление вероятностей событий

Тема8. Решение геометрических задач (6 часов)

Многогранники, тела вращения, комбинации многогранников и тел вращения

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Уравнения,  неравенства и  их системы  

13

2

Функции

8

3

Преобразование выражений

9

4

Решение текстовых задач

9

5

Производная и ее применение. Первообразная. Интеграл

11

6

Модуль и параметр

6

7

Комбинаторика. Элементы теории вероятности

6

8

Решение геометрических задач

6

Итого

68

Требования к уровню усвоения материала

В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

1. Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.

2. Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

3. Рефлексивная деятельность.

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Формирование ключевых компетентностей:

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Рекомендуемая литература

1.        Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Сборник «Математика, профильное образование»  издательство «Учитель» 2004 г.

2.        Воронина Г.А. Практическое руководство для учителя  «Модуль. Задания с модулем»  Издательство Москва Айрис пресс 2006 год

3.        Макаров Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Дополнительные главы к школьному учебнику», Москва Просвещение, 1997г

4.        Денищева Л.О., Глазков Ю.А.и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к вступительному экзамену в ВУЗы по математике.– М.: Интеллект-Центр, 2005

5.        Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. Под ред. Фальке Л.Я. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

6.        Королева Т.М., Маркарян Е.Г., Нейман Ю.М. Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2015.

7.        Решение заданий  вступительных экзаменов по математике. – М.: Просвещение, 2004. - 76 с.

8.        Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб.пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.

9.        Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в ВУЗы: Учеб. Пособие. - М.: Дрофа, 2008. – 419с.6 ил.

10.        Сканави М.И. Полный сборник задач для поступающих в ВУЗы. Группа повышенной сложности / Под редакцией М.И. Сканави. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: Мн.: ООО «Харвест», 2006. – 624 с.: ил.

11.​ Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.:Дрофа,2010

12 ЕГЭ. Математика. Профильный уровень : типовые экзаменационные варианты / под ред. И. В. Ященко. — М. : Издательство «Национальное образование», 2018.

Интернет ресурсы

  1. fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования:  Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам 
  2. reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ. Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  3. school.edu.ru  - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
  4. examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Количество  часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Уравнения,  неравенства и  их системы   13 часов

1

Различные способы решения тригонометрических уравнений.

1

2

Различные способы решения тригонометрических уравнений.

1

3

Решение тригонометрических уравнений с параметром.

1

4

Решение тригонометрических уравнений с модулем.

1

5

Решение тригонометрических неравенств.

1

6

Различные способы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств.

1

7

Различные способы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств.

1

8

Различные способы и методы решения показательных уравнений и неравенств.

1

9

Различные способы и методы решения показательных уравнений и неравенств.

1

10

Решение неравенств методом интервалов.

1

11

Иррациональные уравнения и неравенства.

1

12

Иррациональные уравнения и неравенства.

1

13

Комбинированные системы уравнений

1

Функции  8 часов

14

Тригонометрические функции их свойства и графики.

1

15

Тригонометрические функции их свойства и графики.

1

16

Линейная функция, ее свойства и график. Квадратичная функция, ее свойства и график. Дробно-рациональная функция и ее график.

1

17

Линейная функция, ее свойства и график. Квадратичная функция, ее свойства и график. Дробно-рациональная функция и ее график.

1

18

Логарифмическая функция. Показательная функция.

1

19

Логарифмическая функция. Показательная функция.

1

20

Нахождение области определения и области значений функций.

1

21

Нахождение области определения и области значений функций.

1

Преобразование выражений  9 часов

22

Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических выражений, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем.

1

23

Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических выражений, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем.

1

24

Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических выражений, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем.

1

25

Нахождение значения всех тригонометрических функций по заданной функции. Нахождение значения выражения, содержащих степень с рациональным показателем.

1

26

Нахождение значения всех тригонометрических функций по заданной функции. Нахождение значения выражения, содержащих степень с рациональным показателем.

1

27

Нахождение значения всех тригонометрических функций по заданной функции. Нахождение значения выражения, содержащих степень с рациональным показателем.

1

28

Обучение приемам и методам преобразования иррациональных выражений

1

29

Обучение приемам и методам преобразования иррациональных выражений

1

30

Обучение приемам и методам преобразования иррациональных выражений

1

Решение текстовых задач  9 часов

31

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

32

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

33

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

34

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

35

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

36

Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы.

1

37

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

1

38

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

1

39

Задачи, решаемые с помощью неравенств

1

Производная и ее применение. Первообразная. Интеграл   11 часов

40

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной.

1

41

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной.

1

42

Физический смысл производной

1

43

Построение графика функции с помощью производной.

1

44

Построение графика функции с помощью производной.

1

45

Производная функции в точке.

1

46

Производная сложной функции.

1

47

Вычисление первообразной, определенного и неопределенного интеграла.

1

48

Вычисление первообразной, определенного и неопределенного интеграла.

1

49

Площадь криволинейной трапеции.

1

50

Площадь криволинейной трапеции.

1

Модуль и параметр  6 часов

51

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

52

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

53

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр.

1

54

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр.

1

55

Построение графика с модулем.

1

56

Построение графика с модулем.

1

Комбинаторика. Элементы теории вероятности  6 часов

57

Перестановки, размещения, сочетания

1

58

Перестановки, размещения, сочетания

1

59

Бином Ньютона

1

60

Бином Ньютона

1

61

Вычисление вероятностей событий

1

62

Вычисление вероятностей событий

1

Решение геометрических задач  6 часов

63

Комбинация многогранников

1

64

Комбинация  многогранников

1

65

Комбинация тел вращения

1

66

Комбинация тел вращения

1

67

Комбинация многогранников и тел вращения

1

68

Комбинация многогранников и тел вращения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Занимательная математика"

Программа "Занимательная математика" разработана для обучения учащихся 5-6 класса в системе дополнительного образования. Основаниа на получении знаний по истории математики, углублении знаний о ...

Программа дополнительного образования по математике "Омега"

Программа дополнительного образования по математике "Омега". Расчитана на 34 ч.  Предназначена для  учащихся: 13-15 лет....

Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс

Программа  " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...

Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"

Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"...

Программа дополнительного образования по математике «Профильная математика» для учащихся 9 классов

Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.Без базовой математи...