Программа дополнительного образования по математике "Омега"
рабочая программа по теме

Лютина Вера Николаевна

Программа дополнительного образования по математике "Омега". Расчитана на 34 ч.  Предназначена для  учащихся: 13-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omega.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кивать

Кузоватовского района Ульяновской области

        

Дополнительная

образовательная программа

«Омега»

Возраст учащихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 года

                                                                                           Программу разработала

Лютина В.Н.

                                                                              учитель математики

МОУ СОШ с. Кивать

Кузоватовского района

Ульяновской области                      

                                                        с. Кивать 2013 г.

Пояснительная записка

     

      Программа кружка «Омега» относится к научно-техническому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

     Актуальность. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.

     Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

          Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а  ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.  

         Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

       Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель программы:

          Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

Задачи:

Обучающие задачи

  1. учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
  2. учить быть критичными слушателями;
  3. учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
  4. учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
  5. учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
  6. изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  7. демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
  8. достигать более высоких показателей в основной учебе;
  9. синтезировать знания.

Развивающие задачи

-        повысить интерес к математике;

-        развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-        развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

-        развивать эмоциональную отзывчивость

-  развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

-        воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

-         воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

-        формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развить пространственное воображение;

-         формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

-        воспитать трудолюбие;

-        формировать систему нравственных межличностных отношений;

-        формировать доброе отношение друг к другу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Омега» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Принципы программы:

Актуальность
         Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
Научность
        Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность
      Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность
      Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
       Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,   во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, успешная сдача ГИА.
Реалистичность
       С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный
       Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся:  1 занятие в неделю по 45 минут.

   Основными формами образовательного процесса являются:

  1. практико-ориентированные учебные занятия;
  2. творческие мастерские;
  3. тематические праздники, конкурсы, выставки;

     На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

    Основные виды деятельности учащихся:
           -решение занимательных задач;
          -оформление математических газет;
          -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
         - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
         -проектная деятельность
         -самостоятельная работа;
         -работа в парах, в группах;
         -творческие работы.

Ожидаемые результаты программы и способы их проверки

      Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  1. простое наблюдение,
  2. проведение математических игр,
  3. опросники,
  4. анкетирование,
  5. психолого-диагностические методики.

     Метапредметными результатами изучения курса являются:

       регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

       познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

4) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

       коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

       Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  1. занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  2. занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  3. самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  4. участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  1. результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  2. активность,
  3. аккуратность,
  4. творческий подход к знаниям,
  5. степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

           Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) пользоваться изученными математическими формулами;

3) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения  практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

4) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

5) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса;

6) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Проверка результатов проходит в форме:

  1. игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  2. собеседования (индивидуальное и групповое),
  3. опросников, 
  4. тестирования,
  5. проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Структура занятия математического кружка

 - доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

- решение задач, в том числе и повышенной сложности.

- решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

- ответы на разные вопросы учащихся.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

     Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Учебный план

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекция

П/ р

С/ р

1. Подготовка к олимпиаде по математике.

9

1

6

2

2. Из истории математики

6

6

3. Занимательные задачи.

10

1

8

1

4. Старинные задачи.

4

4

5. Прикладная математика.

5

1

4

Итого

34

3

22

9

Тематическое планирование

Но-мер

заня-

тия

Тема занятия

часов

Дата

проведения

все-го

лек-ция

П/ р

С/ р

по плану

по факту

Подготовка к олимпиаде по математике. 9 часов.

1-3

Сложные задачи на проценты.

3

1

1

1

4-7

Текстовые задачи.

4

3

1

8-9

Задачи районной олимпиады.

2

2

Из истории математики. 6 часов.

10

Гений 18 века – Леонард Эйлер.

1

1

11

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

1

1

12

Трагическая судьба Эвариста Галуа.

1

1

13

Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.

1

1

14

«Принцесса науки» С. В. Ковалевская.

1

1

15

В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

1

1

Занимательные задачи. 10 часов.

16

 Задачи на перекладывание спичек.

1

1

17

Расшифровка текстов.

1

1

18

Расшифровка ребусов.

1

1

19

Математические софизмы.

1

1

20-21

Задачи на взвешивания.

2

2

22-25

Логические задачи.

4

1

2

1

Старинные задачи. 4 часа.

26

Задачи из «Арифметики

Л. Н. Толстого».

1

1

27

Задачи С. А. Рачинского.

1

1

28

Индийские старинные задачи.

1

1

29

Греческие, китайские старинные задачи.

1

1

Прикладная математика. 5 часов.

30

Математические фокусы.

1

1

31

Кулинарные рецепты.

1

1

32

Азбука Морзе.

1

1

33

Не отрывая карандаш от бумаги.

1

1

34

Быстрый счёт без калькулят.

1

1

итого

34

3

22

9

Основное содержание программы

 Программа включает в себя несколько блоков.

     Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике». 

Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.

     Второй блок – «Из истории математики».

В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

     Третий блок – «Занимательные задачи».

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

     Четвёртый блок – «Старинные задачи».

В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

     Пятый блок – «Прикладная математика».

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Формы: развивающие игры, лекции, оригами.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

1.    форм занятий, планируемых по разделам или темам

       лекции, мозговые штурмы, эвристические беседы, конференции, экскурсии в прошлое, развивающие игры,  викторины, работа с энциклопедией в Интернете, сообщения учащихся, мини-рефераты.

        2. формы приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способы передачи содержания образования и способы организации детской деятельности).

 а) методы по источнику познания:  

  -словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия );

  -практический (занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки );

  -наглядный (демонстрация, иллюстрирование);

  -работа с книгой;

  -видеометод.

б)  по характеру познавательной деятельности:

  -объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

  -репродуктивный (работа по образцам);

  -проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

  -частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

  -исследовательский (самостоятельная творческая работа).

в)  на основе структуры личности:

  -методы формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа );

  -методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра);

  -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).

Материально-техническое оснащение

   Учебный класс с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, 12 столов и  24стула для обучающихся, доска, мел, чертёжные инструменты, наглядные пособия (таблицы, геометрические фигуры), компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд-проектор.

Литература

             

1. Петрарков И.С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.

2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс,2005.

3. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Мухаметзянова Ф.С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. — 104 с.

6. Педогогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Математика/ авт.-сост. Ф.С. Мухаметзянова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск : УИПКПРО, 2007.

7. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных                         ресурсов.

Список литературы,

рекомендуемый детям.

 1.   Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9     кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990.

 

2.   Даан-Дальмедико  А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986.

 

3.   Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.

 

4.  Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988.

 

 5.  Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...