Программа дополнительного образования по математике «Профильная математика» для учащихся 9 классов
рабочая программа по математике (9 класс)

Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека. Грамотная организация процесса обучения, использование дифференцированного подхода в процессе преподавания позволяют удовлетворять потребности и запросы школьников, проявляющих интерес и способности к математике. Правильно подобранные серии заданий содержат в себе огромный потенциал для развития гибкости ума, пластичности мышления.

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится в дальнейшем при профильном обучении, при подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ. Курс предназначен для повторения, обобщения и некоторого углубления отдельных тем математики, подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, практикумы по решению задач, лекции, тестирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnaya_matematika_shilov_m.i.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

город Пыть-Ях

Программа

дополнительного образования по математике

«Профильная математика»

для учащихся 9 классов

Возраст: 14 – 16 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Учитель математики

МАОУ «КСОШ-ДС»

Шилов М.И.

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование актуальности курса.

Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека. Грамотная организация процесса обучения, использование дифференцированного подхода в процессе преподавания позволяют удовлетворять потребности и запросы школьников, проявляющих интерес и способности к математике. Правильно подобранные серии заданий содержат в себе огромный потенциал для развития гибкости ума, пластичности мышления.

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится в дальнейшем при профильном обучении, при подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ. Курс предназначен для повторения, обобщения и некоторого углубления отдельных тем математики, подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, практикумы по решению задач, лекции, тестирование.

  1.  Цели

1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

2. Умение применять полученные навыки при решении математических задач в других дисциплинах.

3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний;

4. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

  1. Задачи, поставленные для реализации программы

1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.

2. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.

3. Осуществление работы с дополнительной литературой.

4. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.

5. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:

Формирование у учащихся умений и навыков по решению математических задач;

Овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения и освоения избранной специальности на современном уровне;

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений, в будущей профессиональной деятельности;

Воспитание средствами математики культуры личности через понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка одаренных детей: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе». Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в школе все большее значение приобретает внеклассная работа по математике, которая способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Программа курса «Профильная математика» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс основной школы. Изучение методов решения математических задач дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, подготовиться для дальнейшего изучения математики, научиться решать разнообразные задачи различной сложности. Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ГИА. В ходе освоения содержания данного курса по выбору учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

 выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписания и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул на основе обобщения частных случаев;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы групп. Соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

  1.  Особенности структуры и содержания программы объединения

Программа «Профильная математика» общим объемом 68 часов (2 часа в неделю) рассчитана на изучение в течении одного учебного года и составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и согласована с требованиями государственного стандарта по математике.

Первая часть программы содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе таких разделов, числа и вычисления, алгебраические выражения, и представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по следующим направлениям: повышение удельного веса задач по материалам ОГЭ, что позволит выпускникам увереннее чувствовать себя на экзамене и показать свои знания в наиболее полном объеме.

Вторая часть программы знакомит детей с сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, знакомит с различными сторонами работы с задачами. При этом особое внимание уделяется последовательности действий, составлению простейших математических моделей и их анализу. При этом обращать внимание учащихся на задачи из истории математики, значение математики для решения задач.

Программа «Профильная математика» составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности, школьников и ориентирована на развитие их логического мышления, умений и творческих способностей. Позволяет ребятам использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

  1. Формы проведения занятий и методы обучения

При изучении программы используются следующие формы занятий:

  • рассказ учителя
  • беседа
  • выступление учеников
  • подробное объяснение решения задач

В работе используются следующие методы обучения:

  • иллюстративный способ обучения
  • деятельностный способ обучения, который протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для обучающихся, приносящей удовлетворение от участия в ней.

В процессе осуществления познавательной деятельности обучающиеся ориентируются на различные способы получения знаний, при этом предоставляется возможность выбора средств:

  • обсуждение вопросов в микрогруппе
  • обращение к справочной литературе, словарям
  • интернет – ресурсы
  • обсуждение вопросов и способов решения задач дома с родителями.

  1. Результаты изучения программы

Личностными результатами при изучении данного курса является формирование следующих умений:

сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой деятельности;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

критичность мышления; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, активность при решении алгебраических задач;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) .

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы.

умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе.

  1. Условия реализации программы

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, пособиями для подготовки к ОГЭ, электронными образовательными ресурсами, а также разнообразным дидактическим материалом. Преподавание осуществляется в кабинете математики, который соответствует требованиям Сан Пин 2.4.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует всем современным требованиям к оснащению образовательного процесса.

  1. Содержание программы.

2.1. Программа курса.

1 ЧАСТЬ. Тестовая часть

Раздел 1. Сюжетные задачи на разные темы

Раздел 2. Числа и вычисления

Раздел 3. Числовые неравенства, координатная прямая

Раздел 4. Числа, вычисления и алгебраические выражения

Раздел 5. Уравнения, неравенства и их системы

Раздел 6. Статистика и вероятности

Раздел 7. Графики функций

Раздел 8. Расчеты по формулам

Раздел 9. Арифметические и геометрические прогрессии с прикладным содержанием

Раздел 10. Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы

Раздел 11. Окружность, круг и их элементы

Раздел 12. Площади фигур

Раздел 13. Фигуры на квадратной решётке

Раздел 14. Анализ геометрических высказываний

Обобщающие занятия по методам и приемам решения задач.

2 ЧАСТЬ. Развернутая часть

Раздел 1. Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы

Раздел 2. Текстовые задачи

Раздел 3. Функции и их свойства

Раздел 4. Геометрическая задача на вычисление

Раздел 5. Геометрическая задача на доказательство

Раздел 6. Геометрическая задача повышенной сложности

Обобщающие занятия по методам и приемам решения задач

2.2. Учебно-тематическое планирование.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

1 ЧАСТЬ. Тестовая часть

46 часов

1-10

Раздел 1. Сюжетные задачи на разные темы

10

11-12

Раздел 2. Числа и вычисления

2

13-14

Раздел 3. Числовые неравенства, координатная прямая

2

15-16

Раздел 4. Числа, вычисления и алгебраические выражения

2

17-18

Раздел 5. Уравнения, неравенства и их системы

2

19-20

Раздел 6. Статистика и вероятности

2

20-21

Раздел 7. Графики функций

2

22-23

Раздел 8. Расчеты по формулам

2

24-25

Раздел 9. Арифметические и геометрические прогрессии с прикладным содержанием

2

26-27

Раздел 10. Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы

2

28-29

Раздел 11. Окружность, круг и их элементы

2

30-31

Раздел 12. Площади фигур

2

32-33

Раздел 13. Фигуры на квадратной решётке

2

34-35

Раздел 14. Анализ геометрических высказываний

2

36-46

Обобщающие занятия по методам и приемам решения задач

10

2 ЧАСТЬ. Развернутая часть

22 часа

47-50

Раздел 1. Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы

4

51-52

Раздел 2. Текстовые задачи

2

53-54

Раздел 3. Функции и их свойства

2

55-56

Раздел 4. Геометрическая задача на вычисление

2

57-58

Раздел 5. Геометрическая задача на доказательство

2

59-60

Раздел 6. Геометрическая задача повышенной сложности

2

61-68

Обобщающие занятия по методам и приемам решения задач

8

ИТОГО:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся »

Данная программа разработана для реализации в основной школе. За основу взята программа  Л.Б. Кофмана «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся»....

Программа дополнительного образования «Взгляд на Соединенное Королевство» для учащихся 6-х классов

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка, формирование и развитие  языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций средствами английско...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Программа дополнительного образования детей с ОВЗ. Математика в жизни. 9 класс.

Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно учащихся школ 7-8 вида, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализац...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Игра в пионербол» для учащихся 2-4 классов

Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее во...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)

Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы   курса математики, приобрести опыт   в решении   более    сложных задач. Поможет учащим...