Программа дополнительного образования детей с ОВЗ. Математика в жизни. 9 класс.
методическая разработка (9 класс) по теме

Опарина Татьяна Юрьевна

Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно учащихся школ 7-8 вида, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализацию и социализацию учащегося, на адаптацию его к окружающей действительности вообще. Как правило, данной категории учащихся математика даётся трудно. Психологами установлена закономерность. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже все сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему возникает потребность в тех задачах, с которыми подросток может столкнуться в реальной жизни, причем сюжет этих задач должен быть доступен пониманию и применен к ситуации, которая могла бы произойти уже на данном этапе жизненного пути. А задачи с ориентацией на будущую взрослую жизнь призваны вызвать интерес и повысить мотивацию к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_videnie_programmy.odt100.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Современная педагогика видит три цели математического образования.

        Первая – общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование.

         Вторая цель – прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому научить детей принципам математического моделирования каких-либо  реальных процессов.

         Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость.

        Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно учащихся школ 7-8 вида, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализацию и социализацию учащегося, на адаптацию его к окружающей действительности вообще. Как правило, данной категории учащихся математика даётся трудно. Психологами установлена  закономерность. При встрече с трудностями у подростка  возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже все сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему возникает потребность в тех задачах, с которыми подросток может столкнуться в реальной жизни, причем сюжет этих задач должен быть доступен пониманию и применен к ситуации, которая могла бы произойти уже на данном этапе жизненного пути. А задачи с ориентацией на будущую взрослую жизнь призваны вызвать интерес и повысить мотивацию к изучению математики.

        Актуальность курса:

 В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса алгебры и геометрии. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

Разработка программы данного  курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день.

Понимание и умение того, как производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.

Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем.

Цели курса:

  • - сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, показав широту применения математики в реальной жизни;
  • - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  • сформировать умения производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности, часто используемые в жизни каждой семьи,
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • обогащать и совершенствовать геометрические знания, сформировать представления о соотношениях размеров

        реальных объектов и связанных с ними геометрических величин;

  • научить решать основные задачи на проценты
  • научить производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • научить оценивать величины и находить их приближенные значения;

Программа курса наряду с образовательными решает следующие коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать долговременную память;
  • макро и микро ориентировку в пространстве;
  • научить анализировать решённую задачу и делать выводы по ней;
  • развивать связанную речь;
  • развивать творчество, фантазию и эстетический вкус при выполнении  заданий и проекта;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность и ответственность;

Курс учитывает специфические возможности учащихся, связанные с различными ограничениями в состоянии их здоровья:

  • дозируемая нагрузка заданий в урочное и внеурочное время в соответствии с возможностями ученика;
  • проведение физкультпауз для снятия мышечного напряжения, зрительного утомления, дыхательной гимнастики для улучшения кислородного обмена;
  • использование при необходимости специфического оборудования

        Курс рассчитан на учащихся 9 класса. Физиологические исследования показывают, что подростки оперируют представлениями, образами на стадии наглядно-образного мышления.  Хотя они в этот период и переходят на стадию словесно-логического мышления. Поэтому целесообразно мотивировать их на изучение данного курса, применяя в частности компьютерные технологии, а именно презентации.

Процесс обучения носит индивидуальный характер, что позволяет каждому ученику осваивать материал в нужном для него темпе и варьируемом объеме.

        В программе заложены  требования ФГОС по учёту  личностных индивидуальных особенностей обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Программа позволяет подготовиться к  государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе где существенно сместился акцент: выполнение заданий требует использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Данный курс рассчитан на 34 урока  по различным темам, касающимся  задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни.

В результате изучения математики ученик должен

уметь:

 выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, двузначных на однозначное, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

•  сочетать устные и письменные приёмы, использовать калькулятор;

• округлять целые числа и десятичные дроби;

• пользоваться основными метрическими единицами;

• оценивать и сравнивать результаты вычислений;

• знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты

•  изображать геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг) и находить их площади, находить площади нестандартных фигур;

• изображать фигуры в масштабе;

• выполнять презентации в программе NeoOffice

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы и тематическое планирование:

Тема 1. Введение в курс (1 час)

Цели и задачи курса. Демонстрация его актуальности

Тема 2.  Бытовые задачи, связанные с экономикой семьи (8ч)

Показ широты применения математических расчётов в семье.  Доходы и расходы денежных средств. Работа, зарплата. Бюджет семьи. Статьи расходов. Оплата ЖКХ и счётчики учёта. Тарифы. Штрафы. Пени. Ориентирование в тарифах телефонной связи и интернета.

Тема 3. Задачи, связанные с покупками (8 ч)

Проценты в современной жизни. Распродажа. Скидки. Наценки. Анализ цен. Количество. Стоимость. Ориентация в торговых центрах и магазинах. Покупка продуктов и лекарств.

Тема 4. Задачи, связанные с банковскими услугами  (6 ч)

Вклады и проценты, срок вклада, сумма вклада.

Банковские операции, связанные с использованием пластиковых карт. Кредитование населения. Ссуды в различных банках.

Тема 5. Задачи, связанные с ремонтом и строительством (7 ч)

Масштаб. Построение плана проектируемого объекта в масштабе. Периметр. Определение площади фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг). Нестандартные фигуры и нахождение их площади делением на несколько простых фигур. Расчёт и приобретение строительных материалов и средств ремонта. Экономия средств.

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Выполнение итогового проекта по выбору учащегося (3 ч)

Оценка результатов обучения по программе

В процессе обучения применяются следующие системы оценки достижений учащихся:

  • Пятибальная – для оценки усвоения теоретической составляющей программы, письменных работ традиционного типа, тестов.
  • Портфолио – для оценки усвоения материала по соответствующим разделам курса. Портфолио включает все письменные работы, все комментарии учителя к письменным работам, что позволяет проследить динамику работы каждого учащегося; творческие работы и презентации.

Условия реализации программы

Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер MacBook, выход в Интернет, сканер, принтер.

Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.

Минимальное программное обеспечение:

• сетевые учебные материалы, размещённые в образовательной среде Moodle Нижегородского Ресурсного центра дистанционного обучения детей;

• программа Skype, позволяющая вести общение между педагогом и учеником;

• NeoOffice.

Стартовый уровень технических умений учащихся:

• умение работать с любым из браузеров и поисковыми системами;

• умение работать в Skype;

• умение работать в образовательной среде Moodle;

• умение использовать компьютер, сканер, принтер.

Литература:

1)Фоминых, Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.

2)Ататасян, Л.С и др. Геометрия.7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Л.С. Анатасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 384 с.

3)Нагибин, Ф.Ф. Канин, Е Математическая шкатулка : Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. Шк. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988.

4)Колягин Ю.М., Пикан В.В. О прикладной и практической направленности обучения математике// Математика в школе. – 1985 - No6.

5)Тихонов А.Н. , Костюмаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. – М.: Наука, 1974.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математики. М.: Просвещение, 1980.

6)И.М.Смирнов, В.А.Смирнова « Геометрические задачи  с практическим содержанием» М.: МЦНМО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...

Образовательная программа дополнительного образования детей "С компьютером по жизни"

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

Программа дополнительного образования детей «Самоделкин» Для учащихся 5-7 класс

Программа кружка предусматривает воспитание у учащихся потребности в труде, уважения к лицам труда, формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, необходимых для участия в прои...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)

Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы   курса математики, приобрести опыт   в решении   более    сложных задач. Поможет учащим...