Технологическая карта урока
учебно-методический материал по математике на тему

Воронова Татьяна Николаевна

CПредставлены возможности технологической карты урока, ее структура и этапы работы над ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Гребенникова Екатерина Никифоровна

Должность: учитель математики

ОУ:  МБОУ «Базковская СОШ», станица Базковская, Ростовская область.

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Базовый учебник:       Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

Место в общей структуре курса:   глава 2 « Дробные числа», §7   «Умножение и деление десятичных дробей», 11 урок по теме.

Тип урок: изучение нового материала.

Цель урока:  Создать условия для формирования  умений  выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение умножения  десятичной дроби на натуральное число.

Задачи урока:

Предметные:  

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход  выполнения, выбирать алгоритм решения нестандартных задач, применять алгоритм умножения, умножать десятичные дроби с применением законов умножения.

Метапредметные

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения.

Познавательные:  передавать содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.

 Личностные:   Объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Понятия: множители, произведение, правило умножения, законы умножения.

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Обучающие научатся умножать десятичные дроби, использовать при умножении десятичных дробей правила записи и переместительный закон умножения.

Читать и записывать десятичные числа. Решать различного вида задания на умножение десятичных дробей. Применять алгоритм умножения десятичных  дробей.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные: Понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. Проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные:

Ориентироваться в  системе знаний, осознанно и произвольно строить речевое высказывание,  добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, ранее полученные знания, информацию, полученную на уроке)

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Работать по составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

Совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме,  слушать и понимать речь других, оформлять мысли  в устной и письменной форме.

Инструкции и пояснения

  • Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

  • Распределение по группам

Обучающиеся объединяются в пары с соседом по парте при выполнении самостоятельной работы.

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

После выполнения  самостоятельной работы, обучающиеся обмениваются работами, и проверяют с представленными ответами.

На этапе мотивации к учебной деятельности, на этапе построения плана выхода из затруднения и на этапе реализации построенного плана и первичного закрепления

  1. Мотивационный блок

Прослушивание притчи

 Настраиваются на работу

Презентация, слайд № 1

Работа  с таблицей

Формулируют тему и записывают в тетрадь, составляют план работы

Презентация, слайд № 3

  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения от учителя

Презентация, слайд № 5

Письменные источники         

Письменные задания №  1400; 1401(а), № 1403.

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Зубарева И.И. и др. М.: Мнемозина, 2012.

Карточки

У каждого на столе.

Таблица.

Презентация, слайд № 3

Экран, доска, мультимедиа проектор, компьютер.

Самостоятельная работа, таблица, проблемная задача.

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения

От учителя

Письменные задания из учебника

№  1400; 1401(а), № 1403.

Письменные задания из  самостоятельной работы

2 варианта.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка.

Взаимная оценка.

  1. Рефлексивный.

Продолжи предложение.

  Высказывают своё мнение об уроке.

Отношение к проделанной работе на уроке, слайд № 12.

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. (Текст притчи напечатан  в приложении 1).  В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

Взаимное приветствие

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока.

Визуальный контроль готовности  рабочего места к уроку.

 

 Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Прослушивание

притчи.

4 мин

Личностные: самоопределение, настраивание на урок

Познавательные: формулирование перед собой цели: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

На столах у каждого из вас таблица (приложение 2), а также на слайде № 2.

Угадайте секрет составления таблицы.

Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

Вопросы:   1) Как называются компоненты при умножении? 2)Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?

- Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

- А чем возникли сомнения?

Беседа в ходе фронтальной работы.

Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы

Учащиеся приступают к заполнению таблицы.

После заполнения всеми учащимися своих таблиц   проверяют ответы в заготовленной аналогичной таблице на слайде № 3.

Отвечают на вопросы.

Задания из таблицы

6 мин

Регулятивные:  проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативное

оформление своих мыслей в устной форме.

 

3

Выявление места и причины затруднения, определение цели.

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Итак, какое задание надо было выполнить?

Вам это удалось?

Значит, возникло затруднение?

В чем причина затруднения?

Сформулируйте цель нашего урока? Запишите в тетради число и тему урока.

Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?

беседа

Называют задания.

Отвечают на вопросы.

Называют причину затруднения.

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Формулируют задачи.

«Умножение десятичных дробей»

Слайд № 4

3 мин

Познавательные: извлечение необходимой информации для введения нового понятия.

Регулятивные: регулирование хода мыслей в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Устранение возникшего затруднения

 Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: Нужно покрасить двери в кабинетах, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.

Подводящий диалог

Ребята предлагают свои способы.

Определяют, что необходимо    вычислить (S) и что для вычисления нужно измерить (длина, ширина).

3 мин

регулятивные:

контролирование  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы, принятие решения и его реализация.

5

 Реализация построенного проекта.

Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению.

 Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

Вам удалось с ней справиться?

Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик.

 Каков наш следующий шаг?

Индивидуальная работа

Предлагают вариант решения

( 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм.

22дм ∙11дм = 242 дм2 = 2,42 м2)

Формулируют алгоритм.

Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

.Отвечают на вопрос.

Учащиеся пишут в тетради.

Слайд № 5

2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм.

22дм ∙11дм = 242 дм2 = 2,42 м2

5

мин.

Личностные: самоопределение, осознание ответственности за работу.

Познавательные: планирование своей деятельности, применение способов решения, прогнозирование результата, выстраивание логической цепочки рассуждений

Регулятивные: проявление познавательной инициативы

Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.

6

Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).

Усвоение нового способа действий.

 Выполните действия:

 а) 1,24  .  3, 6;

б)  7,5  . 0,48;  

в)  4, 037 . 83, 15.

Решение у доски

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Слайд №6

а) 1,24  .  3, 6;

б)  7,5  . 0,48;  

в)  4, 037 . 83, 15.

4 мин

Регулятивные:

 проговаривание последовательности действий на уроке. Выполнение работы по предложенному плану. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

7

Физкультминутка

Смена деятельности. Обеспечение эмоциональной разгрузки, сохранение здоровья

Учитель медленно читает стих:

Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполнение  зарядки

Коллективное выполнение зарядки

Стихотворение

Слайд  № 7

3 мин

8

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Проверка нового способа действий.

 Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?

- Приступаем к выполнению самостоятельной работы.  Предлагаются задания на слайде в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются тетрадями и выполняют проверку работы с помощью ответов на слайде.

Самостоятельная работа

Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка. Работа в парах.

Слайды № 8 – 9

Самостоятельная работа

I вариант.

а) 7,25 . 3,8;  

б) 0,6 . 0,47;    

 в) 5,96 . 12,84.

II вариант.  

а) 9,6 . 4,12;  

б) 0,8 . 0,59;      

в) 41,57 . 6,32.

5 мин

Личностные:  следование в поведении моральным нормам

Познавательные: выполнение действия самостоятельно

Регулятивные: контролирование своих действий

Коммуникативные: понимание применяемых алгоритмов с достаточной полнотой

9

 Включение в систему знаний и повторение.

Включения открытия в систему знаний.

Выполните № 1403 из учебника по вариантам:  I вариант а); в);  

II вариант б); г).

- Каким способом вы решали?

- Какие законы математики для этого применяли?

 Решить № 1400; 1401(а).

Индивидуальная работа

Работают с учебником и комментируют свои действия.

Слайд № 10.

№ 1403 из учебника по вариантам:  

I вариант  а); в);  

II вариант б); г).

 № 1400; 1401(а).

7 мин

коммуникативные:  владение монологической и диалогической формой речи.

предметные:

закрепление навыков умножения.

10

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания домашнего задания

Выучить правило умножения десятичных дробей стр214;

На  «5»: № 1391, №1392, №1393

На  «4»: № 1391, №1392

На  «3»: № 1391

Работа с дневниками

Записывают выбранное задание в дневник.

На  «5»: № 1391, №1392, №1393

На  «4»: № 1391, №1392

На  «3»: № 1391

Слайд № 11.

2 мин

Предметные: выполнение умножения десятичных дробей; записывание свойств умножения чисел; использование их для рационализации письменных и устных вычислений.

11

 Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Оценка деятельности на уроке.

 Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из  слайда  рефлексии на экране:
1.Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я выполнял задания...
5. Я понял, что...
6. Теперь я могу...
7. Я приобрел...
8. Я научился...
9. У меня получилось...
10. Я смог...
11. Я попробую...
Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке.  Выставим отметки. Урок окончен.

Беседа

Высказывают своё мнение о работе на уроке. Подводят итог. Комментируют  отметки.

Слайд № 12.

3 мин

Личностные: формулирование самооценки,   принятие адекватное причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проведение рефлексии способов и условий своих действий

Коммуникативные: планирование сотрудничества, использование критериев для обоснования своих суждений

Приложение 1.  Притча.

Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. Потом рыбак попросил человека, набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули и тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь»

Приложение 2.  Таблица.

Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

2,4

6,9

9,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...