Разработка урока по математике "Решение задач на части" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Урок разработан для 5 класса к учебнику Н.Я. Виленкин. Тип урока- получение новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_po_teme_reshenie_zadach_na_chasti.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме «Решение задач на «части»
Учитель математики: Лоскутова Вера Александровна
Эпиграф к уроку: « Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». (Д. Пойа)
Тип урока: урок применения знаний и умений
Методы и приёмы: словесный, наглядный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: учебник, карточки, эпиграф, мультимедийная доска (проектор)
Цель урока: Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение следующих результатов:
Личностных:
-умение правильно выражать свои мысли, свое собственное мнение,
- умение работать в паре, группе, развитие коммуникативных качеств,
- умение ответственно выполнять математические операции;
- умение учиться самостоятельно;
-развитие целеустремленности, саморазвития.
Метапредметных:
- -формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Предметных:
- познакомиться и научиться решать задачи на части, вывести и научиться пользоваться алгоритмом решения задач, разобрать решение трех основных задач на части: нахождение одной величины через другую, нахождение двух величин через их сумму, нахождение двух величин через их разность.
- Углубить знания и умения в применении свойств сложения и умножения над натуральными числами , группировать слагаемые в сумме и множители в произведении;
- - раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки;
- - применять разнообразные приёмы рационализации вычислений записывая соответствующую цепочку равенств;
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
1)Решать задачи на части с помощью уравнения, арифметическим способом
2) Выполнять вычисления с натуральными числами, используя свойства сложения и умножения над натуральными числами
Дидактические средства и средства ИКТ:
карточки с заданиями,
лист достижений,
Характеристика класса
Класс: 5
Количество обучающихся: 7
Мальчиков – 4, девочек – 3
Уровень обученности - 100%
Качество обученности – 71%
Ход урока
1.Оргмомент
Дорогие ребята! Что мы изучили на прошлых уроках.
- на уроке мы изучаем тему «Упрощение выражений, решение задач с помощью уравнения». «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»( математик Джордж Пойа)
Учитель: Чему новому мы научились на прошлых уроках?
-Ученик: Решать задачи с помощью уравнений;
-Решать двушаговые уравнения;
-Применять свойства умножения, вычитания, деления и сложения над натуральными числами;
-Раскрывать скобки и т.д
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Как вы думаете, ребята, решать задачи – это сложно? А нужно их учиться решать? Почему?
-Так как задачи развивают мышление, воспитывают упорство, настойчивость и волю. Вы хотите вырасти волевыми, успешными людьми? Да
Для того, чтобы научиться решать задачи, как вы думаете, что нам требуется повторить:
- свойства умножения, сложения, вычитания, деления над натуральными числами,
-решение уравнений
-приведение подобных слагаемых
-упрощение выражений
-алгоритм решения задач с помощью уравнений
Для этого ,ребята, давайте проведем устный счет
3.Актуализация знаний. Устный счет (вывести с помощью проектора)
1.Упростить выражение
1) 5a + 9a =
2). 7x + 9x + x =
3). 6c – 5c + 7c =
4). 7a – a –a + 10 =
5). 31p – 11p +6 =
6). 45 + y =
2.Реши уравнение
5a + 9a =28
3. Вычислить и “Найди слово”
1) 81*12 +12*19=
2) 203*15-103*15=
3)48*7- 24*7 =
4) 50 х 73 – 49 х 73=
5) 52 х 138 + 48 х 138=
«Части»
Какая тема урока?
- Решение задач на части
4.Постановка цели и задач урока. Проблемная ситуация.
Чем мы на уроке займемся?
-Научимся решать задачи на части, вывести алгоритм решения задач
Учитель дает детям рецепты приготовления блюд.
Для варки варенья требуется 2 части ягод и 3 части сахара. Сколько г ягод потребуется, чтобы сварить 600 г варенья?
-Какие величины, слова повторяются в задаче?
-Части, масса
Как вы думаете 1 часть ягод и одна часть сахара имеет одинаковые массы?
- да
Для решения задачи, что мы можем сначала найти?
-Массу одной части
-Варенье массой 600 г находится в одной емкости?
-Да
-Сколько частей находится в одной емкости?
- 5 частей
-Чему будет равна масса одной части, если масса варенья 600 г ?
-600 г разделить на 5 , равно 120 г
-Сколько частей ягод находится в варенье?
-2 части, значит, 240 граммов
Проговорите алгоритм решения задач на части.(проговаривают)
2 способ с помощью составления уравнения, выводят алгоритм.
За х г –массу одной части, выражают неизвестные величины через х, составляют уравнение, решают, отвечают на вопрос задачи.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель предлагает в парах решить следующие задачи любым способом:
Для варки пшенной каши потребуется 4 части воды, 6 частей молока, 3 части пшена. Сколько потребуется взять пшена, чтоб сварить 650 г каши? (проверяют самостоятельно)
Предлагает задачу: При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 3 части свинца и 7 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит кусок сплава, в котором олова на 280 г больше, чем свинца?
(проверяют с помощью проектора)
6. Первичная проверка понимания
Обучающая Самостоятельная работа
Вариант 1
Сплав состоит из олова. На 5 частей олова приходится 2 такие же части свинца. Ответьте на вопросы:
1. Сколько граммов олова содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г свинца?
(1) 28.
(2) 35.
(3) 50.
(4) 40.
(5) 175.
2. Сколько граммов свинца содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г олова?
(1) 28.
(2) 14.
(3) 175.
(4) 40.
(5) 50.
3. Сколько граммов свинца в куске сплава массой 210 г?
(1) 84.
(2) 150
(3) 140.
(4) 60.
(5) 30.
4. Сколько граммов олова в кучке свинца, в котором свинца на 2 10 г меньше, чем олова?
Задачи “на части”
Вариант 2
Для варки варенья ib малины на 2 части ягод берут 3 такие же части сахара. Ответьте на вопросы:
1. Сколько граммов ягод было, если взяли 900 г сахара?
(1) 360.
(2) 1350.
(3) 4500.
(4) 600.
(5) 300.
2. Сколько граммов сахара взяли, если было 800 г ягод?
(1) 3200.
(2) 1400.
(3) 1200.
(4) 4800.
(5) 400.
3. Сколько граммов сахара взяли, если ягод и сахара вместе взяли 1500 г?
(1) 750.
(2) 1000.
(3) 500.
(4) 600.
(5) 900.
4. Сколько граммов ягод взяли, если их взяли на 300 г меньше, чем сахар?
(1) 1000.
(2) 7500.
(3) 600.
(4) 900.
(5) 500.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8.Рефлексия
Что нового узнали на уроке, чему научились.
Дети подводят итог урока.
Использованная литература, интернет-ресурсы:
1.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/412761/
2. Н.Я Виленкин Математика 5 класс, Мнемозина, 2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике в 11 классе Тема: Подготовка к ЕГЭ. Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10
Урок-практикум направлен на формирование навыков решения задач В10 единого государственного экзамена. В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, зате...
Разработка урока по математике в 11 классе по подготовке ЕГЭ -2015 Тема: « Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10»
Тип урока: урок применения знаний на практике.Форма урока: урок-практикум.Цели: повторение теоретического материала – правила умножения для комбинаторных задач; основной формулы для вычисления в...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
Комбинированный урок...
Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс
Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС....
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...