Программа внеурочной деятельности 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Федченко Светлана Николаевна

         Данная программа разработана на основе:

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Закона РФ «Об образовании в РФ»;

- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)

      Предлагаемая рабочая программа  «Математический калейдоскоп»  6 класса  предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

        Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_6_klass.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  педагогическим советом от   .08.2017  , протокол №1                      

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от_______.08.2017 №_____ОД

Подпись ____________

                                                                                                                                                                                                                                        М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

 по математике

на 2017-2018 учебный год

Уровень общего образования   основное общее,

 6«А» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  35

Учитель   С.Н.Федченко

Рассмотрена на заседании

методического объединения     .08.2017,

 протокол №1

Пояснительная записка

 

         Данная программа разработана на основе:

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Закона РФ «Об образовании в РФ»;

- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)

      Предлагаемая рабочая программа  «Математический калейдоскоп»  6 класса  предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

        Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

        Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

          Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
        Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
        Содержание занятий кружка «Математический калейдоскоп»  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

        Для эффективности работы кружка «Математический калейдоскоп»  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к

познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

        Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

      Основными целями проведения занятий  являются:

- привитие интереса обучающимся к математике;

- углубление и расширение знаний по математике;

- развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений      обучающихся;                                

- воспитание настойчивости, инициативы.

      Задачи:

 -  воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;

 - оказать конкретную помощь обучающимся  в решении  текстовых задач;

 - способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

       Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

      Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  обучающихся разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий, в поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную программу кружка «Математический  калейдоскоп»  включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или  других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

     Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

    Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

    Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки  или  самая  элементарная  головоломка.  

     В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.  

     Рабочая программа кружка  «Математический калейдоскоп» разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Немного  истории

Математика царица наук. Вводное занятие. Пифагор и его школа

Учащиеся должны знать:

- краткую историю возникновения математики

- краткую биографию Пифагора,  его школы, теорию чисел

уметь:

- использовать приобретенные знания в жизни.

  1. Математическая смесь

Различные системы счисления. Восстановление знаков действий. Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. Плоские разрезания «Танграм». Задачи на делимость чисел. Задачи на принцип Дирихле. Решение задач «Кенгуру». Логические задачи с помощью графов. Решение задач на «замощение». Математические софизмы. Геометрические головоломки со спичками.

Учащиеся должны знать:

-  позиционные, непозиционные системы счисления, свойства систем;

- четыре действия арифметики;

- историю возникновения кругов Эйлера;

- сколько сторон у листа Мебиуса и его свойства;

- как разрезать и составлять фигуры;

- признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10;

- алгоритм принципа Дирихле ;

- как решать задачи на конструкцию и логику;

уметь:

-  переводить число из одной системы счисления в другую;

- решать задачи на «замощение»;

- различать математические софизмы;

- осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений применять признаки делимости в решении задач;

- делить фигуры на равные по площади части.

  1. Проектная деятельность

Проектная деятельность  по теме «Математическая смесь». Защита проектов

Учащиеся должны знать:

-  как осуществлять презентацию проектов;

уметь:

- осуществлять презентацию проектов;

-  использовать приобретенные знания в жизни

По данной теме предусмотрен зачетный урок «Итоговый мини-проект».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты освоение материала

1

07.09

Математика царица наук.

Вводное занятие

личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

познавательные: объясняют взаимосвязь первоначальных понятий   и  реальной действительности

2-3

14.09

21.09

Пифагор и его школа

личностные: выражают готовность к продолжению обучения ; учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

познавательные: строят логические цепи рассуждений

коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

4-5

28.09

05.10

Различные системы счисления.

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: выражают структуру примера  разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать

6-7

12.10

19.10

Восстановление знаков действий

личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

регулятивные: ставят  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8-9

26.10

02.11

Круги Эйлера

личностные: адекватно оценивают свою  деятельность

познавательные: строят логические цепи рассуждений, выбирают основания и критерии для сравнения,

регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

10-11

16.11

23.11

Лист Мёбиуса

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки практической  деятельности

12-13

30.11

07.12

Плоские разрезания «Танграм»

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

познавательные: выражают структуру задачи разными средствами, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

14-16

14.12

21.12

28.12

11.01

Задачи на делимость чисел

личностные: выражают готовность к продолжению обучения ;  учатся критически относится к информации и избирательности её восприятия

регулятивные: планируют последовательность действий для достижения какой-либо цели

 познавательные: применяют математические навыки  для решения  задач

коммуникативные: используют информацию с учётом   правовых норм

97-98

18.01

25.01

Задачи на принцип Дирихле

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

19-21

01.02

08.02

Решение задач «Кенгуру»

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: востанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

22-24

15.02

22.02

01.03

Логические задачи с помощью графов

личностные: понимают личностный смысл учения

познавательные: востанавливают  ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий  с помощью граф

25-26

15.03

22.03

Решение задач на «замощение»

личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее

эффективных способов решения задачи в зависимости от

условий;

регулятивные: целеполагание как постановка учебной

задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что

еще неизвестно

коммуникативные: учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

27-28

05.04

12.04

Математические софизмы

личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее

эффективных способов решения задачи в зависимости от условий;

регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

коммуникативные: работают в группе

29-31

19.04

26.04

03.05

Геометрические головоломки со спичками

личностные: формирование аккуратности и терпеливости при выполнении построений моделей

познавательные: формулирование проблемы; самостоятельный поиск решения; моделирование; самостоятельное создание алгоритма деятельности

регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

32-34

10.05

17.05

24.05

Проектная деятельность  по теме «Математическая смесь»

личностные: объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития

познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач

регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат

коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий

35

30.05

 Итоговый мини-проект


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате освоения данной программы учащиеся приобретут знания:

  1. в направлении личностного развития:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

           2) в метапредметном  направлении:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

           3) в предметном направлении:

-  различные системы счисления;

- приёмы решения практических задач на  перегибание, плоские разрезания, делимость

- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

- оценивать логическую правильность рассуждений;

- распознавать плоские геометрические фигуры,

- применять  свойства геометрических фигур при решении различных задач;

- уметь составлять занимательные задачи;

- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

-  позиционные, непозиционные системы счисления, свойства систем;

- четыре действия арифметики;

- историю возникновения кругов Эйлера;

- сколько сторон у листа Мебиуса и его свойства;

- как разрезать и составлять фигуры;

- признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10;

- алгоритм принципа Дирихле ;

- как решать задачи на конструкцию и логику;

-  перевод чисел из одной системы счисления в другую;

- решение задач на «замощение»;

- различать математические софизмы;

-осознанно строить речевые высказывания, выстраивать логические цепочки умозаключений применять признаки делимости в решении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...