Электронные формы обучения в школе как повышение интереса учащихся к математике
материал по математике на тему

Кузнецова Елена Ивановна

Семинар учителей математики " Электронные формы обучения в школе как повышение интереса учащихся к математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 000235d2-05ca915a.zip1.42 МБ

Предварительный просмотр:

«Электронные формы обучения в школе

как повышение интереса к математике»

Обобщение опыта учителя математики
МОУ СОШ №2

Кузнецовой Елены Ивановны,

высшая квалификационная категория

Методический мастер-класс по обмену опытом

Дата и место проведения: 23.12.2015, МОУ СОШ №2

Контингент: участники районной конференции работников образования

Цель мастер – класса: на основе выводов участников мастер – класса сформировать общественное мнение о значимости предмета математики в 21 веке для развития личности ученика.

Программа Мастер – класса:


1. Теоретическая часть
Математика занимает в системе наук особое место. Изучает она, в конечном счете, природу, и это дает основание отнести ее к естественным наукам. Но в отличие от других наук о природе она пользуется не методами наблюдения и эксперимента, а дедуктивным методом, носящим чисто умозрительный характер, и это сближает ее с гуманитарными науками. Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности ученика. Сущность развития личности ученика с помощью математики состоит в целенаправленном формировании у учащихся единства разных видов интеллектуальных умений – специфико-математических и общеинтеллектуальных, реализуемых на математическом материале. Под качеством математического образования понимается не только уровень сформированности специально–научных знаний учащихся, но и развитие их личности, включая овладение базовыми компетенциями в процессе изучения математики, необходимыми для повседневной жизни и продолжения образования.

2. Практическая часть
Использование современных методов и технологий  в рамках реализации ФГОС. (Обобщение собственного опыта работы). Творческий альбом 5-б класса (ФГОС)



Ход мастер-класса


III. Деятельностно-практический компонент (практикум)
Стихотворение
Математика во всем», - нам твердят.

        Многие  не верят, спорить норовят:

        «Математика от нас далеко…

        Жить на свете без нее так легко!»

        Но пойдет однажды вечером дождь,

        Подойдешь ты к окну и поймешь:

        Все на свете, что видишь, давно

        Математикой отражено.

        Ты вглядись: от фонаря свет

        Векторами разлетается. Нет?

        Точки капель, окружности луж –

        Неужели ты не видишь? Ну ж…

        Окошек плоскости отрезками полны…

        И вечна траектория Луны…

        А по параболе летит метеорит.

        Через мгновенье в атмосфере он сгорит…

        Многоугольники, квадраты и круги…

        Пространства-времени неслышные шаги…

        Все движется и мчится, все улетает вдаль.

        А кто не видит этого …   того мне просто жаль.

Это стихотворение о роли математики.

 
Основой  реализация Федерального государственного стандарта основного общего образования служит  системно-деятельностный подход. Сегодня  главная задача учителя не только  дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить интерес к учению, научить учиться, применять знания в практической деятельности.

Математика широко применяется при изучении других предметов в школе, используется в практической деятельности будущих рабочих,  инженеров, технологов, экономистов, да и в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся.

Как же привить интерес к математике? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через  применение в учебном процессе активных методов и форм  работы на уроке и во внеурочное время.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,

для воспроизведения которых используются электронные устройства.

 Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает

традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на

всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения

предоставляет большие возможности перспективы для самостоятельной

творческой и исследовательской деятельности учащихся.

ЭОР для учителя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо

конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты

или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставления объективных

оценок (их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей

учебным предметом (ни для кого не секрет, что даже самый «слабый» ученик

предпочтёт компьютерное тестирование контрольной работе)

 Эл  Образов  для учащегося – это прежде всего – возможность действительно

научиться. Они позволяют выполнить дома более полноценные практические

занятия — виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными

процессами, лабораторные эксперименты и пр.

 Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию

собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя,

которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.

  6 класс

Данный модуль представляет собой задание с пошаговым контролем и состоит из пяти шагов. Задание предназначено для отработки умения и навыков учащихся умножать и делить положительные и отрицательные числа. При прохождении шагов учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Задание данного учебного модуля параметризировано. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики

Программа "Живая Геометрия" рассчитана на поддержку школьного курса геометрии и алгебры. Мы рекомендуем также использовать ее в курсе информатики, начиная с 3 класса и для внеклассной и внешкольной работы

"Живая Геометрия" позволяет заинтересованному математикой учащемуся проверить выполнение подмеченных закономерностей. С помощью программы можно также найти примеры, ручной поиск которых занял бы много времени или же просто невозможен. На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немыслимо; построить привлекательные фракталы, заставить вращаться идеально правильные многогранники и т. п.


Введение программы "Живая Геометрия" в практику американского образования явилось значительным событием. Локализация и адаптация программы к российским учебным заведениям проводилась ИНТом с учетом традиционно высокого уровня геометрической культуры в наших школах. Мы ставили перед собой цель объединить наши педагогические традиции с современным уровнем мировых технологий образования.

* Американский оригинал этой программы ориентирован на среднюю и старшую школу
* на педагогические ВУЗы

* Мы рекомендуем русскую версию программы "Живая геометрия" к использованию на уроках геометрии в 7-9 классах
* информатики, начиная с 3го класса
* для различных форм внеклассной и внешкольной работы

Возможности работы с программой "Живая Геометрия" весьма разнообразны.

* При индуктивном подходе "Живая Геометрия" позволяет учащемуся обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях.
* При дедуктивном подходе "Живая Геометрия" помогает как формулировать теоремы для последующего доказательства, так и подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание.

Мы рекомендуем сочетание этих двух подходов.

По мере приобретения навыков работы с программой деятельность учащегося развивается по таким направлениям, как

* анализ
* исследование
* построение
* доказательство
* решение задач

а также

* решение головоломок
* и даже рисование

Создатели "Живой Геометрии" предусмотрели работу с ней в разнообразных условиях:

* в классе с одним компьютером
* в классе с компьютером и мультимедиа-проектором
* в классе с компьютерной сетью
* в компьютерной лаборатории и т. д.

Разумное использование программы дает несомненные преимущества по сравнению с традиционным стилем преподавания геометрии.

Достаточным (хотя далеко не исчерпывающим) основанием для его активного внедрения в наши классы является естественная и мощная техника построения ЧЕРТЕЖЕЙ - аккуратных, грамотно описываемых и легко редактируемых.

Простая техника ИЗМЕРЕНИЙ элементов геометрических фигур, с которыми работает учащийся, позволяет усваивать метрические соотношения не догматически, а экспериментально - в том числе учащимся с затрудненным восприятием геометрии.

Высокий эстетический уровень оформления программы делает изучение геометрии привлекательным и открывает возможности таких ее нетрадиционных приложений, как построение узоров, дизайн и т.п..

Сервисные модули программы позволяют учащимся хранить и грамотно каталогизировать наиболее удачные построения - вплоть до создания мини-монографий.

Наиболее продвинутые средства пакета - такие, как рекурсия и мультипликация - предоставляют возможности для качественно более глубоких геометрических экспериментов, чем в традиционной геометрии.

Задачи "на построение"

Содержащийся в задачах на построение алгоритмический элемент необходим для формирования мышления, реализующего целостный подход. Поэтому задачи из курса информатики, направленные на освоение алгоритмического подхода, не заменяют математических задач на построение, но могут (и должны) дополнять их.

Именно в этом классе задач дидактические возможности Живой Геометрии особенно велики благодаря исключительной ясности и цельности заложенных в ней принципов конструирования. 

Задачи на развитие геометрической интуиции и алгоритмического воображения.

Это новый вид задач, вплотную примыкающий к проектным заданиям и формам работы, позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, познакомить с методами научной работы, в доступной для школьников форме.

В настоящее время персональный сайт учителя не является редкостью, мы постепенно привыкаем к новому явлению. В сети Интернет можно найти множество персональных сайтов учителей-предметников, отличающихся по степени содержательности и структурированности. К тому же,те, кто столкнулся с аттестацией знают, что сейчас для аттестации, а также для стимулирующих выплат учителя предпочтительно иметь свой персональный сайт. В наше время сайт может стать визитной карточкой образовательного учреждения; инструментом взаимодействия в системе учитель–ученик–родитель; портфолио учителя-предметника и 

Важно, чтобы материалы, размещенные на персональном сайте учителя, использовались в учебно-воспитательном процессе, объединяли учителя и учащихся, чтобы педагог из источника информации превратился в партнера по общей деятельности, тогда будет формироваться новый тип общения в системе «учитель – ученик», повысится авторитет учителя в глазах ученика.Работа с материалами персонального сайта учителя позволяет современному ученику развивать свой интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор, более продуктивно усваивать учебный материал; проверять уровень своих знаний и умений, используя онлайн тесты, тренажеры и интерактивные задания; получать навыки дистанционного обучения; повышать уровень ИКТ-компетентности.В этом случае можно говорить о том, что персональный сайт учителя способствует повышению качества школьного образования.

СЛОВО    ВА

Внеклассная работа по математ имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по матем, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. Как выяснилось, в конце 20 века произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы математ. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

ВЫСТУПАЕТ НАСТЯ ЦЫБАНЕВА

Электронный учебник

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, и этим упростить сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий.

Поэтому использование  электронных учебников (ЭУ) имеет ряд важных преимуществ:

1. Автоматизация  процесса создания электронных учебников, а также хранения данных.

2. Работа с практически неограниченным объёмом данных.

3.Электронные учебники отвечают потребностям личности ученика.

Что же такое «электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) компьютера, в которых отражено основное научное содержание учебного предмета.

ЭУ часто дополняет обычный. Он особенно эффективен в случаях, когда он:

    обеспечивает быструю обратную связь

    помогает быстро найти необходимую информацию ,поиск которой в обычном учебнике затруднен

    экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям

    наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)

    позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного ученика,   проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации менее удобно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

СЛАЙД

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника.

Можно выделить 3 режима работы ЭУ:

    обучение без проверки;

    обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

    тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В течение жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет. Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов.
А все приёмы, которые, я использовала сегодня, можно использовать при любой профессиональной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"

Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....

Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"

 Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...

Выступление «Повышение интереса учащихся к изучению языка за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы обучения»

Выступление  «Повышение  интереса учащихся к  изучению языка  за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы обучения»...