Учебный курс "В мире чисел, задач и головоломок"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

olyadonskih

Тема занятия: Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx14.9 КБ
Файл zanyatie_1.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема занятия: Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.

Цели занятия: Познакомить обучающихся с историей возникновения слова «математика». Познакомить со счетом у первобытных народов, а также с египетской и вавилонской нумерацией. Рассмотреть недостатки и достоинства каждой. Рассказать об использовании римской нумерации чисел. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

Расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики.

Ход занятия:

I. Орг момент

II. Беседа с учащимися и просмотр презентации.

1. Слово «математика» возникло в Древней Греции примерно в V веке до н.э., происходит оно от слова «матема» - «учение», «знания, полученные через размышления».

Древние греки знали четыре «матемы»:

  • Учение о числах (арифметика)
  • Теорию музыки (гармония)
  • Учение о фигурах и измерениях (геометрия)
  • Астрономию и астрологию.

2. Считать люди научились еще с незапамятных времен. Сначала они различали просто один или несколько предметов. Прошли сотни лет, прежде чем появилось число 2. Позже появились особые названия для других чисел.

3. Сначала для небольших, а потом для все больших и больших. Число – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.

4. Запоминать большие числа было трудно, и поэтому кроме пальцев рук и ног «задействовались» другие «приспособления». Например, перуанцы использовали для этого разноцветные шнурки с узелками. Веревочные счеты с узелками были и в России, а также во многих странах Европы. До сих пор люди завязывают узелки на носовых платках на память.

5. Египетская и вавилонская системы счисления.

6. Римская нумерация чисел. Римские цифры произошли не от букв, для их обозначения используется определенные комбинации палочек.

7. Упражнения.

1. Прочитайте следующие числа:

XL –

LXXX –

XC –

MCMXCVIII

CDLIX –

CCCLXXXII –

CMXCI –

MMI –

2. Запишите свой год рождения

III. Итог занятия.

IV. Рефлексия

V. Примерные названия творческих работ:

1. Славянская нумерация.

2. Арабская нумерация.

3. Появление арабской нумерации на Руси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.

Слайд 2

Появление счета Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов.

Слайд 3

Рис 3.1. КАК СЧИТАЛИ ТУЗЕМЦЫ урапун - 1 и окоза - 2 окоза-окоза – 4 окоза-окоза-урапун – 5 окоза-окоза-окоза – 6 7 и т.д. - много множество

Слайд 4

Счет у первобытных народов СЧЕТ НА «ПАЛЬЦАХ» загнуть палец - бе-бе р ука - ибон-бе две руки - ибон-али нога - самба-бе две ноги - самба-али

Слайд 5

Преимущества и неудобства Преимущества в том, что очень просто. Неудобства в том ,что для счета нужны люди.

Слайд 6

Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Первый счет

Слайд 7

Одна из таких систем счета впоследствии и стала общеупотребительной - десятичная. Появление десятичной системы счисления

Слайд 8

Принято считать, что узелковое письмо характерно для индейских племен, населявших Северную и Южную Америку. Оказывается у славян тоже было узелковое письмо и узелковый счет. К нашему времени от узелкового письма остались только следы в виде выражения «узелок на память» и гадание по узлам на льняной нити, в которых просматривается 60-тиричная система счисления.

Слайд 9

Египетская нумерация

Слайд 10

История египетской нумерации Одна из древнейших нумераций египетская. До нас дошли надписи, сохранившиеся внутри пирамид, на плитах и обелисках.

Слайд 11

Очень наглядной была система этих знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку Возникновение

Слайд 12

Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки Каждая единица изображалась отдельной палочкой Такими путами египтяне связывали коров Если нужно изобразить несколько десятков, то иероглиф повторяли нужное количество раз. Тоже самое относится и к остальным иероглифам. 1 10 Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила. 100 1000 Цветок лотоса Цифры Египта головастик 100 000 1 000 000 10 000 000 Египтяне поклонялись богу Ра, богу Солнца и, наверное, так изображали самое большое свое число Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу 1000 Поднятый палец - будь внимателен

Слайд 13

Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть 1 2 4 5 3 8 6 Например:

Слайд 14

Преимущества и неудобства Преимущества в том, что на тот момент не было лучше счета. Неудобства в том ,что было тяжело писать.

Слайд 15

Вавилонская нумерация В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной.

Слайд 16

Вавилонская нумерация Первой известной нам позиционной системой счисления была шестидесятеричная система вавилонян, возникшая примерно за 2500-2000 лет до н.э. Основанием ее служило число 60 следовательно, в ней должно было быть 60 цифр.

Слайд 17

Например: Число 53 нужно было бы записать так:

Слайд 18

Преимущества и неудобства Преимущества легко считать. Неудобства в том ,что объёмное написание.

Слайд 19

Римская нумерация

Слайд 20

Возникновение Наиболее долговечной из древнейших цифровых систем оказалась римская нумерация. Система римских цифр основана на употреблении особых знаков для десятичных разрядов .

Слайд 21

ЧИСЛА РИМСКОЙ НУМЕРАЦИИ I 1 II 2 III 3 IV 4 V 5 VI 6 VII 7 VIII 8 IX 9 X 10 XI 11 XXI 21 XL 40 L 50 LX 60 XC 90 C 100 CL 150 D 500 M 1000 Примеры: 444 – CDXLIV ; 1965 – MCMLXV ; 342 – CCCXLII ; 400 – CD.

Слайд 22

Правило римской нумерации Если меньшее число стоит слева от большего, то вычитаем. Если меньшее число стоит справа от большего, то прибавляем.

Слайд 23

Например: четыре записывается как IV , т. е. пять минус один , восемь — VIII ( пять плюс три ), сорок — XL ( пятьдесят минус десять ), девяносто шесть — XCVI ( сто минус десять плюс пять и плюс еще один ) и т. д.

Слайд 24

Преимущества и неудобства Преимущества эта нумерация очень удобна, даже в наше время её используют. Неудобства в том ,что объёмное написание

Слайд 25

Славянская кириллическая нумерация

Слайд 26

В учебниках по математике и истории не говорилось о том, как считали славянские народы, в том числе, как считали на Руси.

Слайд 27

До появления письменности наши предки обозначали числа зарубками на палочках или дощечках, которые у русских народов назывались бирками

Слайд 28

Возникновение Славянская кириллическая нумерация была создана по подобию греческой записи чисел греческими же монахами братьями Кириллом и Мефодием. До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии.

Слайд 29

В древней Руси употреблялась славянская нумерация, в которой числа обозначались буквами. Она похожа на римскую и греческую нумерации. Если в римской нумерации числа обозначались семью буквами, то в славянской – двадцатью семью буквами . Другое отличие славянской нумерации от римской заключалось в том, что она пользовалась не заглавными , а строчными буквами. Над буквами, изображающими числа, ставился особый значок – титло.

Слайд 30

Рис. 7. СЛАВЯНСКАЯ НУМЕРАЦИЯ

Слайд 31

Преимущества и неудобства Преимущества в том, легко считать. Она до сих пор используется в православных церковных книгах. Неудобства в том ,что тяжелые правила написания.

Слайд 32

Арабская нумерация

Слайд 33

Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация , которой мы пользуемся в настоящее время. Применяемые в настоящее время цифры : сложились в Индии около 400 г.н.э Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.н.э., Арабские цифры: В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I ( до конца XVII века сохранилась славянская нумерация) Возникновение

Слайд 34

История Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально " пустое место " Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" (nullum - ничто).

Слайд 35

Выводы 1.Славянский счет возник очень давно. 2. Древние славяне владели узелковым счетом, использовали зарубки на костях, палочках и дощечках. 3.Умели оперировать целыми и дробными числами. 4.Считали в 60-тиричной и 10-тиричной системах. 5.С момента создания азбуки у них появляется буквенная нумерация. 6.Славянская нумерация имела свои отличия от нумерации других народов и имела общие черты с греческой и римской нумерациями. Начиная с XVII славяне используют арабские цифры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В мире чисел» (общеинтеллектуальное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса

Программа « В мире чисел» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности....

Коеспект занятия математического кружка "В мире чисел"

Занятие математического кружка "В мире чисел" рассчитано на учащихся 5-6 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

Образовательно-воспитательная программа кружка по математике для 6 класса "В мире чисел и задач"

Образовательно-воспитательная программа кружка естественно-научного направления "В мире чисел и задач" для 6 класса...