Статья "Математический квест"
статья по математике на тему

Буланова Ирина Николаевна

В статье рассматривается одна из возможных методик преподавания математики в школе. Математика - сложный предмет. Страх перед ним часто затрудняет усвоение материала, тогда как позитивный настрой напротив, помогает разобраться с поставленными задачами. Элемент игры в любом деле способствует проявлению интереса и более активному включению в процесс. Современные  дети и подростки увлечены разнообразными компьютерными играми. Курс математики подходит под  определение квеста – приключенческой игры, в основе которой лежит исследование мира посредством решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Приглашение учащихся в увлекательное математическое приключение может изменить их отношение к предмету, вызвать интерес, усилить мотивацию и, как следствие, повысить уровень усвоения материала.  ……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kvest.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

     Играете ли вы в компьютерные игры? Большинство опрашиваемых дают положительный ответ на этот вопрос. Почему люди разного возраста, пола, статуса проводят свой досуг за монитором компьютера, спасая похищенных принцесс, собирая богатый урожай, сражаясь с вдруг ожившими динозаврами, исследуя древние гробницы или разгадывая тайные знаки древних рун?

        Психологи называют несколько причин, объясняющих повсеместное увлечение компьютерными играми.

        Принято считать, что играя, человек сбегает от реальности, от жизненных неурядиц и проблем. На самом деле, люди удовлетворяют свои психологические потребности.

        Одной из главных является потребность в компетентности. Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, которая предполагает знание сущности проблемы и умение её решать. Это потребность держать всё под контролем, оказывать влияние на развитие  ситуации. Ведь человеку нравится быть успешным, преумножать свои знания, умения и возможности. Преодоление сложного уровня или победа над противником позволяет эту потребность удовлетворить.  

       Не менее важным является желание автономии – самостоятельности, способности действовать на основании лично установленных принципов. Большинство людей не любят, когда ими пытаются манипулировать, они хотят самостоятельно принимать решения, координировать свои действия и  управлять ситуацией. Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения, уместного в данной ситуации.   

      Разгадывание загадок – одно из любимых занятий человечества с древних веков и до наших дней, о чём свидетельствуют высокие рейтинги популярности конкурсов и викторин.

      Компьютерные игры отличаются завидным разнообразием: приключения, стратегии, логические головоломки, аркады и многие другие.

      Приключение – игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету  и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения поставленных задач.

      Стратегия – игра, требующая планирования и выработки определённой стратегии для достижения конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем,  а целой группой, предприятием или даже вселенной.

     В основе головоломок лежат различные логические загадки, для решения которых необходимо отыскать некий предмет или собрать замысловатый механизм. Как правило, такие игры рассчитаны не на быстроту реакции, а на умственные способности.

     Аркада – игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, предоставление особых приёмов, постепенное открытие новых элементов игры и др.

      Некоторые игры невозможно охарактеризовать, так как они сочетают в себе элементы разных жанров. Например, квест - это  приключенческая игра, в основе которой лежит исследование мира посредством решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.  

      При изучении математики учащиеся решают множество примеров и задач, используя свои умственные способности, и тем самым открывают для себя что-то новое. К тому же учебную деятельность необходимо планировать. Так чем предмет «математика» отличается от компьютерной игры? Проведём сравнительный анализ.

Игра

ВМ

Прежде чем начать игру, её нужно загрузить. Мы делаем это добровольно, нажав на предлагаемую кнопку «ИГРАТЬ».

Учащиеся автоматически жмут на эту кнопку, поступая в школу, осознавая при этом, что математика является обязательным предметом на  протяжении всего обучения.

Запустив игру, необходимо ознакомиться с её правилами.  

На первых уроках в каждом классе оговаривается план работы, требования к её выполнению, отчётность, критерии оценивания.

Ежедневный бонус за вход в игру.

Посещение уроков – возможность получить новые знания, умения и навыки.

Разновидность заданий:

ежедневные

кратковременные

долговременные

Зачётные единицы:

д/з к каждому уроку

реферат, доклад или  конспект

проект по педмету

Каждый уровень можно пройти на 1, 2 или 3 «звёздочки». Есть возможность переигровки с целью увеличения опыта.

Диагностические самостоятельные  и контрольные работы можно написать на 1-5 баллов. В некоторых случаях разрешается переписывание.

Уровни различаются не только по целям, но и по сложности. Один можно пройти с ходу, а над другим придётся потрудиться. Хотя чаще успех зависит от действий самого игрока, а не от трудности уровня.

Разделы математики также отличаются друг от друга: от натуральных чисел и отрезков до интегралов, логарифмов и элементов теории вероятностей.  Трудность того или иного материала каждый ученик определяет для себя сам, исходя из своих уже имеющихся знаний и усилий, прилагаемых к получению новых.

Для прохождения сложного уровня можно воспользоваться помощью друга или использовать особые приёмы, предлагаемые на выбор.

Для лучшего усвоения материала учащимся  предоставляется учебная и методическая литература. Так же они могут прибегнуть к помощи товарищей или учителя.

Во многих играх есть особые уровни, не являющиеся обязательными к прохождению, но позволяющие набрать дополнительный опыт.

Желающие могут принять участие в олимпиадах и конференциях по предмету. В случае успеха – дополнительная оценка.

Для того, чтобы перейти на следующий уровень или открыть новую локацию, нужно набрать определённое количество опыта.

Для перехода на следующую ступень обучения (класс) необходимо сдать экзамен или зачёт по пройденному разделу.

Во многих играх присутствует виртуальный соперник, стремление победить которого и заставляет нас играть.

Здоровая конкуренция и соревновательный дух между учениками подстёгивает их к лучшему усвоению материала.

Итогом игры является победа, получение главного приза и звание чемпиона.

По окончании курса математики ученик получает экзаменационную оценку (ОГЭ, ЕГЭ) и аттестат.

     

      Во время игры и при изучении математики  люди испытывают схожие эмоции. Если не смогли выполнить задание или получили не ту оценку, которую ожидали, некоторые огорчаются и опускают руки, а другие пытаются исправить ситуацию. В случае успеха – радуются, получают положительный «заряд » и стимул двигаться дальше.

      Конечно, есть существенное различие. Если какая-то игра не понравилась или надоело играть, то её можно забросить или удалить совсем без каких либо неприятных последствий. С математикой так не получится. Если не уделять должного внимания предмету, то это может привести к пробелам в знаниях и, как следствие, проблемам при сдаче экзамена.

     Откуда вообще возникла мысль о сравнении? Доказанный факт - спрос рождает предложение. О массовом увлечении играми уже было сказано. Но в последнее время игры из компьютера начали проникать и в реальную жизнь. Всё чаще появляются интерактивные кафе,  развлекательные приключения в действительности, пользующиеся популярностью среди детей и подростков, которые привыкла жить в виртуальном мире, решать все вопросы  или преодолевать трудности посредством интернета.

     Математика – сложный предмет. Страх перед ней часто затрудняет усвоение материала. Может есть смысл позиционировать математику как увлекательный квест со множеством головоломок и задач, требующих решения. Возможно, так изменится отношение к предмету, появится интерес и, как следствие, повысится уровень усвоения материала и успеваемость по предмету в целом.

     Многие в своих фантазиях мечтают оказаться внутри интересной, яркой, динамичной компьютерной игры. Математика предоставляет реальную возможность почувствовать себя умным, сообразительным, мыслящим человеком и окунуться в захватывающее  и удивительное математическое приключение.

     Проведённый анализ показал, что у рассмотренных игр и предмета «математика» много общего: от отдельных этапов прохождения до самой сути – исследования мира. Изучать математику интересно, а изучать её играя – интересно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

Квест "Колесо истории"

Интеллектуальная игра  по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...