Агрозадачи в математике
учебно-методическое пособие по математике (5 класс) на тему

Иванова Ульяна Иннокентьевна

 

  • Данный проект основан на активном привлечении к работе по созданию сборника агропрофилированных  задач учащихся 5-6 классов.
  • В сборник  вошли результаты их самостоятельной работы в рамках прохождения тем курса математики 5-6 классов.
  • При этом учащиеся  привлекаются не только в техническом плане – выполнять задачи, уже сформулированные и поставленные перед ними руководителем проекта (например, искать и собирать статистические данные  по определенной теме), но и в концептуальном – они получают возможность придумывать самостоятельно формулировки заданий в рамках заданного формата, а также создают новые форматы и жанры учебных заданий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrozadachi_v_matematike.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрозадачи в математике

Иванова Ульяна Иннокентьевна

Учитель математики, МБОУ «Токкинская ШИСОО

 им.П.П.Ощепкова» Олекминского района РС(Я)

Актуальность:

  • Сельское хозяйство является одним из ведущих экономических отраслей страны и является одним из важнейших факторов развития села.
  • На сегодняшний день перед агрошколой стоит задача воспитать и вырастить компетентного и умелого выпускника в сфере сельского хозяйства.

Цель проекта:

  • обучение учащихся составлять и решать математические задачи, связанные с сельским хозяйством.

Задачи проекта: 

  • Анализ часто встречающихся жизненных ситуаций связанных со знанием элементарных математических вычислений, характерной для нашей местности;
  • Составление учащимися задач с агрокомпонентом;
  • Создание рабочего сборника задач по математике с агрокомпонентом для младших классов.

Методы и подходы к решению поставленных задач

  • Данный проект основан на активном привлечении к работе по созданию сборника агропрофилированных  задач учащихся 5-6 классов.
  • В сборник  вошли результаты их самостоятельной работы в рамках прохождения тем курса математики 5-6 классов.
  • При этом учащиеся  привлекаются не только в техническом плане – выполнять задачи, уже сформулированные и поставленные перед ними руководителем проекта (например, искать и собирать статистические данные  по определенной теме), но и в концептуальном – они получают возможность придумывать самостоятельно формулировки заданий в рамках заданного формата, а также создают новые форматы и жанры учебных заданий.  

Новизна проекта:

  • Состоит в оригинальном дидактическом подходе, направленном на максимальное расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся

Практическая значимость:

  • Состоит в том, что на уроках проводится работа по пропаганде сельских видов  деятельности, изучаются профессии, связанные с сельским хозяйством, также устраиваются встречи с успешными людьми, работающими в селе (фермерами, предпринимателями), организовываются экскурсии в их хозяйство

Введение

В настоящее время создание в современном мире на селе индивидуальных и коллективных фермерских хозяйств, арендных и семейных подрядов, необходимость рационального и высоко эффективного использования земельных угодий требуют подготовки грамотного, трудолюбивого и предприимчивого крестьянина, имеющего глубокие и разносторонние знания, особенно в области сельскохозяйственного производства, личный практический опыт работы в фермерском хозяйстве, обладающего творческой инициативой, высокой ответственностью, профессиональной культурой, способного принимать самостоятельные нестандартные решения с учетом разнообразных природных условий и складывающейся рыночной конъюнктуры.

Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они домой, получив профессиональное образование. Поэтому перед сельской школой стоит очень ответственная задача – воспитание у ребят глубокой любви к родной земле, сельскохозяйственным профессиям.

В условиях решения поставленных задач, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Именно поэтому в различных областях и регионах нашей страны руководители школ, учителя, ученые, педагоги ищут и апробируют рациональные пути и методы формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам аграрной технологии.

Для формирования любви ко всему родному, наша школа не только декларирует необходимость труда, но и на практике осуществляет трудовое воспитание, поддерживая в этом традиции прошлых поколений. Это выражается в труде на собственной школьной земле: на картофельном поле, на пришкольном участке, в летних лагерях и на уроках.

На уроках математики учащиеся анализируют, решают и придумывают свои задачи с агротехнологическим содержанием.

Учащиеся находят статистическую информацию из различных источников и с помощью учителя составляют задачи:

  1. Масса дикого северного оленя составляет 78 кг у самок и 93 кг у самцов. Сколько килограммов составит масса 15 самок и 25 самцов? 
  2. В 1970 году шкурка соболя стоила 120 рублей. Сколько рублей получил охотник за 270 шкурок соболей?
  3. В природе у каждой соболиной особи есть свой участок. Выразите в квадратных метрах участок одного соболя, если она составляет от 150 до 2000 гектаров.
  4. Соболь передвигается по земле «галопом», совершая прыжки от 50 до 80 см длиной. Сколько км прошел соболь за 73 прыжка, если длина его прыжка составляет 60 см?
  5. Надой молока на одну корову в 1990 году составила 1870 кг. В 1991 году уменьшилась на 365 кг, а 1992 году увеличилось на 125 кг по сравнению с 1990 годом. Сколько кг молока надоили за эти три года?
  6. В таблице приведены данные о поголовье крупного рогатого скота. На сколько уменьшилось поголовье скота за пять лет?

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

количество

247600

248800

246800

233900

233000

  1. На территории Олекминского района могли бы разместиться несколько государств вместе взятые: Корея - 98000 кв.км, Кувейт – 20000 кв.км, Словения – 20000кв.км, Израиль – 22072 кв.км, Лихтенштейн – 200кв.км, О-ва Кука – 240кв.км, Италия – 301кв.км.

Сколько квадратных километров составляет площадь Олекминского района?

  1. Длина пришкольного участка, который имеет прямоугольную форму, 110 м, а ширина на 35 м меньше длины. Найдите периметр и площадь пришкольного участка.
  2. По переписи населения от 2014 года в Олекминском районе проживает 25,7 тыс.человек. В Жарханском национальном наслеге проживает в 17 раз меньше. Сколько жителей проживает в селе Токко?
  3. По данным Всероссийской переписи населения в 2010 году в Олекминском районе русские составляют 45,6%, эвенки – 4,6%, татары – 1,7%, эвены – 1%, украинцы – 0,8%, другие национальности – 3,7%, остальное население – якуты. Сколько процентов населения составляют якуты?
  4. На территории улуса находится 90 котельных, 5/9 из которых отапливается дровами. Сколько котельных отапливается дровами?
  5. В магазин «Чара» завезли 75 кг огурцов. До обеда было продано 2/5 этих огурцов. Сколько кг огурцов осталось продать
  6. Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса ( у нас в классе 8 человек)?

Это им помогает приобретать навыки составления задач, показывающих практическую направленность, дети учатся перерабатывать объем информации, рассматривать задачи под другим углом. Составление задач побуждает их добывать сведения, анализировать и использовать свои практические наблюдения во время работы на пришкольном участке в теории.

Результатом совместной работы учителя и учащихся стало составление сборника задач не только с агротехнологическим содержанием. Сборник расширился задачами практического содержания из контрольно измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ:

  1. На диаграмме показано урожай овощей с пришкольного участка. Определите по диаграмме,  в каких пределах находится урожай картофеля?

1) 0-10%    2) 50-100%     3) 10-25%   4) 25-50%

  1. Постройте круговую диаграмму урожая картофеля с пришкольного участка Токкинской школы за 3 года:

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

2500 кг

1600 кг

3000 кг

  1. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 2 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?
  2. В летнем лагере 249 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 48 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
  3. Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 140 рублей за штуку и продает с наценкой 25%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей?
  4. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 10 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 15 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 8 литров маринада?
  5. В летнем лагере на каждого участника полагается 70 г сахара в день. В лагере 163 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 7 дней?
  6. Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно 1,5 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 19 кг вишни?

Площадь на клетчатой бумаге

  1. На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см \times1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите  площадь фигур в квадратных сантиметрах.

pic.6   pic.8  pic.18 pic.44  pic.94  pic.112

4

8

4

8

Заключение:

  • Цели и задачи АГРО проекта позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников нашего учреждения в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных сферах сельского хозяйства.
  • Для дальнейшей успешной реализации проекта нужно:
  • на уроках активизировать работу по пропаганде сельских видов  деятельности, изучать профессии, связанные с сельским хозяйством;
  • воспитывать любовь к родному краю, уважение к его  истории;
  • воспитывать  желание жить и трудиться в родном селе.

Использованная литература:

  1. Математика: учебник для 5-6 кл.ОУ./Н.Я.Виленкин и др.-М:Мнемозина, 2014
  2. Сборник задач по математике (агропрофилизация) 5-9 классы.-Малыкай, 2005
  3.  «Токкинцы – участники ВОВ 1941-1945гг (люди, факты, события)», /П.Д.Габышев ред.газеты Олекма
  4. ЕГЭ 2015.Математика. Задача 9. Геометрия: площадь /И.В.Ященко.-М: Изд.МЦНМО, 2015
  5. Тесты по математике для подготовки к ЕГЭ 5-7 классы/Т.И.Маркова. С-Петербург, 2013
  6. Рабочая тетрадь по математике. К учебнику Н.Я.Виленкина «Математика: 5 класс/Т.М.Ерина-М:Экзамен, 2014
  7. Социально - экономическое развитие Олекминского района РС(Я) в 2014 году. Выпуск №6. Справочный материал к Отчету исполнительных органов государственной власти РС(Я) по итогам 2014 года/Якутск-2014

Интернет-ресурсы

  1. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.wild/parno/12.shtml
  2. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.prajs-list.html
  3. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
  4. yandex.ru/images
  5. znanija.comОшибка! Недопустимый объект гиперссылки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...