Рабочая программа для детей ОВЗ
календарно-тематическое планирование по математике (9 класс) на тему

Заколенкина Надежда Викторовна

Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

В соответствии с учебным планом программа по предмету «Математика и конструирование» изучается в объеме 2 часа в неделю. На изучение предмета в 9 классе отводится 68 часов. Продолжительность урока  30 минут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено  и  принято

на заседании МО

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Руководитель  МО

__________ Л.И.Кижиканова

Рассмотрено  и согласовано

на заседании ПМПК

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Председатель ПМПК

__________  ______________

Утверждаю

Директор

МАОУ СОШ №1

ЗАТО  Межгорье

Республики Башкортостан

____________  С.А. Лебедев

Приказ № _________

от  «____» _________ 2017 г.

                                                                                                           

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Математические представления и конструирование

для детей с глубокой умственной отсталостью (надомное обучение) в МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на период 2017-2018 гг (9 класс)

                     Составитель:

учитель Заколенкина Н.В.

2017г.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

В соответствии с учебным планом программа по предмету «Математика и конструирование» изучается в объеме 2 часа в неделю. На изучение предмета в 9 классе отводится 68 часов. Продолжительность урока  30 минут.

Максимальная нагрузка на учащегося  устанавливается по 5-ти дневной рабочей неделе в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

   Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.

   В ходе обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» выделяются следующие основные задачи:

  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных общеучебных умений;
  • овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-образного и логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной умственной отсталостью.

   Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию предусматривается и реализация и более широкой задачи – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения этому предмету у учащихся с умеренной умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».

   Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью с учётом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.

   Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
  • формирование количественных представлений;
  • «чтение» и письмо цифр;
  • формирование представлений о форме;
  • формирование представлений о величине;
  • формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

   Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.

   Для обучению предмету «Математические представления и конструирование»  учащихся с умеренной умственной отсталостью характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость  материала при небольшом увеличении объёма и усложнении его.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с глубокой умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые  возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах  онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех  учащихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным  преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в  усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. Двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах и в надзоре.

У них нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается значительно нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Плохо перерабатываются  получаемые сведения. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. Самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства.

Запас сведений и представлений весьма ограничен.  С трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Можно научить группировать одежду, животных и т. д. Устанавливать различия удается только на конкретных предметах. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций.287697_html_6e8ce9e2

Усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Решение задач для них практически невозможно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. Речь ограничивается 1-2 словами. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей и т. д. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций. Память развита недостаточно. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память.

Обнаруживаются отсутствие потребности к общению. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину, а тем самым и на необходимые реабилитационные мероприятия. Одни — добродушны и приветливы; другие — злобны, агрессивны; третьи — упрямы, ленивы; четвертые — вялы, бездеятельны. Склонны к импульсивным поступкам. Продолжительность урока таких детей зависит от их психо - физического состояния.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения учащиеся должны уметь:

  • выполнять порядковый счёт прямой и обратный в пределах 10;
  •  выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с использованием при необходимости  калькулятора, компьютера.
  • название компонентов действий сложения и вычитания;
  • временные представления (части суток, порядок следования);
  • сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
  • соотносить количественные числительные с группами предметов;
  • называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • производить размен монет.

Практические упражнения:

  • построение отрезков заданной длины;
  • измерение отрезков с помощью линейки.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

4

5

6

Конструирование.

Количественные представления.

Представления о форме.

Представления о величине.

Пространственные представления.

Временные представления.

- Знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Знание видов линий (прямая линия и кривая линия).

- Знания о цифрах от 1 до 10, о составе чисел от 1 до 10.

- Знания о калькуляторе и способах работы с ним.

- Знание монет и бумажных купюр.

- Знание геометрических форм (шар, куб, треугольная призма – крыша, брусок – кирпичик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Знание плоскостных и пространственных фигур.

- Знание о видах линий (прямые, извилистые, ломаные).

- Понятия «большой – маленький».

- Понятия «низкий - высокий».

- Понятия «длинный – короткий».

- Понятия «лево-право», «верх-низ».

- Знание времён года, месяцев времён года, частей суток и их примет.

- Знание приёмов работы с электронными и механическими часами.

- Умение выкладывать изображения из геометрических фигур и линий.

- Умение выкладывать фигуры (геометрические фигуры, предметные изображения) и линии (прямые, кривые) из палочек (счётные палочки, палочки Кюизенера) по образцу и самостоятельно по словесной инструкции учителя.

- Умение выделять 1-10 предметов из множества.

- Умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

- Умение работать с калькулятором.

- Умение различать монеты и бумажные купюры, делать размен.

- Навык активного использования монет в процессе практических специально организованных образовательных ситуациях.

- Умение решать арифметические задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах 10, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах 2-6.

- Умение выполнять счёт объектов, расположенных в разном порядке.

- Умение группировать предметы по форме по образцу и по словесной инструкции учителя.

- Умение выполнять невербальную классификацию, сериацию фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объёмных фигур для конструирования.

- Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

- Умение рисовать круг, квадрат, треугольник по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.

- Умение лепить пространственные фигуры из пластилина.

- Умение выкладывать плоскостные фигуры из природного материала (шишек, каштанов, жёлудей).

- Умение рисовать линии на песке, манке.

- Умение выкладывать линии (прямые, извилистые, ломаные) с помощью ниток, верёвок, природного материала.

- Умение выполнять практические действия с напольными и настольными весами.

- Умение производить взвешивание, распределение по ёмкостям.

- Умение производить измерение сыпучих веществ с помощью столовой и чайной ложки, мерных стаканов.

- Умение ориентироваться в трёхмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).

- Умение называть, узнавать, описывать времена года, погодные явления (холодно, тепло, сыро, прохладно, идёт дождь, идёт снег, снегопад, град, радуга).

- Умение пользоваться часами в реальной бытовой жизни.

- Умение регулировать время по часам.

- Умение работать с календарями погоды и природы.

Учебно - тематический план 9 класс

п/п

Разделы

Количество часов

I

Конструирование.

13

II

Количественные представления.

20

III

Представления о форме

15

IV

Представления о величине.

10

V

Пространственные представления.

5

VI

Временные представления.

5

Итого:

68 ч

 

Учебно-методический комплекс по предмету «Математические представления и конструирование», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

Хилько А.А. Математика: учеб.для 9 кл. вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988.

1.Баравалль Г. Преподавание счёта/Пер. с нем. О.И.Чибисовой. – М.: Парсифаль, 1994.

2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена; СОЮЗ, 2002.

3.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. –СПб.: КАРО, 2007.

4.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.- СПб.: КАРО, 2007.

5.Козлова В.А. Количество и счёт: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста.-М.: ДРОФА, 2008.

Календарно-тематическое планирование по  предмету «Математические представления и конструирование» 9 класс адаптированная программа

 п№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1

Число 1. Цифра 1. Счет. Круг.

04.09-09.04

2

Увеличение на 1. Число и цифра 2. Круг.

3

Увеличение и уменьшение на 1. Числа 1, 2. Цифры 1, 2. Круг. Шар.

11.09-16.09

4

Счет в пределах 2 (количественный). Умение отсчитывать нужное количество предметов. Увеличение, уменьшение на 1.

5

Число и цифра 3. Узнавание цифр 1, 2, 3, написание. Круг и квадрат.

18.09-23.09

6

Состав числа 3.  Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров.

7

Состав числа 3.  Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Круг и квадрат.

25.09-30.09

8

Понятие на 1 больше, меньше.

9

Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3.

02.10-07.10

10

Понятие на 1 больше, меньше. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3. Решение примеров. Большой – маленький.

11

Число 4. Цифра 4. Счет до 4. Запись цифры 4. Низкий – высокий.

09.10-14.10

12

Число 4. Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Увеличение, уменьшение на 1. Низкий – высокий.

13

Счет в пределах 4. Запись примеров, используя знаки «+», «-». Составление задач-иллюстраций.

16.10-21.10

14

Состав числа 4. Составление и решение задач-иллюстраций, их решение, запись.

15

Узнавание цифр 1, 2, 3, 4. Написание. Отсчитывание нужного количества предметов. Низкий – высокий.

23.10-28.10

16

Запись примеров, их решение. Сравнение 1 и много.

II четверть

17

Число и цифра 5. Число и цифра 5. Счет. Написание.

06.11-11.11

18

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1.

19

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров.

13.11-18.11

20

Состав числа 5. Увеличение, уменьшение на 1. Запись примеров. Решение.

21

Число и цифра 5. Уменьшение, увеличение на 1 в пределах 5. Соседи числа (до 5). Круг и квадрат.

20.11-25.11

22

Цифра 6. Написание цифры.

23

Цифра 6. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1.

27.11-02.12

24

Число 6. Состав числа. Решение задач-иллюстраций. Круг, шар.

25

Число и цифра 7. Написание 7. Увеличение, уменьшение на 1. Квадрат.

04.12-09.12

26

Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов.

27

Число и цифра 7. Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций.

11.12-16.12

28

Состав числа 7. Запись и решение примеров. Понятия: длинный – короткий.

29

Число и цифра 8. Написание цифры. Увеличение, уменьшение на 1.

18.12-23.12

30

Число 8. Составление и решение задач-иллюстраций.

31

Узнавание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Отсчитывание нужного количества предметов.

25.12-30.12

32

Число и цифра 9. Состав числа. Треугольник.

III четверть

33

Использование часов в реальной бытовой жизни.

15.01-20.01

34

Работа с электронными часами.

35

Называние и показ на часах времени от 1 до 9 часов.

22.01-27.01

36

Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время.

37

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года.

29.01-03.02

38

Определение времен года по иллюстрациям.

39

Знакомство с понятием «месяцы года».

05.02-10.02

40

Месяцы года: осенние и зимние месяцы.

41

Месяцы года: весенние и летние месяцы.

12.02-17.02

42

Знакомство с числом и цифрой 10.

43

Число и цифра 10.

19.02-24.02

44

Число и цифра 10. Счет объектов, расположенных в разном порядке.

45

«Запись» цифр на калькуляторе.

26.02-03.03

46

Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

47

Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0).

05.03-10.03

48

Бумажные деньги: 10 р., 50 р. (5 и 0), 100 р. (1, 0 и 0).

49

Монеты и бумажные деньги.

12.03-17.03

50

Ролевая игра «Овощной магазин». Знакомство с правилами игры.

51

Ролевая игра «Овощной магазин». Распределение ролей.

19.03-24.03

52

Подготовка к экскурсии в магазин.

IV четверть

53

Экскурсия в магазин. Подведение итогов экскурсии в магазин.

02.04-07.04

54

Ориентация во времени: утро. Приметы утра.

55

Ориентация во времени: день. Приметы дня.

09.04-14.04

56

Ориентация во времени: вечер. Приметы вечера.

57

Ориентация во времени: ночь. Приметы ночи.

16.04-21.04

58

Точка. Построение точки.

59

Отрезок. Построение отрезка.

23.04-28.04

60

Отрезок. Построение отрезков заданной длины.

61

Линия, построение линий.

30.04-05.05

62

Прямая линия. Построение.

63

Кривая линия. Построение.

07.05-12.05

64

Решение задач геометрического содержания.

65

Решение простых арифметических задач.

14.05-19.05

66

Увеличение числа на несколько единиц (в пределах 10).

67

Сравнение чисел.

21.05-25.05

68

Повторение изученного материала.

Лист корректировки  календарно - тематического планирования

№ п/п

Изменение

Причина изменения



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта

В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

  • коммуникативный принцип;
  • линейности и концентричности;
  • коррекционной направленности;
  • комплексного подхода;
  • природосообразности и культуросообразности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.

Предполагаемые результаты:

- овладение навыком удерживания карандаша;

- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;

- овладение графическими навыками;

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов на тему

Упражнения для развития тонкой моторики рук

18.5

«Рисуночное письмо»

10.5

Жестово-образные игры

13

«Письменные упражнения»

9

Итого

51

Календарно-тематическое планирование

I четверть-12 часов

1.5 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

1

04.09-09.09

2

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

0.5

3

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса

1

11.09-16.09

4

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

0.5

5

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

1

18.09-23.09

6

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики

0.5

«Рисуночное письмо»

3

7

Рисование с помощью учителя узора в круге

1

25.09-30.09

8

Рисование с помощью учителя узора в полоске

0.5

9

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку

1

02.10-07.10

10

Рисование учащихся по трафаретам округлых предметов

0.5

Жестово-образные игры

2.5

11

Жестовые игры: «Под дождиком», «Ветер, ветер»

1

09.10-14.10

12

Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя»

0.5

13

Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя»

1

16.10-21.10

Письменные упражнения

2

14

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

15

«Письмо» линий на листе бумаги

0.5

23.10-28.10

16

«Письмо» линий на листе бумаги

0.5

II четверть-12 часов

1.5 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

5

1

Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук

1

06.11-11.11

2

Самомассаж рук с использованием различных массажеров

0.5

3

Самомассаж рук с использованием различных массажеров

0.5

13.11-18.11

4

Различные виды штриховки

1

5

Игры на узнавание предметов на ощупь

1

20.11-25.11

6

Различные виды штриховки

0.5

7

Различные виды штриховки

0.5

27.11-02.12

«Рисуночное письмо»

2

8

Совместное рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи)

1

9

Рисование учащихся по трафаретам с помощью учителя

0.5

04.12-09.12

10

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

0.5

Жестово-образные игры

3.5

11

Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя

0.5

12

Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя

0.5

11.12-16.12

13

Жестовые игры: Поездка в поезде" Подвижные игры- имитации

1

14,15

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

1.5

18.12-23.12

Письменные упражнения

1.5

13

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

25.12-30.12

14

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

0.5

III четверть – 15 час

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

0.5

15.01-20.01

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

3

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

0.5

22.01-27.01

4

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

0.5

29.01-03.02

6

Выработка динамической координации движений, выполняемых в ритме и темпе. Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д

1

«Рисуночное письмо»

3

7

Формирование понятий «длинное» и «короткое» звучание с использованием музыкальных инструментов

0.5

05.02-10.02

8

Обозначение различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками

1

9

Аппликация из геометрических фигур «Кот»

0.5

12.02-17.02

10

Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя

1

Жестово-образные игры

4

11,12

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

1.5

19.02-24.02

13,14

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

1.5

26.02-03.03

15

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

0.5

05.03-10.03

16

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

0.5

Письменные упражнения

3.5

17

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

12.03-17.03

18

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

19

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

0.5

19.03-24.03

20

Упражнения в написании знакомых букв по контурным линиям (точкам)

0.5

21

Запись своего имени по контурным ориентирам

0.5

IV четверть – 12 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Упражнения на развитие произвольных движений руками, ногами, головой.

1

02.04-07.04

2

Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

0.5

3

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся

1

09.04-14.04

4

Сгибание бумаги по образцу. Подготовка бумаги к рваной аппликации

0.5

5

Обводка по трафарету, раскрашивание

1

16.04-21.04

6

Обводка по трафарету, раскрашивание

0.5

«Рисуночное письмо»

2.5

7

Рисование совместно с учителем красками на большом листе бумаги

1

23.04-28.04

8

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

0.5

9

Составление аппликации путем составления целого из фрагментов

1

30.04-05.05

Жестово-образные игры

3

10

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

0.5

11

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

1

07.05-12.05

12

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов.

0.5

13

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов.

1

14.05-19.05

Письменные упражнения

2

14

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

1

21.05-25.05

15

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

1

Планируемые результаты на конец года:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями
  • выполнять выразительные движения
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
  • копировать несложные изображения

Список литературы

Андрющенко Н. В.Монтессори- педагогика и Монтессори- терапия. — СПб.: Речь, 2010.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.

Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.

Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

Пак ЧжэBy.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Фребелъ Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во-лобуева. — М.: Карапуз, 2001.

Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М.: Генезис, 2006.

Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.

Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Рабочая программа "Одаренные дети"

ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...

Рабочая программа ЦДП детей и подростков

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...

Рабочая программа для детей 6-7 лет.

Программа дополнительного образования....

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...