Проект "Способы умножения"
проект по математике на тему

Доржу Байлак Салчаковна

Цель и задачи проекта:

Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.

Задачи:

1.     Найти и разобрать различные способы умножения.

2.     Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.

3.     Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.

4.     Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sposoby_umnozheniya.docx477.43 КБ
Файл pamyatka.docx623.23 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное оздоровительное  учреждение

«Санаторная школа интернат» с.Шуй  

муниципального района Бай-Тайгинский кожуун

Республики Тыва

        

                Мастер-класс на тему:

«Способы умножения

 натуральных чисел»

 Составила: учитель математики Доржу Б.С.

2015г.

Цель и задачи проекта:

Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.

Задачи:

  1. Найти и разобрать различные способы умножения.
  2. Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
  3. Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
  4. Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

Гипотеза: «Знания лишь тем открываются.

                    Кто с разными числами знается!!!»  

                                                           Пифагор.

Содержание:

  1. Введение.                                                                     4 стр.
  2. Основная часть.                                                          5 – 11 стр.
  1. Прием перекрестного умножения

 при действии с двузначными числами                     5 стр.

  1.  Русско-крестьянский способ умножения.        5-6 стр.
  2. Таблица Оконешникова.                                     6 – 8 стр.
  3.  Индийский способ умножения.                          8 – 9 стр.
  4.  Египетский способ умножения.                         10 стр.
  5.  Китайский способ умножения.                           10-11 стр.
  6.  Японский способ умножения.                            11 стр.
  1. Заключение.                                                                 12 стр.
  2. Литература.                                                                  12 стр.

  1. Введение.

…..Вы не сможете выполнить умножения многозначных чисел - хотя бы даже двузначных - если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения.            Существуют способы перемножать числа и без знания таблицы умножения. Способы эти, не похожи на наши школьные приемы.

 В школе изучают таблицу умножения, а затем учат детей умножать числа в столбик. Разумеется, это не единственный способ умножения. На самом деле, существует несколько десятков способов умножения  многозначных чисел. В данной работе мы приведём несколько способов умножения, возможно они покажутся более простыми и вы будете ими пользоваться.

  1. Основная часть.
  1. Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами
            Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком».

Пример:      51 х 23 = 1173                                  5             1

                                                                                      X    

                                                                               2             3

Последовательно производим следующие действия:

                 1.    1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата.

                 2.    5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17.

                       7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.

                3.    5 х 2 = 10,  10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе.

                                                                                                   Ответ – 1173.

  1. Русско-крестьянский способ умножения.

Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам и одновременном удвоений другого числа.  Пример: 32 х 13 

Первый множитель =32

Второй множитель = 13

32

13

16

26

8

52

4

104

2

208

1

416

 Таблица 1. 

Деление пополам (см. левую половину Табл.1) продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число (правая часть Табл.1). Последнее удвоенное число и дает искомый результат.

Нетрудно понять, на чем этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение: ( 32 х 13 ) = ( 1 х 416 )

Особо внимательные  заметят "А как быть с нечетными числами, которые не кратны 2-м?".

Итак, пусть нам необходимо умножить два числа: 987 и 1998. Одно запишем слева, а второе - справа на одной строчке. Левое число будем делить на 2, а правое - умножать на 2 и результаты записывать в столбик. Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается.

Операцию продолжаем, пока слева не останется 1. Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение.  Дана графическая иллюстрация по данному описанию. ( см. Таблицу 2.)

Таблица 2.

  1. Таблица Оконешникова.

Школьники смогут  научиться, устно складывать и умножать многозначные числа. А поможет им в этом кандидат философских наук Василий Оконешников, по совместительству изобретатель новой системы устного счёта. Учёный утверждает, что человек способен запоминать огромный запас информации, главное – как эту информацию расположить.  
   По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.

По мысли учёного, прежде чем стать вычислительным «компьютером», необходимо вызубрить созданную им таблицу. Цифры в ней распределены в девяти клетках непросто. Как утверждает Оконешников, глаз человека и его память так хитро устроены, что информация, расположенная по его методике запоминается, во-первых, быстрее, а во-вторых – намертво.
       Таблица разделена на 9 частей. Расположены они по принципу мини калькулятора: слева в нижнем углу «1», справа в верхнем углу «9». Каждая часть – таблица умножения чисел от 1 до 9 (опять же в левом нижнем углу на 1, рядом правее на 2 и т.д., по той же «кнопочной» система). Как ими пользоваться?
     
Например, требуется умножить 9 на 842. Сразу вспоминаем большую «кнопку» 9 (она вверху справа и на ней мысленно находим маленькие кнопочки 8,4,2 (они также расположены как на калькуляторе). Им соответствуют числа 72, 36, 18. Полученные числа складываем особо: первая цифра 7 (остаётся без изменения), 2 мысленно складываем с 3, получаем 5 – это вторая цифра результата, 6 складываем с 1, получаем третью цифру -7, и остаётся последняя цифра искомого числа – 8. В результате получилось 7578.
Если при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.
С помощью матричной таблицы Оконешникова по утверждению самого автора, можно изучать и иностранные языки, и даже таблицу Менделеева. Новая методика была опробована в нескольких российских школах и университетах. Минобразования РФ разрешило публиковать в тетрадях в клеточку вместе с привычной таблицей Пифагора новую таблицу умножения – пока просто для знакомства.

Пример: 15647 х 5

  1. Индийский способ умножения.

В древней Индии применяли два способа умножения: сетки и галеры. На первый взгляд они кажутся очень сложными, но если следовать шаг за шагом в предлагаемых упражнениях, то можно убедиться, что это довольно просто.

Умножаем, например, числа 6827 и 345:

1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из номеров над колонками, а второй по высоте. В предложенном примере можно использовать одну из этих сеток.

Сетка 1                                                         Сетка 2

     

2. Выбрав сетку, умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки. В этом случае последовательно умножаем 3 на 6, на 8, на 2 и на 7. Посмотри на этой схеме, как пишется произведение в соответствующей клетке.

Сетка 1

3. Посмотри, как выглядит сетка со всеми заполненными клетками.

Сетка 1

4. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.

Сетка1

Посмотри, как из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены жёлтым фоном) составляется число 2355315, которое и является произведение чисел 6827 и 345, то есть 6827 х 345 = 2355315.

  1. Египетский способ умножения.

Древнеегипетское умножение является последовательным методом умножения двух чисел. Чтобы умножать числа, им не нужно было знать таблицы умножения, а достаточно было только уметь раскладывать числа на кратные основания, умножать эти кратные числа и складывать. Египетский метод предполагает раскладывание наименьшего из двух множителей на кратные числа и последующее их последовательное перемножение на второй множитель (см. пример). Этот метод можно и сегодня встретить в очень отдаленных регионах.

 Разложение. Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число.

Чтобы правильно подобрать кратное число, нужно было знать следующую таблицу значений:  

1 x 2 = 2                                                                                                                       2 x 2 = 4                                                                                                                         4 x 2 = 8                                                                                                                           8 x 2 = 16                                                                                                                      16 x 2 = 32

Пример разложения числа 25:    Кратный множитель для числа «25» — это 16;     25 — 16 = 9. Кратный множитель для числа «9» — это 8;   9 — 8 = 1.     Кратный множитель для числа «1» — это 1;  1 — 1 = 0. Таким образом «25» — это сумма трех слагаемых: 16, 8 и 1.

Пример:  умножим «13» на «238» .  Известно, что 13 = 8 + 4 + 1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 238. Получаем:                                                                        ✔         1 х 238  = 238                                                                                                 ✔         4 х 238  = 952                                                                                                 ✔         8 х 238  = 1904                                                                                                13 × 238 = (8 + 4 + 1) × 238 = 8 x 238 + 4 × 238 + 1 × 238 =                   1904 + 952 + 238 = 3094.

  1. Китайский способ умножения.

А теперь представим метод умножения, бурно обсуждаемый в Интернете, который называют китайским.  При умножении чисел считаются точки пересечения прямых, которые соответствуют  количеству цифр каждого разряда обоих множителей.

Пример: умножим 21 на 13. В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую.

Во втором множителе 1 десяток и 3 единицы. Строим параллельно 1 и поодаль 3 прямые, пересекающие прямые первого множителя.

Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть   21 х 13 = 273 

Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть   21 х 13 = 273 

Забавно и интересно, но проводить 9 прямых при умножении на 9 как-то долго и неинтересно, а потом еще точки пересечения считать… В общем, без таблицы  умножения не обойтись!

  1. Японский способ умножения.

Японский способ умножения – это графический способ с использованием кругов и линий. Не менее забавный и интересный чем китайский.  Даже чем-то на него похож.

Пример: умножим  12 на  34. Так как второй  множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1, строим  два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2.

 12    х   34

Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре.

    12     х     34

 Количество частей, на которые разделились круги и является  ответом, то есть  12 х 34 = 408.

  1. Заключение.

Работая над этой темой мы узнали, что существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. В общем, таблицу умножения все-таки знать нужно!

Данная работа может быть использована для занятий на математических кружках, дополнительных занятиях с детьми во внеурочное время, как дополнительный материал на уроке  по теме «Умножение натуральных чисел». Материал изложен доступно и интересно, что привлечёт внимание и интерес учащихся к предмету математика.

  1. Литература.
  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин  “За страницами учебника математики”.
  2. Л.Ф. Магницкий  «Арифметика».
  3. Журнал «Математика» №15 2011г.
  4. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Существует несколько десятков способов умножения  многозначных чисел. Приведём несколько интересных способов умножения, возможно они покажутся более простыми и вы будете ими пользоваться.

  1. Таблица Оконешникова.

15647 х 5 = 78235

  1. Русско-крестьянский способ умножения.

987 х 1998 = 1972026

  1. Индийский способ умножения.

  1.  х 45 = 2355315
  1. Китайский способ умножения.

  1.  х 13 = 273

  1. Японский способ умножения.

12 х 34 = 408

Таблицу умножения все-таки

знать надо!

МКООУ  СШИ с.Шуй

Бай-Тайгинского кожууна

«Способы умножения

натуральных чисел»

Работу выполнили: ученицы  8 класса

Хомушку Ч, Саая Ч

Руководитель: учитель математики

Доржу Б.С.

2014-2015у.г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Способы умножения натуральных чисел » Работу выполнили: ученицы 8 класса Саая Чинчи,Хомушку Чинчи. Руководитель: учитель математики Доржу Б.С.

Слайд 2

Цель и задачи проекта: Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений. Задачи: -найти и разобрать различные способы умножения; -научиться демонстрировать некоторые способы умножения; -рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся; -развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

Слайд 3

гипотеза «Знания лишь тем открываются. Кто с разными числами знается!!!» Пифагор.

Слайд 4

1.Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком». Пример: 51 х 23 = 1173 5 1 X 2 3 Последовательно производим следующие действия: 1. 1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата. 2. 5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17. 7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем. 3. 5 х 2 = 10, 10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе. Ответ : 1173.

Слайд 5

2.Русско-крестьянский способ умножения . Первый множитель =32 32 16 8 4 2 1 Второй множитель = 13 13 26 52 104 208 416

Слайд 6

987х1998=1972026

Слайд 7

3. Таблица Оконешникова.

Слайд 8

Пример : 15647 х 5

Слайд 9

4.Индийский способ умножения. Умножаем, например, числа 6827 и 345 :

Слайд 10

Сетки и галеры

Слайд 11

5.Египетский способ умножения. 1 x 2 = 2 2 x 2 = 4 - таблица значений для разложения числа 4 x 2 = 8 8 x 2 = 16 16 x 2 = 32 Пример разложения числа 25: Кратный множитель для числа «25» — это 16; 25 — 16 = 9. Кратный множитель для числа «9» — это 8; 9 — 8 = 1. Кратный множитель для числа «1» — это 1; 1 — 1 = 0. Таким образом «25» — это сумма трех слагаемых: 16, 8 и 1. Пример : умножим « 13 » на « 238 » . Известно, что 13 = 8 + 4 + 1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 238. Получаем: ✔ 1 х 238 = 238 ✔ 4 х 238 = 952 ✔ 8 х 238 = 1904 13 × 238 = (8 + 4 + 1) × 238 = 8 x 238 + 4 × 238 + 1 × 238 = =1904 + 952 + 238 = 3094.

Слайд 12

Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273 Пример : умножим 21 на 13 . В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую. Во втором множителе 1 десяток и 3 единицы. Строим параллельно 1 и поодаль 3 прямые, пересекающие прямые первого множителя. 2 3 7 6.Китайский способ умножения.

Слайд 13

7.Японский способ умножения. Пример: умножим 12 на 34. Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1 , строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2 10 3 8 12 х 34 = 408

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Отличие умножение и деления обыкновенных дробей от умножения и деления смешанных чисел"

Цель урока: систематизировать знания и умения детей, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число; развивать умение работать с различными видами информа...

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

Презентация к уроку математики по теме "Умножение Знак умножения"

Презентация составлена к уроку математики по теме "Умножение Знак умножения" во 2 классе. В ней представлен устный счет, объяснение нового и закрепление в вмде веселых задач. Все этапы анимированы....

Технологическая карта 5 класс по теме: "Умножение. Свойства умножения"

Технологическая карта для преподавателей 5 класса по учебник Козлова, Рубин...

Конспект урока математики "Умножение многозначных чисел на однозначное число. Умножение вида 1750 x2."

"Умножение многозначных чисел на однозначное число. Умножение вида 1750 x2."  6 класс  коррекционная  школа 8 вида...