Конспект и презентация к уроку "Доли и дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Андреева Лидия Викторовна

проблемный урок, с введением алгоритмов определения "доли", определение "дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.26 КБ
Файл презентация к уроку2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

УМК Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова

Тема: «Доли и дроби»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) Обучающая: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и её составляющих; учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби; оперировать математическими символами; записывать доли в виде обыкновенной дроби; читать дроби; называть числитель и знаменатель дроби, объясняя их содержательный смысл

2) Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать внимание

3) Воспитательные: способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения; положительного эффекта настойчивости для достижения цели

Материалы к занятию:

Демонстрационный: 1) презентация; 2) задание для проблемного действия (рисунок); 3) алгоритмы определения доли; определения дроби; записи дроби

Раздаточный: таблички алгоритма определения доли; определения дроби; эталон для самопроверки самостоятельной работы; карточки для этапа рефлексии

Ход урока

I. Мотивация  к учебной деятельности

- Здравствуйте дети! Я рада всех вас видеть!

Долгожданный дан звонок! (слайд 1)

Тут загадки и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

За работу, в добрый час!

- Сегодня вам на уроке потребуются учебники, тетради, ручки, цветные карандаши. Проверим всё ли у вас готово.

- Для чего надо подготовиться к уроку?  (чтобы не тратить время на поиски необходимого инструмента или  экономить время)

- Чем вы будете сегодня заниматься?  (работой, учебной деятельностью)

- Что это означает? Что конкретно вы будете делать? (самостоятельно выяснять, что мы знаем, а что ещё можем узнать, решать задачи)

- Кто вам поможет? (учитель)

- Где ещё можете добыть информацию?  (в учебнике, в справочнике, в интернете)

Молодцы! Приступаем к уроку.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, посмотрите на экран. На сколько частей разделили яблоко? А мандарин?

(слайд 2) Запишите эти числа. Они нам понадобятся позже.

- А теперь найдите половину от 18, от 100, от 196, от 1000 (9, 50, 98, 500)

- Молодцы! А где в нашей повседневной жизни можно встретить слово половина? (полкилограмма, полчаса, полбулки, полметра…)

- О каких частях целого вы ещё слышали? (четверть часа..)

- Посмотрите на рисунок (слайд 3)

- Вы видите 4 числа: ; 2; 1; . Как вы думаете, какое из четырёх чисел соответствует математической записи закрашенной части круга, изображённой на рисунке?  (ученики предлагают свою версию)

III. Выявление места и причины затруднения

- Где у вас возникло затруднение? (Я не могу выполнить это задание; я не знаю какое число выбрать; я не знаю, что обозначают некоторые числа)

- А можете вы доказать, что это правильная математическая запись?  (если ребёнок выбрал правильный ответ)

- В чём причина вашего затруднения? (я не знаю алгоритма записи части числа; не могу доказать правильность выбранного числа, т.к. не знаю правила)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая же цель нашего с вами урока?  

  • узнать, как выглядит число, обозначающее часть,
  •  узнать, как правильно записывать такие числа,
  • узнать, что обозначают цифры в записи этого числа

- А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.

(слайд 4) В начале урока мы с вами делили яблоко и мандарин. Узнали, на сколько частей разделили.  Давайте вспомним. Как по-другому мы называем такие части? (доли)

А сейчас попробуйте отгадать загадку. Она бывает барабанная, мы выбиваем её пальцами. А ещё она бывает охотничья. Что это? (дробь)

- Итак, тема нашего урока? (Доли и дроби) (слайд 5)

- Что нам потребуется, чтобы открыть новые знания? (перечислить правила, на основе которых будет построен алгоритм)

- А для этого нам будут нужны?  (учебники, справочники, интернет).

Давайте вместе составим план выхода из затруднения.

  • Познакомиться с определениями долей и дробей
  • Узнать способы, которые помогут правильно записывать и читать дроби

V. Реализация построенного проекта

Стр. 134 учебника (слайд 6)

- Сколько долей круга закрашена?

- Что такое доли? Чем мы воспользуемся, чтобы ответить на вопрос?  (учебником)

Алгоритм 1 (приложение 1)

Доли – это часть целого

- А как можно записать на математическом языке эти доли? (учебник)

;  

- Как будем называть эти числа?  (дроби)

- Что такое дробь? (учебник)

Алгоритм 2 (приложение 2)

Дробь-это число для выражения частей целого

- Из чего дробь состоит?  (учебник)

Алгоритм 3 (приложение 3)

  (приложение 4)

Что показывает знаменатель? (учебник)

Алгоритм 4 (приложение 4)

Знаменатель – на сколько частей делим целое

Что показывает числитель? (учебник)

Алгоритм 5 (приложение5)

Числитель – сколько частей берём

- Прочитать дроби: ; ; ; ; ;   (слайд 7)

- Назовите числители и знаменатели дробей. Что показывает знаменатель второй дроби? Что показывает числитель первой дроби?

VI. Первичное закрепление внешней речи

  1. №247 (задачник-тренажёр) – фронтальная работа

а) Как называются дроби при делении целого на 3; 5, 6, 8 частей?   ( ; ; )

б)На сколько равных частей разделили целое. Если получились четвёртые доли? седьмые доли? десятые доли? двенадцатые доли?  (на 4, на 7, на 10, на 12)

  1. №191
  2. №194 (а, б, г, д) (слайд 8)   - работа в парах

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задачник тренажёр: №193 (в, е); №194 (в, е) (эталон для самопроверки - приложение 6)

После проверки проводится анализ результатов, выявляется место и причины допущенных ошибок.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Карточка с вопросами

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

Домашнее задание:  №250, 3248, №256(а, б) - задачник

Приложение1

Алгоритм 1 

Доли –

это часть целого

Приложение 2

Алгоритм 2 

Дробь-это число для выражения частей целого

Приложение 3

Алгоритм 3

 - дробь

 

                                   

Приложение 4

Алгоритм 4 

Знаменатель показывает – на сколько частей делим целое

Приложение 5

Алгоритм 5 

Числитель показывает – сколько частей берём

                                                        Приложение 6

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую цель ставили в начале урока?
  3. Цель достигнута?
  4. Как вы достигали цель?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок! Тут загадки и задачи, Игры, шутки, все для вас! За работу, в добрый час!

Слайд 3

Найдите половину: от 18 от 100 от 196 от 1000

Слайд 4

, 2, 1,

Слайд 7

Доли Дроби

Слайд 8

Сколько долей круга закрашено?

Слайд 9

Прочитайте дроби : ; ; ; ; ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация по теме "Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей"

Характеристики ресурса Уровни образования:  среднее (полное) общее образование Класс(ы):  6класс Предмет(ы):  Математика Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)...

Конспект урока и презентация"Действия с десятичными дробями"

Урок -повторения действий над десятичными дробями в 5 классе. использована интерактивная доска...

Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"

Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...

Конспект и презентация к уроку по математике в 5 классе по теме Действия с десятичными дробями

Данный материал содержит в себе конспект урока и презентацию по теме Действия с десятичными дробями к учебнику математика 5 Виленкин...

План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"

Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока:  повторительно-обобщающийЦель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...